Государственное регулирование инновационной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных принципов государственного регулирования инновационной политики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность государственной инновационной политики.
2.Выявить роль государства в стимулировании инновационной деятельности.
3.Рассмотреть значение и методы регулирования инновационной деятельности.

Оглавление

Введение 4
1 Государственная инновационная политика 6
1.1 Основы государственной инновационной политики 6
1.2 Государственные приоритеты в инновационной сфере 12
1.3 Методы реализации инновационной политики 15
2 Роль государства в стимулировании инноваций 19
2.1 Значение инноваций для стабилизации экономического развития 19
2.2 Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 23
2.3 Основные функции государственных органов в инновационной сфере 26
3 Государственное регулирование инновационной деятельности 30
3.1 Значение регулирования для инновационной сферы 30
3.2 Методы государственной поддержки инноваций 35
3.2.1 Прямые методы регулирование инноваций 38
3.2.2 Косвенные методы регулирования инноваций 43
3.3 Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве 48
Заключение 49
Список литературы 50

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 2.17 Мб (Скачать)

Сохранение и рост значимости и приоритета прямой государственной поддержки науки в значительной степени обусловлены постепенной эволюцией системы косвенной поддержки, содержание этой эволюции можно свести к последовательной ликвидации льготных преференций, установленных ранее как для научных организаций, так и для отдельных видов деятельности.

 

3.2.2 КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.[4,с.62]

Общей тенденцией в государственном регулировании сферы науки и технологий в целом, и особенно прикладных и конкурентных инновационных разработок, сегодня является переориентация прямых методов на косвенные, которые наиболее эффективны при условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов. Всё множество косвенных методов стимулирования частных инвестиций в науку можно выделить в 3 группы:

  • налоговые льготы

  • льготное кредитование

  • финансовая поддержка процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и вузов

Рисунок 3 - Формы косвенной поддержки инновационной деятельности[25]

Наиболее рыночным инструментом государственной регулирующей сферы науки и технологий считаются налоговые льготы, которые зарекомендовали себя как надёжный инструмент государственной промышленной политики, обеспечивающие не только решение частных экономических задач, но и рост конкурентоспособности национальной экономики, эффективное распределение ограниченных бюджетных ресурсов, привлечение в сферу науки и технологий внебюджетных средств.

Преимущества косвенного государственного регулирования перед прямым можно свести к следующему:

  • косвенные методы государственной поддержки обеспечивают автономность частного сектора

  • не создают искусственно поддерживаемого государством рынка знаний и нововведений

  • социальные и психологические преимущества косвенного регулирования состоят в том, что получаемые компаниями льготы являются результатом их собственных усилий.

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная программа стимулирования нововведений может позволить стране занять передовые позиции в мировом научно-техническом развитии.

Льготное налогообложение прибыли реализуется путем как сокращения налогооблагаемой базы, так и уменьшения налоговых ставок, а также вычетами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства, себестоимость продукции. В России в настоящее время в себестоимость включаются только затраты, связанные с изобретательством и рационализацией производства.

Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль. В РФ в настоящее время основная инновационная льгота по налогу на прибыль состоит в уменьшении облагаемой прибыли на сумму средств, направленных на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, обновление производства. От налога на прибыль освобождаются научные организации, прошедшие государственную аккредитацию, в случае ее направления на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В перечень работ, на которые распространяются льготы, входят НИОКР, отнесенные к фундаментальным исследованиям, и НИ ОКР, выполняемые в таких областях, как информационные технологии и электроника, производственные технологии, материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование, оборона и безопасность государства.

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность [2,с.4]:

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового 
кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на 
инновационные цели;

  • уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

  • «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

  • льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий;

  • связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

  • льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

  • снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим инновационным предприятиям;

 

  • вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

  • зачисление части прибыли инновационных предприятий на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга [16,с.25]. Под финансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. В ряде стран государство применяет также меры стимулирования франчайзинга, являющегося одним из способов распространения нововведений. Под франчайзингом понимается право на создание ИП, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре.

Мощным рычагом инновационной политики многих стран стала поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, обладающего достаточной гибкостью для продуцирования и распространения нововведений, а также формирующего благоприятную для инноваций конкурентную среду. Содействие малому и среднему бизнесу провозглашается одним из главных приоритетов государственного уровня, поскольку такого рода предприниматели зачастую не могут сами защитить свои экономические интересы. Государством создаются различные структуры, оказывающие малым предприятиям те или иные услуги. Для малого наукоемкого бизнеса особое значение имеет поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, а также информационное обеспечение, ибо средства на самостоятельное осуществление инновационного маркетинга отсутствуют.

Комплекс структур и механизмов, обеспечивающих получение, накопление научно-технических знаний в стране и условия их использования в целях научно-технического и социально-экономического прогресса, составляет национальную систему нововведений .

Особенности экономического, социального, научно-технического, культурного развития страны, масштабы территории, позиция в мировом сообществе предопределяют специфику российской модели научно-инновационной динамики. В ближайший период основной задачей будет переход от мобилизационного к инновационному типу общества [3,с.15], т. е. обществу с установками на изменение, развитие, совершенствование, расширение возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы.

Характерной чертой сложившейся к началу реформ российской экономики явился существенный разрыв между отраслями по уровню технологического развития и инновационного потенциала. В перспективе для России представляется неизбежным сочетание активного (генерирующего) типа инновационного развития, основанного на продуцировании и реализации на мировых рынках собственных инновационных разработок, и имитационного типа, базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенной интеграции в собственную инновационную систему.

 

3.3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

 

Современная мировая экономика характеризуется стремительной интернационализацией сферы НИОКР и инноваций. Международная научно-техническая кооперация стала неотъемлемой составляющей интеграционных процессов. Внутренние национальные рынки становятся узкими для реализации масштабных инновационных проектов, и фирмы уделяют все большее внимание распространению своих новшеств за рубежом. Однако развитие международных научно-технических связей отличается противоречивостью. С одной стороны, налицо постоянное углубление кооперации. Начавшись с простого обмена инновационной продукцией, она достигла таких форм, как объединение инновационных ресурсов, совместное продуцирование и распространение инноваций, формирование международных инновационных механизмов. Особенно существенны масштабы этих процессов в рамках транснациональных корпораций. С другой стороны, резко обостряется конкуренция на мировых рынках наукоемкой, инновационной продукции, борьба государств за научно-технические и инновационные ресурсы. В этих условиях государство играет все более активную роль в регулировании международных аспектов инновационных процессов.

Из установления правил перемещения инновационной продукции через государственные границы государственное регулирование международных инновационных связей превратилось в систему взаимосвязанных мер, содействующих укреплению положения страны в мировом научно-технологическом комплексе. Главной целью международной научно-технической политики государств становится рост глобальной национальной конкурентоспособности, т. е. поддержание высокого уровня жизни нации за счет применения эффективных технологий, инновационных механизмов, постоянного роста квалификации кадров, использования преимуществ международного разделения труда и обеспечения лидирующих позиций на мировых рынках тех или иных видов товаров и услуг [19,с.6]. Как правило, государственные структуры сосредоточивают усилия на регулировании сотрудничества в высокотехнологичных сферах, оставляя области среднего и низкого технологического уровня под прямым воздействием классических рыночных механизмов.

Повышение роли международных связей находит отражение и в организационном аспекте государственного регулирования, часто создаются специализированные органы и подразделения. Научно-технические и инновационные вопросы занимают все более существенное место во всей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, работе посольств, консульств, торговых представительств и др., организуются специализированные зарубежные центры по вопросам научно-технического сотрудничества. Наметилась явная тенденция к формированию научно-технической дипломатии, т. е. системы мер и институтов, направленных на содействие кооперации и защиту государственных интересов в мировой научно-технической сфере.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов: взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные методы. Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы и проекты, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров, совместных предприятий, специализированных фондов, формирование международной инновационной инфраструктуры и т. д. Государственные учреждения создают юридическую базу кооперации как законодательной проработкой соответствующих вопросов, так и заключением международных договоров и соглашений, участием в работе совместных органов по вопросам науки и технологии. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам сотрудничества), так и специфические — таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др. В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отметим также следующее:

  • выбор и реализация приоритетных направлений сотрудничества;

  • финансирование кадровых обменов;

  • подключение к мировым системам научно-технической информации;

  • включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;

  • оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;

Информация о работе Государственное регулирование инновационной политики