Основные организационные формы инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….

Понятие и виды инноваций……………………………………………………..
Классификация инноваций………………………………………………...
Краткая характеристика инноваций……………………………………….
Этапы инновационного процесса………………………………………………
Фундаментальные исследования………………………………………….
Прикладные исследования…………………………………………………
Опытно-конструкторские разработки…………………………………….
Освоение производства нового изделия…………………………………..
Понятие, виды и результаты инновационной деятельности…………….
Организационные формы инновационной деятельности……………………
Интерпартнерство, малая инновационная фирма, венчурная
фирма и типы венчуров………………………………………………………..

Технологический, инновационный центры, научный парк……………...
Научно-технический альянс, внедренческие фирмы…………………….
Организация творческой работы……………………………………………...
Мозговая атака……………………………………………………………...
Метод Дельфи………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Контрольная 7.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
 
  1. Организация творческой работы.

            Практика выработала множество методов организации  коллективного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы рекомендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить как есть.

  1. Мозговая атака

            Процедура «мозговой  атаки» выглядит следующим образом. Участники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в кратком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникновения, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10 – 15 минут происходит молчаливое обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования.

Количество  здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за поддержкой к руководителю.

            На втором этапе  происходит обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как соответствие предпосылкам и исходным требованиям; возможность реализации или отсутствие таковой; сроки осуществления; необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.

На третьем  этапе идеи оцениваются и ранжируются  на основе различных критериев (последовательно  выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться; набравшие при голосовании наибольшее или наименьшее количество баллов и т.п.).

            Руководитель организует фиксацию высказываний, следит за регламентом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, привлекает внимание; комбинирует и систематизирует выдвинутые идеи, подводит итоги.

            Метод «мозговой  атаки», применяющийся обычно при  нехватке новых решений и подходов, основывается на том, что для активации  мышления человека нужно, вырвав его  из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90% из них.

            Существует несколько  видов «мозговых атак»:

  • прямая мозговая атака, о которой только что было рассказано; обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей;
  • двойная мозговая атака, при которой группа из 20 – 60 человек обсуждают предварительно поставленную проблему в течение 5 – 6 часов в два этапа с перерывом, во время которого можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики работать дальше;
  • конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4 –12 человек);
  • индивидуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.
  1. Метод Дельфи

            Принципиально иной подход к выработке решений отражен в методе Дельфи, разработанном О.Халмером и состоящим в том, что анонимные эксперты, образующие комиссию, независимо друг от друга формулируют свое мнение по заданной проблеме. Затем на основе балльной оценки или статистических методов выбирается лучшее из альтернативных предложений. Отсутствие общения позволяет избежать группового воздействия и влияния. При необходимости работу можно организовывать в несколько «туров», последовательно приближаясь к идеалу. Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается одним из наиболее квалифицированных, поскольку учитывает мнение большинства, но требует значительных расходов.

Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов, помимо ограничения числа участников, служат:

  • их близкий социальный статус;
  • независимость друг от друга и от руководителя;
  • слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и появление оригинальных вариантов решения;
  • исключение предварительных оценок идей, могущих привести участников в смущение и снизить их активность;
  • предоставление возможных анонимных высказываний, если этого требует ситуация;
  • пересечение руководителем ухода в сторону, общих слов;
  • использование наглядных средств;
  • обеспечение эмоциональной поддержки предложений;
  • стимулирование активности;
  • помощь в конкретизации идей.

Кроме того, необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к  которым относятся:

  • краткость изложения;
  • уважительное отношение к служащим;
  • учет их компетенции;
  • образованность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов юмора;
  • демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест;
  • учет существующих альтернатив;
  • использование разных каналов продвижения идей;
  • риторических вопросов и провокационных высказываний;
  • наличие стимулирующих моментов;
  • показ возможности достижения успеха.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Мухамедьяров  А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008г.;
  2. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2003г.;
  3. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2001г.;
  4. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. – М.: Луч, 2002г.

5. Коробейников О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.

Информация о работе Основные организационные формы инновационной деятельности