Государственное регулирование инновационной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных принципов государственного регулирования инновационной политики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность государственной инновационной политики.
2.Выявить роль государства в стимулировании инновационной деятельности.
3.Рассмотреть значение и методы регулирования инновационной деятельности.

Оглавление

Введение 4
1 Государственная инновационная политика 6
1.1 Основы государственной инновационной политики 6
1.2 Государственные приоритеты в инновационной сфере 12
1.3 Методы реализации инновационной политики 15
2 Роль государства в стимулировании инноваций 19
2.1 Значение инноваций для стабилизации экономического развития 19
2.2 Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 23
2.3 Основные функции государственных органов в инновационной сфере 26
3 Государственное регулирование инновационной деятельности 30
3.1 Значение регулирования для инновационной сферы 30
3.2 Методы государственной поддержки инноваций 35
3.2.1 Прямые методы регулирование инноваций 38
3.2.2 Косвенные методы регулирования инноваций 43
3.3 Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве 48
Заключение 49
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 2.17 Мб (Скачать)

 

3  РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ  В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 ЗНАЧЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

 

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.

Важнейшей задачей государственного регулирования в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом, то есть формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям[5,с.30]:

1) реструктуризация  научно-технического потенциала  в различных отраслях экономики  с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных  ресурсов на прорывных направлениях  науки и техники,

2) создание  фонда имущества науки и инноваций  за счет объектов науки, являющихся  государственной собственностью  и не используемых по назначению,

3) разработка  системы использования лизинга  как эффективного рыночного механизма  для субъектов инновационной  деятельности, разрабатывающих и  производящих наукоемкую продукцию  с использованием дорогостоящих  приборов и оборудования,

4) совершенствование  механизмов системы привлечения  банковского кредита для расширения  инновационной деятельности и  создания условий для развития  рынка капитала,

5) разработка  и использование системы обязательных  отчислений части прибыли от  экспорта нефти, нефтепродуктов, газа  и минерального сырья для создания  фонда инноваций в топливно-энергетический  комплекс,

6) создание  в финансово-промышленных группах  наряду с системой консолидации  финансовых и производственных  потенциалов специальных инновационных  центров, координирующих и реализующих  инновационные проекты,

7) формирование  института разработчиков и управляющих  инновационными проектами из  числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

8) образование  на базе фондов, поддерживающих  инновационную деятельность ассоциации  фондов с развитым финансовым  капиталом для помощи прорывным  проектам;

9) формирование  системы целевого использования  средств амортизационного фонда  на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов  работ, освоением инноваций, патентованием  новых решений, приобретением и  освоением отечественных и зарубежных  патентных и беспатентных лицензий,

10) разработка  предложений об изменении налогового  законодательства, обеспечивающих  значительное повышение инновационной  активности[21,с.7].

Инструментами государственного регулирования должны стать :

• социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

• государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

• федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

•   государственные заказы и современные контрактные системы;

• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

•    механизм интеграции регуляторов и структур.

Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых для широкомасштабной распространения прогрессивках научно-технических достижений.

Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных  направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.  Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Рисунок 1 - Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации[24,с.77]

К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие:

  1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.

  1. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:

 

  • предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;

  • снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;

  • содействия формированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними предприятиями.

3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятия 
ми различного уровня — федерального, регионального, местного.

4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка. 

3.2  МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно прямыми методами, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм[26].

  Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

 

 

3.2.1 ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

 Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям[14,с.19].

 Программно-целевая форма  государственного регулирования  инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, “рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли”. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.

Рисунок 2 - Формы прямой поддержки инновационной деятельности[25]

Российская практика государственного воздействия на науку характеризуется устойчивым приоритетом методов прямой поддержки. Объектом прямой государственной поддержки является фундаментальная наука, а также исследования и разработки, проводимые в областях традиционной ответственности государства. Государственное регулирование частного сектора науки и технологий может осуществляться посредством:

  • прямого финансирования работ, проводимых в промышленности для разработки коммерческих продуктов, процессов и услуг
  • прямого партнёрства с частными организациями, направленного на снижение рисков выполняемых ими проектов
  • финансирования исследований и разработок частного сектора
  • косвенного стимулирования инвестиций в сферу науки и технологий

Прямая поддержка инновационных разработок частного сектора более эффективна в тех случаях, когда это связано с реализацией рисковых проектов, имеющих потенциально высокую социальную экономическую значимость. Сохранение приоритета прямого бюджетного финансирования и слабость прочих рычагов государственного воздействия объясняется тем, что экономические реформы 1990-х годов по существу не затронули собственно научно-техническую сферу, структуру отношений собственности в ней, вынудив её приспосабливаться к новым внешним условиям и факторам. Ставка на прямую бюджетную поддержку выглядит в этой ситуации неизбежной.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Для реализации этой задачи необходимо стимулировать развитие технологических посредников в сфере лицензионной торговли (поощрение создания частных адвокатских фирм, работающих в этой области, патентных бюро, технологических брокеров, осуществляющих поиск и подбор потенциальных покупателей и продавцов лицензий, и т.п.). Целесообразно создание сети некоммерческих центров (или агентств) по передаче технологий на федеральном (при Минпромнауки России, РАН) и региональном уровнях (региональных отделениях РАН, а также правительствах субъектов РФ), способных оказывать весь комплекс услуг по подготовке и заключению международных лицензионных соглашений.

Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т.п.) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным предприятиям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг - связи, электроэнергии, тепла и т. д.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной политики