Государственное регулирование инновационной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных принципов государственного регулирования инновационной политики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность государственной инновационной политики.
2.Выявить роль государства в стимулировании инновационной деятельности.
3.Рассмотреть значение и методы регулирования инновационной деятельности.

Оглавление

Введение 4
1 Государственная инновационная политика 6
1.1 Основы государственной инновационной политики 6
1.2 Государственные приоритеты в инновационной сфере 12
1.3 Методы реализации инновационной политики 15
2 Роль государства в стимулировании инноваций 19
2.1 Значение инноваций для стабилизации экономического развития 19
2.2 Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 23
2.3 Основные функции государственных органов в инновационной сфере 26
3 Государственное регулирование инновационной деятельности 30
3.1 Значение регулирования для инновационной сферы 30
3.2 Методы государственной поддержки инноваций 35
3.2.1 Прямые методы регулирование инноваций 38
3.2.2 Косвенные методы регулирования инноваций 43
3.3 Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве 48
Заключение 49
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 2.17 Мб (Скачать)
  • поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;

  • государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;

  • зарубежное патентование за государственный счет;

  • закупка зарубежной научно-технической литературы;

  • привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов.

В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в РФ в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных организаций. Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать освоению невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономики РФ был создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящий момент федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки РФ был создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества[1].

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит правительственному контролю.

В конечном счете государственное регулирование международной научно-технической кооперации призвано обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям инновационной, наукоемкой продукции и степенью либерализации международных связей в области науки и высоких технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение государств с традиционно развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов  и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает  основную причину государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу  инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал.

Формирующаяся российская инновационная политика должна не только обеспечить становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Несмотря на значительные трудности переходного периода, нашей стране удалось сохранить ядро научно-технического потенциала, систему образования и часть высокотехнологической промышленности. В последние годы заложены основы формирования российской инновационной системы, обрабатываются механизмы поддержки малого предпринимательства в наукоемкой сфере, реализуются программы создания инновационной инфраструктуры, разработаны и апробированы механизмы инновационного развития территорий на базе научно-производственных комплексов наукоградов, начато создание особых экономических зон[11,с.58].

ЛИТЕРАТУРА

  1. "О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям". Указ Президента Российской Федерации от 8.11.2001. № 1301.
  2. "Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды" (доклад Правительства Президенту Российской Федерации) // Инновации. 2001. №3, с. 4-6
  3. Арзамасцев Н.В. Повышение конкурентоспособности отечественного промышленного производства — основа государственной инновационной политики // Инновации. 2000. № 7-8.
  4. Бердашкевич А.П. О некоторых проблемах формирования и координации инновационной деятельности в Российской Федерации // Инновации. 2001. № 4,с.60-71
  5. Бурмистрова Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика: контуры формирования и реализация.//"Экономист", 1992 г., №2.
  6. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //В.Э., 1999г., №1. стр.4-12.
  7. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. // В.Э., 1997г., №9. стр.84-97.
  8. Глазьев С. Новый программный документ прежнего курса // Российский экономический журнал. 2001. № 8.
  9. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2001. № 7. С.71-85.
  10. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 1999., №2, стр.65-70.
  11. Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. 2006. №1(32), с. 47-58
  12. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н.Завлина,Л.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
  1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / под ред.П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука,2000

  1. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности./ "Экономист", N5, 1992 г.,с.19-23
  2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М. Экзамен. 2001.
  3. Копейкин М. Российская государственная политика в области инвестиций и инноваций // Маркетинг. 1995. № 4, с. 25-29
  4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-еизд. перераб. и доп.- М.: ЗАО "Издательство"Экономика",2004.- 518с.
  5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № Пр- 576.
  6. Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-информационного технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов // Российский экономический журнал. 2002. № 2,с.7-13
  7. Санто  Б.  Инновация  как средство экономического развития. Пер. с венгр. - М.: Прогресс. - 1990.
  8. Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Проблемы научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации // Инновации. 2001. № 6, с. 7-13
  9. Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Российский экономический журнал. 2000. № 4, с. 36-41
  10. Твисс  Б.  Управление  научно-техническими  нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. – 1989.
  11. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.- СПб.: Питер,2002
  12. http://www.200gorodov.ru/info/722/77.php
  13. http://www.review.uz/page/article/206.htm

 

 


Информация о работе Государственное регулирование инновационной политики