Государственное регулирование инновационной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных принципов государственного регулирования инновационной политики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность государственной инновационной политики.
2.Выявить роль государства в стимулировании инновационной деятельности.
3.Рассмотреть значение и методы регулирования инновационной деятельности.

Оглавление

Введение 4
1 Государственная инновационная политика 6
1.1 Основы государственной инновационной политики 6
1.2 Государственные приоритеты в инновационной сфере 12
1.3 Методы реализации инновационной политики 15
2 Роль государства в стимулировании инноваций 19
2.1 Значение инноваций для стабилизации экономического развития 19
2.2 Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 23
2.3 Основные функции государственных органов в инновационной сфере 26
3 Государственное регулирование инновационной деятельности 30
3.1 Значение регулирования для инновационной сферы 30
3.2 Методы государственной поддержки инноваций 35
3.2.1 Прямые методы регулирование инноваций 38
3.2.2 Косвенные методы регулирования инноваций 43
3.3 Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве 48
Заключение 49
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 2.17 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления [23,с.60].

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Государственно инновационная политика достаточно широко рассмотрена и по этой теме набралось достаточно большое количество литературы. Западную проблему государственной инновационной политики рассматривают в трудах Б.Твисса, Б.Санто и др. Проблема государственной инновационной политики в России подробно освещена в периодической литературе. Здесь можно выделить таких авторов как Н.Гапоненко, М.Ионов, С.К.Симоновский и др.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных принципов государственного регулирования инновационной политики.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:

1.Охарактеризовать сущность  государственной  инновационной политики.

2.Выявить роль государства в стимулировании инновационной деятельности.

3.Рассмотреть значение и методы регулирования инновационной деятельности.

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

1.1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства[17,с. 107].

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий на базе развития научно-технического потенциала, создания системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Задачами государственной инновационной политики являются:

  • обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики
  • обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности
  • сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований
  • углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями
  • перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

Важнейшие принципы государственной инновационной политики[13, с.78]:

  • опора на отечественный научный потенциал

  • свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики

  • стимулирование развития фундаментальных научных исследований

  • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ

  • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности

  • создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны

  • интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней

  • защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства

  • обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею

  • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства

  • формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений

  • повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов

  • пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Необходимы учет сложившегося уровня спроса на продукцию отраслей промышленности на внешнем и внутреннем рынках и тем самым определение перспектив их развития, структурных изменений основных производственных фондов, объемов ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. В данной связи следует отметить комплексность, взаимосвязанность инструментов государственной инновационной политики. Спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций, даже весьма радикальные, как правило, малорезультативны, а зачастую приносят противоположный эффект. В настоящее время инновации пронизывают буквально все стороны экономической жизни и государственная инновационная политика все теснее переплетается с другими составляющими государственного регулирования социально-экономических процессов [10,с. 65].

Меры государственной инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы. Механизмы выработки и реализации государственной инновационной политики в обновленной России находятся в стадии становления. Стимулирование конкуренции, ограничение монополий являются важнейшими общеэкономическими условиями распространения инноваций. За счет государственной поддержки, совершенствования налоговой системы, введения определенных налоговых льгот и государственных гарантий и кредитов возможно обеспечить равные условия для инновационной деятельности всех субъектов независимо от форм собственности и источников финансирования. Нормативной базой поощрения конкуренции является антимонопольное законодательство, т. е. совокупность юридических актов различной правовой силы, направленных на развитие конкурентного предпринимательства, ограничение деятельности монополистов, создание предпосылок для демонополизации экономики, предотвращения недобросовестной конкуренции.

К числу важнейших общеэкономических предпосылок инновационных процессов следует отнести также информатизацию общества, поскольку инновационная информация в значительной мере распространяется по каналам общего пользования и выделить инновационную составляющую информационных потоков на практике весьма затруднительно. Среди направлений государственной политики в области информатизации необходимо подчеркнуть создание общих условий для реализации и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы, формирование государственного информационного ресурса, создание и развитие информационных систем и сетей, условий для улучшения информационного обеспечения граждан и организаций, формирование и осуществление научно-технической политики в области информатизации с учетом мировых достижений в сфере информационных технологий[7,с. 86].

Единое технологическое пространство для масштабных, в том числе инновационных, проектов обеспечивает государственная деятельность в области стандартизации и сертификации продукции и услуг. Под стандартизацией понимается деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Целями сертификации являются создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем[9,с.71].

Глобализационные процессы вынуждают концентрировать усилия государства на тех направлениях, где оно имеет конкурентные преимущества. Таким образом, речь должна идти не о промышленной, а об отраслевой политике, имеющей целью повышение конкурентоспособности отечественного производителя в тех секторах, где есть возможность организации выпуска продукции, удовлетворяющей современным требованиям. Наиболее эффективным механизмом реализации такой политики является частно-государственное партнерство.

Особую роль в реализации инновационной политики должен сыграть сырьевой сектор. Сложившаяся конъюнктура на рынках энергоносителей дает возможность накапливать значительные финансовые ресурсы, но проблема их эффективного использования остается открытой. Здесь явно прослеживаются два варианта решения - или вложить средства в развитие современной системы образования, перспективные научные исследования и разработки, технологическое перевооружение страны, или по примеру некоторых стран - экспортеров нефти создать фонд будущих поколений и тем самым закрепить за страной позицию ресурсного обеспечения «золотого миллиарда».

Анализ инновационного процесса показывает, что инновационная деятельность осуществляется на семи экономических уровнях (табл. 1). В связи с этим разработка государственной инновационной политики должна строиться с учетом особенностей инновационной деятельности на каждом из уровней. Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что в условиях федеративного государства формирование политики осуществляется на двух государственных уровнях - федеральном и региональном, что также накладывает на этот процесс свои особенности[11,с.51].

Таблица 1-Характеристика уровней инновационной деятельности [11]

Уровень инновационной деятельности

Основные характеристики

Индивидуаль

ный

Инновационная деятельность на уровне конкретного человека. Здесь происходит основной этап получения знаний, а также инвестирования в наукоемкую сферу путем приобретения товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей

Микро-

Инновационной деятельностью занято одно предприятие, осуществляющее разработку или выпуск наукоемкой продукции, а также оказывающее услуги по обеспечению инновационного процесса (образование, финансы, юридическое сопровождение, информация и т.д.)

Локальный

Инновационная деятельность осуществляется группой предприятий на уровне одного или нескольких муниципальных образований

Мезо-

Инновационная деятельность осуществляется группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур в пределах государственно-региональных образований (штат, регион, область, земля и т.д.)

Макро-

Инновационная деятельность осуществляется в пределах одного государства или государственно-региональных образований (штат, земля, регион), институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система.

Гипер-

Инновационная деятельность осуществляется:

- объединенными национальными (государственными) системами (США, ЕС, Россия),

- транснациональными корпорациями

Глобальный

Получение и распространение новых знаний на уровне глобальных формализованных и неформализованных сетей. Примерами таких сетей являются фундаментальная наука (неформализованная сеть) и информационная сеть Интернет (формализованная сеть).

Информация о работе Государственное регулирование инновационной политики