Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
- соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;
- признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства кадрового потенциала;
- активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;
- гибкие механизмы и инновационные технологии кадровой деятельности;
- непрерывное обновление инновационных технологий;
- социальная ответственность при формировании и развитии и использовании кадрового потенциала области;
-постоянная обновляемость технологий, методов и подходов при формировании кадровой политики[11, с.134].
Обязательным
условием формирования инновационной
культуры является разработка региональных
программ поддержки инноваций. В
структуре управления городской
и областной администраций
Управление
инновационной деятельностью в
рыночных условиях для России должно
учитывать особенности
- сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;
- освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;
- формирования банков данных по различным направлениям.
Для эффективности формирования информационных кадровых потоков региона и координации действий необходимо соединить их в локальную единую сеть:
Рис 2 Взаимодействие «Ассоциации» с кадрообразующими структурами региона[4,с.21]
Каждая
структура, входящая в данную «Ассоциацию»,
выполняет определённые функции
на региональном рынке труда и, в
конечном итоге, формирует кадровый
потенциал и среду развития и
использования данного
1.3
Стратегия развития
Для
России традиционно стремление быть
одним из мировых лидеров, в том
числе – и в научной и
технологической сфере.
Существует американский Национальный
Научный Фонд (NCF), он занимается оценками
технологической конкурентоспособности
ряда стран регулярно, начиная с 1991 года.
Он силами Технологического Института
Джорджии проводит исследование по нескольким
обобщающим индикаторам технологической
конкурентоспособности для 33 стран. Технологическая
конкурентоспособность стран рассматривается
как черный ящик. В качестве анализируемых
входов в экономическую систему исследуются
следующие специально сконструированные
показатели:
- национальная ориентация на
достижение технологической конкурентоспособности
страны (Россия в 1996 г. была на одном из
последних мест – 29-м, обойдя лишь Венесуэлу
и Аргентину; к 1999 г. ситуация принципиально
не изменилась, хотя удалось “обогнать”
Таиланд, ЮАР, Мексику);
-
социально-экономическая
- технологическая
инфраструктура, т.е. социально-экономические
институции, обеспечивающие потенциальную
возможность разрабатывать, производить
и продавать новые технологии (в 1996 г. Россия,
опередив с большим отрывом “развивающиеся”
страны, была на 7 месте, впереди Швеции,
Италии и Швейцарии, в 1999 г. она заняла
12-е место, пропустив вперед Швецию, Швейцарию,
Австралию, но все еще значительно обгоняя
“развивающиеся” страны);
-
производственный потенциал –
материальные и человеческие
ресурсы, обеспечивающие
Выходом системы служили
показатели технологического состояния
производства и экспортоспособности по
высокотехнологичным продуктам. По этому
показателю Россия в 1996 году была на 19-м
месте, но в 1999 году переместилась на 28
место, оставив после себя лишь такие страны,
как Филиппины, Южная Африка, Индонезия,
Аргентина и Венесуэла.
Такие оценки весьма неутешительны для
России. Они говорят о том, что Россия находится
в самом начале пути построения современной
экономики, основанной на знаниях, являющейся
основой экономического развития современных
промышленно-развитых стран[12, с.134].
Экономика этих стран все больше ориентирована на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления и тем самым во многом и важнейшие направления научной деятельности. В 2001 году на 1000 человек экономически активного населения России приходилось 12.4, а на 1000 занятых в экономике – 13.6 человек, занятых исследованиями и разработками. Эти цифры гораздо выше значений показателей по Евросоюзу, где они в 1999 г. составили, соответственно 9.9 и 10.5. Несколько иная ситуация с численностью исследователей – сегодня эти цифры оказываются несколько (но не столь значительно) ниже, чем в промышленно развитых странах. Так, в 2001 г. число исследователей в России на 1000 человек экономически активного населения и на 1000 занятых в экономике составляло, соответственно 5.9 и 6.5, в то время как по ОЭСР в целом (в 1999 г.)-6.2и6.6[10, с.105] Cумма долей в общей численности исследователей государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2010 г. составляла 33.8%, что близко к такой же доле для ОЭСР в целом, где она в 1997 г. была равна 33%. Это означает, что и доля предпринимательского сектора науки у нас примерно такая же, как в ОЭСР в целом.
В
России достаточно низкий инновационный
потенциал. Ее коэффициент изобретательности
- количество поданных резидентами
заявок на изобретения на 1 млн. населения
- примерно в 3-4 раза ниже, чем у таких
стран, как Германия и США, и в
18-19 раз ниже по сравнению с Японией.
В результате инновационный потенциал
России, характеризуемый количеством
действующих охранных документов на
изобретения и полезные модели, более
чем в пять раз ниже инновационного
потенциала Германии.
Изобретательская активность в России
резко падает по мере приближения к концу
научно-технологической цепи. В структуре
затрат опытно-конструкторские работы
занимают 67%, больше чем во многих развитых
странах. Но, в отличие от других промышленно
развитых стран, изобретательская активность
в России резко падает по мере приближения
к концу научно-технологической цепи.
В результате количество действующих
патентов на изобретения в 2001 г. более
чем 7.5 раз превосходит число свидетельств
на полезные модели. В Германии в том же
году это отношение для патентов, прошедших
регистрацию через Германское бюро патентов
и торговых марок (Deutche Patent und Markenamt - DPMA),
составляло 1.25, а с учетом патентов на
изобретения, прошедших регистрацию через
Европейское патентное бюро, с эффектом
в Германии – 2.3.
Россия сильно отстает от развитых стран
по доле затрат на исследования и разработки
в ВВП. По масштабам финансирования науки
она за 90-е гг. “откатилась” на уровень
стран со средним (по абсолютной величине
расходов) и даже малым (по доле в ВВП) научным
потенциалом. Доля затрат на науку в ВВП
в 2001 г. в нашей стране составила 1.16%, что
примерно вдвое меньше среднего по ОЭСР.
Низкий уровень изобретательского потенциала,
недостаточный спрос со стороны производства
на результаты научно-технической деятельности
говорят о существовании серьезных внутренних
проблем не только в предпринимательской
среде, но также и в самой науке. Беда российской
инновационной политики в ее традиционной
бессистемности. Россия, будучи одной
из немногих стран, обладающих достаточно
развитым научно-техническим потенциалом,
по состоянию институциональных инструментов
инновационного процесса находится на
уровне ниже пятидесятых годов прошлого
века.
В современных промышленно развитых странах
для реализации государственных целей
при осуществлении взаимодействий государства,
науки и промышленности применяются три
основных инструмента:
Первый из них - государственный
контракт. Не исключается ситуация передачи
приобретенного продукта третьей стороне.
Заключение контракта, за исключением
специально оговоренных ситуаций, является
результатом конкурса. В процессе работ
по контракту представитель государства
имеет право контролировать процесс выполнения
работ и корректировать их. В законодательстве
нашей страны нет четкого определения
контракта по отношению к взаимодействиям
с участием сферы науки.
Второй, наиболее распространенный
инструмент, - грант. Он легализует другую
форму отношений между государством и
научно-исследовательским сектором, а
именно - поддержку или стимулирование
государством научных исследований и
разработок - финансами, собственностью,
услугами или еще чем-либо ценным. Причем
предполагается, что до окончания работ
по гранту государство не имеет права
контроля и вмешательства в их выполнение.
Срок выполнения работ оговаривается
специальным соглашением. Грант используется
особенно часто для поддержки исследований
и разработок со стороны государства,
если результаты работ неопределенны
или не могут принести непосредственную
пользу или выгоду в ближайшем будущем.
Именно эту форму - де-факто, но не де-юре,
используют наши научные фонды - Российский
фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
и Российский гуманитарный научный фонд
(РГНФ).
Третий,
очень важный институциональный
инструмент - кооперативное соглашение.
Оно вводилось как инструмент
сотрудничества и поддержки, не требующий,
как и грант, заранее жестко заданного
и сиюминутно полезного результата,
но отличающийся от него тем, что в
нем государству принадлежит
право контроля хода работ и четко
распределяются права и вклад
участников соглашения. На масштабы проведения
исследований и разработок существенное
влияние оказывает применение методов
косвенного стимулирования инвестирования
в научно-исследовательскую
Эти методы, получившие широкое распространение, сводятся к следующим:
- налоговые послабления;
- займы
по сниженным кредитным
- финансовая
поддержка процессов
Основные ресурсы инновационной деятельности, выраженные абсолютными показателями числа инновационно активных предприятий и объемов инновационных затрат, сосредоточены в организациях частной либо смешанной (без иностранного участия) форм собственности. В то же время, как показывает анализ статистических данных, отечественные организации частной формы собственности вовсе не оказываются в числе лидеров, значительно уступая и организациям иностранной формы собственности, чей уровень инновационности в два раза превышает средний по России, а также организациям иных форм собственности. Это акцентирует необходимость принятия срочных мер, направленных на формирование в стране эффективного собственника - развитие фондового рынка, совершенствование процедуры банкротств, активизации антимонопольной политики и т.п.
При анализе деятельности предприятий
в области технологических инноваций,
то есть в области, непосредственно связанной
с необходимостью проведения исследований
и разработок, прослеживается тенденция
уменьшения уровня инновационности с
ростом размера предприятия. Среди организаций,
вводивших новую продукцию или усовершенствовавших
прежнюю, подвергнув ее значительным технологическим
улучшениям, доля инновационной продукции
у “усредненных” организаций - гигантов
(более 10 000 человек) в три с половиной раза
ниже, чем у малых (до 49 человек) организаций.
Инновационная активность предприятий
плохо связана с активной научно-исследовательской
деятельностью. Действительно, хотя в
2001 г. в структуре затрат на технологические
инновации доля исследований и разработок
и возросла на 1.5 пункта относительно 1999
г., но при этом она была равна лишь 15.7%
(по ОЭСР эта цифра составляет примерно
30%) при доле затрат на приобретение машин
и оборудования 60.3%.
Сохраняется та же закономерность, чем
больше размер организации, тем ниже наукоемкость
ее продукции. В частности, у организаций-гигантов
она втрое ниже, чем у малых (до 49 человек)
организаций. Что же касается жизненного
цикла (возраста) заменяемой продукции,
то разрыв между наиболее эффективным
классом - малыми предприятиями численностью
50-99 чел, и наименее эффективными крупными
предприятиями (10 000 и более чел.) оказывается
более 7 лет [10, с.73]. Сегодня в силу ряда
причин стимулы к инновациям в России
очень невелики, и типичной для российского
предприятия является самая нижняя позиция
в т.н. “инновационном статусе предприятия”.
Фирме удается занимать достаточно прочную
и стабильную позицию на рынке, практически
не вводя инновации.
Являются
актуальными следующие
- расширение зоны эффективного собственника через совершенствование правовой основы и практики банкротства предприятий; улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка);
- развитие конкурентной среды путем введения:
а) современной, соответствующей международным нормам, законодательной и нормативной базы в области регулирования слияний, поглощений и кооперации конкурентов, процессов стандартизации, заключения лицензионных соглашений;
б) институциональной структуры, системы преференций, направленной на поддержание баланса интересов отечественных и зарубежных производителей;
- улучшение благоприятного инвестиционного климата, в том числе условий для репатриации капитала, прекращения его бегства из страны, вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров высокотехнологичного бизнеса;
- Рационализация
условий хозяйствования путем:
а) повышения возможностей формирования
оборотных средств, снижения общего уровня
налогообложения, укрепления правовой
базы и правоприменительной практики
в отношении исполнения хозяйственных
и кредитных договоров;
б)
санации производственных мощностей,
включения в налоговое и земельное законодательство
нормативов, ориентирующих предприятия
на отказ от неиспользуемых производственных
площадей и оборудования;
в) создания системы технологического
аудита предприятий с целью оценки их
возможности осваивать и развивать свою
технологическую способность.
- развитие
информационной инфраструктуры и формирование
профессионального инновационного менеджмента,
включая:
а) инфраструктуру рынка деловых услуг,
позволяющую предприятиям находить и
уточнять необходимую информацию при
работе в сетях;
б) содействие развитию системы научно-консультационных услуг для инновационно активных предприятий;
в) ускорение запуска действующей при участии или содействии государства системы юридического консалтинга для участников инновационного процесса;
г)
формирование рынка услуг частному сектору
по обеспечению его методиками и средствами
менеджмента, в том числе и инновационного;
д) создание инфраструктуры, помогающей
разработке, распространению и освоению
ноу-хау менеджмента по освоению новых
технологий[14, с. 134].