Инновационная деятельность промышленного предприятия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании инновационной деятельности на предприятии. Для достижения которой необходимо:
Провести общую характеристику предприятия;
Изучить организационную структуру предприятия;
Провести анализ продукции;
Анализ системы контроля и качества;
Проанализировать инновационную деятельность ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»). Обнаружить проблемы и определить возможные пути решения

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретический анализ инновационной деятельности организации………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание и роль инновационной деятельности………………………6
1.2. Объективная важность инновационной деятельности…………………..7
1.3. Организация инновационной деятельности……………………………...8
1.4. Формы управления инновационной деятельностью……………………10
1.5. Анализ инновационной деятельности как инструмнт стратегического управления предприятием………………………………………………………12
Глава 2. Анализ инновационого развития ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»)…………………………………….18
2.1. Общая характеристика ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»)……………………………………………18
2.2. История возникновения и развития кондитерской фабрики…………..19
2.3. Организационная структура предприятия………………………………21
2.4. Организация контроля на ЗАО «Кондитерская фабрика им. К.Самойловой» («Красный Октябрь»)…………………………………………24
2.5. Анализ рынка кондитерских изделий и тенденции развития………….26
2.6. Анализ инновационной деятельности предприятия……………………26
2.7. SWOT – анализ……………………………………………………………28
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности АО «Кондитерская фабрика им. К.Самойловой» («Красный Октябрь»)…………………………………………………………………………32
3.1. Проектные предложения…………………………………………………32
3.2. Создание отдела по инновационному развитию………………………..34
3.3. Обеспечение отдела………………………………………………………35
3.4. Создание новой системы мотивации инновационного персонала........36
3.5. Анализ потенциала предлагаемого проекта…………………………….37
3.6. План реализации предлагаемого проекта……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность промышленного предприятия в современных условиях.docx

— 78.46 Кб (Скачать)

Национальный  Открытый Институт России

г. Санкт-Петербург

Кафедра     «Менеджмент организации»

Дисциплина «Производственный менеджмент»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента группы М92с/2в

Соболева  Сергея Александровича

«Инновационная деятельность промышленного предприятия в современных условиях»

 

                                                        Проверил____________________

                                                        Дата________________________

                                                          Оценка______________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретический анализ инновационной деятельности организации………………………………………………………………………..6

1.1. Содержание и роль инновационной деятельности………………………6

1.2. Объективная важность инновационной деятельности…………………..7

1.3. Организация инновационной деятельности……………………………...8

1.4. Формы управления инновационной деятельностью……………………10

1.5. Анализ инновационной деятельности как инструмент стратегического управления предприятием………………………………………………………12

Глава 2. Анализ инновационного развития ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»)…………………………………….18

2.1. Общая характеристика ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»)……………………………………………18

2.2. История возникновения и развития кондитерской фабрики…………..19

2.3. Организационная структура предприятия………………………………21

2.4. Организация контроля на ЗАО «Кондитерская фабрика им. К.Самойловой» («Красный Октябрь»)…………………………………………24

2.5. Анализ рынка кондитерских изделий и тенденции развития………….26

2.6. Анализ инновационной деятельности предприятия……………………26

2.7. SWOT – анализ……………………………………………………………28

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности ЗАО «Кондитерская фабрика им. К.Самойловой» («Красный Октябрь»)…………………………………………………………………………32

3.1. Проектные предложения…………………………………………………32

3.2. Создание отдела по инновационному развитию………………………..34

3.3. Обеспечение отдела………………………………………………………35

3.4. Создание новой системы мотивации инновационного персонала.........36

3.5. Анализ потенциала предлагаемого проекта…………………………….37

3.6. План реализации предлагаемого проекта……………………………….38

Заключение……………………………………………………………………….40

Список используемой литературы……………………………………………...41

 

Введение

 

В современной экономическом  мире инновации выступают одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического и социального развития предприятий.

В настоящее время конкурентоспособность  на Российском и мировом рынке  всё больше зависит от тех товаров, в основе которых заложено новое  знание. Раньше развитие предприятия  преимущественно зависело от доступа  к природным ресурсам, сегодня  предприятиям требуется нововведения и образованность сотрудников.

Вся ответственность по внедрению  инноваций лежит на плечах руководителей  отдельных хозяйствующих субъектов. В наше время не только верный выбор  и оценка, но и удачная реализация инноваций позволяет предприятиям занимать лидирующие позиции в отрасли, обеспечивая стабильную основу для дальнейшего роста.

Инновационный менеджмент является одним из направлений стратегического  менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства организации. Цель заключается в определении главных  направлений производственной и  научно-технической деятельности организации: разработка и внедрение новой  продукции; снятие с производства морально устаревшей продукции; развитие производства выпускаемой продукции; совершенствование  выпускаемой продукции.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Данная курсовая работа посвящена  инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. Актуальность данной темы можно объяснить потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.

Объектом исследования является ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»). Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.

Цель курсовой работы заключается  в исследовании инновационной деятельности на предприятии. Для достижения которой необходимо:

    • Провести общую характеристику предприятия;
    • Изучить организационную структуру предприятия;
    • Провести анализ продукции;
    • Анализ системы контроля и качества;
    • Проанализировать инновационную деятельность ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»). Обнаружить проблемы и определить возможные пути решения

Исследование проводилось  с использованием методов наблюдения, экономического анализа, изучения необходимой  информации. При выполнении работы были использованы материалы научной  и учебной литературы.

 

Глава 1. Теоретический анализ инновационной деятельности организации

 

    1. Содержание и роль инновационной деятельности

В официальной литературе под инновациями подразумеваются  конечные результаты инновационной  деятельности, воплотившиеся в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного процесса или метода производства, используемых в практической деятельности1. Единого подхода в определении инновационной деятельности нет. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных исследованиях, тем самым объясняется частое противоречие их результатов.

Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет продуктовые  или процессные инновации, независимо от автора инновации2.

Инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется в основном на промышленных предприятиях и в организациях малого бизнеса. Часто разработчиками новшеств являются организации научно-технологической  сферы России, а также сами промышленные и малые предприятия. Самым распространённым субъектом исследования являются промышленные предприятия, потому что промышленность является основным потребителем производимых технологических инноваций.

Инновационная деятельность – это практическое использование  инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве, для получения нового конкурентоспособного продукта. Значимой характеристикой является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала организации к нововведениям. Инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Эффективность инновационной  деятельности определяется наличием отлаженной системой инвестирования, кредитования, налогообложения, действующих применительно  к инновационной сфере научных  разработок.

Инновационная деятельность необходимое условие развития инновационных  процессов, и управления этой областью одна из задач инновационного менеджера.

 

    1. Объективная важность инновационной деятельности

Объективная важность инновационной деятельности - это признание ее в качестве главного фактора в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства. В условиях рыночной экономики под воздействием закона стоимости она является определяющим инструментом конкуренции, обеспечивая условия для завоевания потребителя через высокое качество товара и более низкую цену, поскольку в результате инноваций в промышленном производстве достигается и то, и другое.

Товаром в процессе инновационной  деятельности является:

  • Для предприятий-производителей: материализованные идеи, доведенные до практического применения, когда все теоретические и практические проблемы решены, и товар может использоваться в коммерческой сфере;
  • Для разработчика: научная идея. В качестве товара носит не материальный характер и может находиться на этапах теоретических, теоретико-прикладных, прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок;

Для вышеописанных потребителей товары производимые в результате инновационной деятельности, должны формировать: рынок идей и рынок научно-технических проектов для производства.

Экономический механизм регулирования инновационной деятельности по своему содержанию представляет собой системное сочетание принципов, задач, методов, организационной структуры элементов субъектов управления, правового и инфраструктурного обеспечения.

Основные субъекты возобновления  и развития инновационной деятельности являются:

    • Государственные институты федерального уровня;
    • Региональные и муниципальные структуры;
    • Научно-технические и образовательные организации;
    • Предприятия и предпринимательство.

Для этого, исходя из концепции  «новой управленческой парадигмы» оценка и принятие решений в сфере  инновационной деятельности следует  вести в соответствии с понятием «Стратегическая Зона Хозяйствования», либо концепцией «упорядоченной пятерки», рассмотренных применительно стратегическому  планированию и управлению предпринимательскими структурами соответственно в работах.

 

    1. Организация инновационной деятельности

Инновационная деятельность связана с развитием, распространением и применением научно-технических  знаний. В неё включены: научные  исследования; научно-техническое образование  и подготовка кадров; научно-технические  услуги. Инновационная деятельность отличается от других видов деятельности наличием в ней значительного  элемента новизны.

Объектами управления в инновационном  менеджменте является процесс внедрения  инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной  деятельности:

    • Инструментальная подготовка и организация производства;
    • Пуск производства и предпроизводственные разработки;
    • Маркетинг новых продуктов;
    • Приобретение неовеществленных технологий со стороны (патенты, лицензии и т.п.);
    • Приобретение овеществленных технологий (машины, оборудование);
    • Производственное проектирование3.

Источниками финансирования инноваций являются собственные  средства организаций, выполняющих  научные исследования и разработки или осуществляющих инновации; а  также средства бюджета, в том  числе федерального, бюджетов субъектов  федерации и местных бюджетов, получаемые предприятием непосредственно  или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов; иностранные  источники.

Инновационная деятельность ориентирована на рынок и его  потребителей. Для её осуществления  организация должна иметь структуру  и настрой коллектива способствующий созданию атмосферы предпринимательства  и восприятия нового. Инновационная  деятельность управления должна направляться по каждому из факторов добиваясь  динамичного развития отрасли и  роста прибыли.

 

    1. Формы управления инновационной деятельностью

Информация о работе Инновационная деятельность промышленного предприятия в современных условиях