Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
В результате действий государства появились
новые институциональные структуры,
призванные служить инновационной системе
России. Возникла система государственных
научных центров (ГНЦ), действуют инновационно–технологические
центры, главной функцией которых является
поддержка уже сформировавшихся и окрепших
малых предприятий. На базе наиболее мощных
ИТЦ создаются инновационно - промышленные
комплексы (ИПК). Существуют технопарки,
действуют наукограды.
Но, к сожалению, мотивация к взаимному
сотрудничеству у участников инновационной
цепи пока малозаметна. В то же время в
эпоху повсеместного распространения
информационных технологий инновационный
процесс базируется
на сетевом взаимодействии фирм, компаний
и организаций, производящих, распространяющих
и использующих знания. Тенденция работать
в сети во всем мире усиливается год от
года.
В недалеком будущем технологическая
и инновационная политика должна фокусироваться
не на изолированных предприятиях и учреждениях,
а на содействии их организации в сети
и кластеры. Под кластерами понимается
сеть независимых предприятий, научных
учреждений (включая университеты), служб,
организующих взаимодействие науки и
производства, поддерживающих организаций
(брокеров, консалтинговых фирм) и потребителей,
связанных в единую производственную
цепочку, производящую добавленную стоимость.
Базовыми задачами государства для инновационного механизма сегодня в России являются:
1.
Формирование
2.
Сохранение и развитие
3.
Участие государства в
4.
Управление инновационными
Глава
2 Формы государственной
2.1Формы
государственной поддержки инновационной
деятельности в России
Государственная
поддержка инновационной
- финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью; финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
- финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
зда!
- инвестирование средств в создание и развитие субъектов ин-ратруктуры инновационной деятельности;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
- предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
- содействие формированию инновационно - венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;
- поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
- обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ;
- организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;
- тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности;
- содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности[4, с.57].
Венчурный капитал и трансфер технологии приобретают пер-востепенное значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой.
Во-первых,
только на основе крупномасштабного
освоения высоких технологий современного,
пятого технологического уклада возможно
повысить конкурентоспособность
Во-вторых,
трансфер технологий от одного из наиболее
сильных в мире военно-промышленного
комплекса России в гражданские
отрасли позволит сохранять мощный
научно-технический потенциал
В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повысить занятость и доходы ученых, инженеров, квалифицированных рабочих - главной движущей силы освоения технологий постиндустриального типа.
В-четвертых, освоение базисных инноваций и трансфера технологий поможет сохранить единое технологическое пространство в рамках СНГ (доля СНГ в мировом экспорте упала с 1985 по 1995 гг. вдвое, а области машиностроения — еще больше).
Однако нужно признать, что работа по государственной поддержке трансфера технологий и венчурного капитала не приобрела необходимого размаха ни на федеральном уровне, ни в регионах. Это тормозит переход от депрессии к оживлению экономики, восстановление утраченных позиций на внутреннем и внешнем рынках.
Большое значение в преодолении отставания в этой сфере имеет развитие сотрудничества как со странами Запада, так и Востока.
Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий.
Одним из сдерживающих факторов развития инновационной политика государства является недостаточная нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности. Поэтому приоритетной задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственный инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он будет внесен в Государственную Думу[9, с.76].
Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются и принимаются субъектами Российской Федерации. Пример показала Саратовская область, где в июле 1997 г. принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности».
Можно
ожидать, что в ближайшие
годы будет заполнена
ниша в правовом регулировании инновационной
деятельности; это будет способствовать
ее активизации, повышению
конкурентоспособности отечественных
товаров и услуг[7,с. 93].
2.2 Бизнес – инкубаторы
Бизнес-инкубатор - структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.
Главная задача бизнес - инкубатора - не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес -инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику. В России эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, законодательный кризис, неразумные налоги и т.д.)[7,с.68].
Виды бизнес - инкубаторов:
- бизнес-инкубатор общего типа;
- технологический бизнес-инкубатор;
- специализированный бизнес-инкубатор.
Поддержка малому бизнесу в бизнес - инкубаторе:
Предоставляются услуги, необходимые для развития и процветания бизнеса:
- аренда помещений;
- консультации по ведению бизнеса;
- офисные услуги;
- обучение в виде краткосрочных семинаров;
- психологическая поддержка;
- финансовая поддержка.
В настоящий момент в мире существует несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов:
- в России - Национальное содружество бизнес -инкубаторов (НСБИ);
- в США - Национальная Ассоциация безнес -инкубаторов (NBIA);
- в Польше - Ассоциация бизнес и инновационных центров.
Бизнес - инкубаторы обеспечивают всестороннюю поддержку начинающему предпринимателю, создавая благоприятные условия для ускоренного развития зарождающихся компаний. БИ предоставляют комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение предприятий физическим пространством (площадями) на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот. Это значительно увеличивает шансы на выживание предприятия и уменьшает затраты на его создание и организацию деятельности[14, с. 201].
Бизнес - инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Возрастает интерес к деятельности бизнес -инкубаторов со стороны местных властей, общественных организаций, объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес - инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций. По состоянию на 1 января 2003 года в Российской Федерации создано более 80 бизнес - инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес - инкубирования; во многих регионах началась работа по их созданию.
Действующие на территории РФ бизнес - инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.
Из международных организаций наибольшую поддержку российским бизнес-инкубаторам оказывают Фонд Евразия и программа Трансформ Правительства Германии. Также развитие бизнес - инкубирования определено как ключевое направление развития малого предпринимательства в Программе ТПП РФ, в резолюциях всероссийских конференций представителей малых предприятий. Одновременно с этим развитию бизнес - инкубаторов на протяжении последних 5 лет не оказывалась финансовая поддержка на Федеральном уровне, но, несмотря на это бизнес-инкубаторы на сегодняшний день являются одной из наиболее эффективных структур, осуществляющей поддержку стартующего бизнеса. Вместе с тем, преимущества технологии бизнес-инкубирования в России используются не в полной мере. Нормативная база не стимулирует создание бизнес - инкубаторов, на Федеральном уровне ресурсы на создание и развитие БИ не предусматриваются, поддержка со стороны международных программ - незначительна. Главный вопрос бизнес - инкубирования - содействие в выделении помещений, на протяжении ряда лет находится на рассмотрении в Минимуществе России[7, с. 71].