Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Файлы: 1 файл

курсовик по инновациям.docx

— 68.32 Кб (Скачать)

    Сейчас к основным сложным моментам функционирования бизнес -инкубаторов в России можно отнести следующий ряд вопросов:

   - вопросы, требующие решения на уровне международных организаций: реализация программы технической помощи, организация информационного взаимодействия в части передачи зарубежного управленческого опыта, проведение международных выставок и конференций и т.п.;

   - вопросы, требующие решения на федеральном уровне: налогообложение, таможенные льготы, льготное кредитование, управление государственной собственностью и т.п.;

  - вопросы, требующие решения на региональном и муниципальном уровнях: предоставление площадей, кредитование в части налогов и т.п.;

  - вопросы, требующие решения на уровне национального содружества бизнес - инкубаторов: унификация и разработка типовых форм документооборота, создание единого консалтингового центра для нужд аккредитованных бизнес - инкубаторов;

  - вопросы, требующие решения на уровне руководства бизнес - инкубаторов: переход к системному мышлению и выработка региональной специализации бизнес - инкубаторов, создание филиалов и переход к сетевому принципу деятельности инкубаторов, развитие горизонтальных связей в данной сфере с использованием общих производственных мощностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Плюсы и минусы бизнес – инкубатора 

3.1 Плюсы  и минусы бизнес – инкубатора 

функция плюсы минусы
Предоставление  помещения в аренду Низкие арендные ставки Ограничения по классу и площади офиса 
Оказание  консультационной помощи по экономико-правовым и технологическим вопросам Бесплатная  помощь высококвалифицированных специалистов  
Организованная  образовательная и методологическая помощь, проведение семинаров, тренингов, конкурсов и так далее Возможность на практике обучиться основам ведения  бизнеса К сожалению, функция  еще мало развита в России
Помощь  в разработке бизнес-планов, обоснований  для инвестиций и поиска инвесторов, анализ финансовой деятельности компании Защита от ошибок и мошенников Невозможность вести двойную бухгалтерию 
 

    Специальной правительственной программы строительства бизнес -инкубаторов, к сожалению, не существует ни на городском, ни на федеральном уровне. Как правило, правительство Москвы принимает решение по каждому конкретному случаю[9, с.174].

    И все же бизнес - инкубаторы находятся под защитой «короны»: 8 июля 2006 года Государственной Думой приняты поправки к Федеральному закону от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Пункт 2 данного закона гласит, что предметом лизинга не могут быть земельные участки, а также имущество, которое запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. По действующей в России юридической практике, бизнес - центры запрещены для свободного обращения. Обычно бизнес-центр даже не является собственником земли и помещений, поэтому их нельзя ни продать, ни заложить, ни сдать в субаренду. Как показывает опыт других стран, бизнес - инкубаторы — очень полезный для государства институт. Они помогают решать целый ряд социальных проблем: малые предприятия создают рабочие места, препятствуют оттоку рабочей силы из региона, прежде всего – квалифицированной. Очень хорошо они проявляли себя во время экономических спадов. У нас, хоть и не спад, но далеко не расцвет, поэтому поле для деятельности бизнес - инкубаторов — широкое[7,с.231]. 

    3.2 Опыт успешных бизнес - инкубаторов 

    Экономическая эффективность бизнес -инкубатора может быть проиллюстрирована на примере Зеленоградского БИ. На его создание в 1996 г. было истрачено около 100 000 долларов (ремонт неиспользуемого помещения большого предприятия и оснащение оргтехникой). Через год в нем работали 18 предприятий. Официальные налоги, перечисляемые ими в местный и республиканский бюджеты, превысил сумму, затраченную на организацию БИ. При этом было создано около 400 рабочих мест, местный рынок наполнился качественными товарами и услугами, заработная плата сотрудников инкубируемых предприятий превышала среднюю по региону и т.п. Бизнес-инкубатор в г. Пущине. В качестве примера активно действующего бизнес - инкубатора можно привести инновационный центр - автономную некоммерческую организацию «Инкубатор биотехнологий» (АНО ИБ), созданную в июне 1999 г., а с июля 2000 г. являющуюся членом НСБИ. Учредителями АНО «Инкубатор биотехнологий» выступили администрация г. Пущино, президиум Пущинского научного центра Российской академии наук (ПНЦ РАН), а также московская консалтинговая компания ЗАО «Техноконсалт». В сфере деятельности организации находятся разработчики девяти институтов, трех профессионально ориентированных высших учебных заведений и около двух десятков малых инновационных предприятий. Штат организации небольшой - постоянно работают четыре человека.

    Бизнес-инкубатор  проводит консультирование малых предприятий  и отдельных разработчиков по вопросам коммерциализации технологий; совместно с партнерами продвигает на российский и зарубежный рынки; предоставляет  офисные услуги заинтересованным компаниям. Пущинский БИ отличается ярко выраженной инновационной направленностью, тесной связью с наукой и быстрым внедрением разработок в производство.

    Бизнес-инкубатор  в г. Кирове. Некоммерческая организация - негосударственное образовательное  учреждение «Учебно-деловой молодежный центр (бизнес-инкубатор)» создан в 1995 г. с целью реализации программы  «Поддержка молодежного предпринимательства» президентской программы «Молодежь  России». Учредителями являются комитет  по делам молодежи Администрации  Кировской области, Российский центр  содействия молодежному предпринимательству (структура Государственного комитета РФ по делам молодежи), Вятский государственный  технический университет, областная  общественная организация «Ассоциация  молодых предпринимателей Кировской области» [34,с.52].

    За  период 2009-2010 гг. в деятельности бизнес - инкубатора были определены следующие основные направления развития:

    - образовательная деятельность по  экономическим и бизнес-специальностям;

    - предоставление предприятиям и  предпринимателям Кировской области  следующего комплекса услуг: подготовка, переподготовка и повышение квалификации  руководителей и сотрудников организаций и фирм (за 2008-2009 гг. подготовлено около 1500 специалистов для предприятий и фирм); консультационные услуги по широкой тематике (бухучет, организация бизнеса, правовое и информационное обеспечение), оказанные более, чем 200 предприятиям и частным предпринимателям, услуги по разработке бизнес-планов и проведению маркетинговых исследований (разработано около 100 бизнес-планов и проведены 30 маркетинговых исследований), инкубирование создающихся предприятий (было оказано содействие более, чем 50 гражданам в открытии собственного дела - поиск помещений, персонала, оборудования, консультирование, посредничество при заключении договоров, содействие в организации сбыта продукции, поиск партнеров и инвестиций);

    - с января 2009 г. бизнес-инкубатор приступил к реализации нового проекта - развитию инвестиционных механизмов поддержки малого предпринимательства в Кировской области, цель которого создать благоприятные инвестиционные условия для предпринимателей и обеспечить взаимодействие банковских, государственных, предпринимательских структур для выработки реально действующей программы поддержки и развития малого бизнеса в области;

    - выпуск собственного издания  - информационно-аналитического обозрения  «Работа и учеба в Вятке». Газета  начала издаваться бизнес-инкубатором с июня 2009 г. и за это время смогла увеличить тираж с 1200 до 2200 экз.;

    - реализация социальных программ. Данное направление было открыто с 2009 г. Его целью является разработка и реализация программ, направленных на защиту прав и поддержку социально незащищенных слоев населения Кировской области.

    Саратовский областной бизнес-центр. Саратовский  областной бизнес-центр (ОБЦ) образован  в составе Поволжского межрегионального учебного центра Министерства труда  и социального развития РФ (ПМУЦ) в апреле 2009 г. Являясь структурным подразделением ПМУЦ, он образован путем создания и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и организации технологического процесса бизнес-инкубированния, включающего отбор и подготовку специалистов для малого бизнеса, оказание содействия при создании, становлении и развитии малых предприятий.

    Деятельность  ОБЦ характеризуется следующими показателями:

    - на курсах предпринимателей малого  бизнеса и самозанятости, начиная с 2009 г., обучены 396 человек, из них по Российско-Британской программе подготовки специалистов «Навыки менеджмента в области бизнеса» с выдачей диплома о профессиональной подготовке российского образца и дипломов Международной марки качества RSA - 152 человека;

    - ежеквартально проводятся «круглые  столы» для слушателей курсов  и потенциальных работодателей;

    - регулярно проводятся семинары  по вопросам подготовки кадров  для субъектов предпринимательства,  автоматизации бухгалтерского учета,  налогообложению, бизнес-инкубированию;

    - объем оказываемых ОБЦ консалтинговых  услуг составляет примерно 350 обращений  в год;

    - за время работы ОБЦ созданы  32 новых рабочих места, вновь  созданы 2 фирмы и 2 подразделения  в действующих фирмах.

    Заключение 

          Крайне важно, чтобы  в обществе сформировалась инновационная  культура. Создание специализированных инновационных Институтов, готовящих  специалистов для инновационного производства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимо привлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно  как в творческом, так ив материальном плане. Даже страны Западной Европы, имеющие  развитые рыночные структуры и финансовые средства, сталкиваясь с инновационным  застоем, ищут пути его преодоления.

    Только  воздействие на культурную среду  через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организацию  профессионального обучения позволит российской экономике реально перейти  на инновационный путь развития.

    Вопрос  о том, быть или не быть России передовой  в научно-технологическом отношении  державой, безусловно, относится к  разряду наиважнейших, важные для  будущего страны решения должно принимать  только государство.

    Остается  актуальной проблема нехватки у государства  финансовых ресурсов, при этом вопрос об активизации инновационной деятельности как о действительном приоритете современной государственной политики также может быть решен только на государственном уровне.

    Значительные  финансовые ресурсы в России имеются  у частного капитала и крупного промышленного  бизнеса, однако у них не воспитан вкус к инновациям. Подтолкнуть их к инвестированию инноваций –  тоже прерогатива государства.

    Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что только взвешенная политика со стороны государства в поддержку  научной и инновационной деятельности сегодня способна предотвратить  реальную угрозу превращения России в заурядную страну с сырьевой ориентацией экономики.

    Активизация государственной инновационной  политики в РФ предполагает осуществление  комплекса мер по таким направлениям, как создание нормативно-правовой базы, финансово-экономическое, организационное  и инфраструктурное обеспечение  инновационного развития. Государственный  протекционизм по отношению к  науке, технологическим и иным инновациям, инновационному предпринимательству  и другим субъектам инновационной  деятельности должен стать нормой и  обязательным компонентом проводимой в регионах социально-экономической  политики, включая финансово-инвестиционную, кредитную, налоговую, амортизационную, лизинговую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. №6. 105 с.
  2. Абалкин Л. Нужна политическая воля // Инновации. 2003. №5.
  3. Балацкий Е, Лапин В. Инновационный сектор промышленности// Экономист. 2004. №1. 286 с.
  4. Горфинкель В., Швандар В. Инновационные коммуникации и формы их организации// Экономист. 2002. №10. 300 с.
  5. Голиченко О.Г. НИС России и основные направления ее развития // Инновации. 2003. №6. 241 с.
  6. Гохберг Л., Кузнецова М. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. 2002. №2. 150 с.
  7. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке. // Инновации. 2003. №1.
  8. Инновационный менеджмент: Учеб. / Под ред. Р.А. Фатхутдинова и Л.А. Сивкова. Москва: 2000. 231 с.
  9. Коростышевская Е.М. Регионализация инновационных процессов в современной России как фактор экономического роста  // Инновации. 2003. №9. 153 с.
  10. Козлов В.В. Иванов В.В. Интеграция Российской академии наук в национальную инновационную систему // Инновации. 2003. №4.
  11. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность  России В мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. №6. 261 с.
  12. Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом // Инновации. 2003. №4.201 с.
  13. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.:Политиздат, 1989. 189 с.
  14. Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса //Экономист.2003.№9.351 с.
  15. Татаркин А.И., Суховей А.Ф., Волынкина М.В. Инновационные процессы в УрФО: угрозы, возможности и перспективы развития // Инновации. 2003. №8. 421 с.
  16. Фридлянов В.Н. Развитие промышленности как основы НИС // Инновации. 2003. №2.371 с.

Информация о работе Государственная инновационная политика