Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Файлы: 1 файл

курсовик по инновациям.docx

— 68.32 Кб (Скачать)

    В результате действий государства появились новые институциональные структуры, призванные служить инновационной системе России. Возникла система государственных научных центров (ГНЦ), действуют инновационно–технологические центры, главной функцией которых является поддержка уже сформировавшихся и окрепших малых предприятий. На базе наиболее мощных ИТЦ создаются инновационно - промышленные комплексы (ИПК). Существуют технопарки, действуют наукограды. 
Но, к сожалению, мотивация к взаимному сотрудничеству у участников инновационной цепи пока малозаметна. В то же время в эпоху повсеместного распространения информационных технологий инновационный процесс базируется на сетевом взаимодействии фирм, компаний и организаций, производящих, распространяющих и использующих знания. Тенденция работать в сети во всем мире усиливается год от года.  
    В недалеком будущем технологическая и инновационная политика должна фокусироваться не на изолированных предприятиях и учреждениях, а на содействии их организации в сети и кластеры. Под кластерами понимается сеть независимых предприятий, научных учреждений (включая университеты), служб, организующих взаимодействие науки и производства, поддерживающих организаций (брокеров, консалтинговых фирм) и потребителей, связанных в единую производственную цепочку, производящую добавленную стоимость. 

    Базовыми  задачами государства для инновационного механизма сегодня в России являются:

    1. Формирование предпринимательской  конкурентной среды, субъекты  которой обладали бы стратегическим  мышлением, способностью к обучению, усвоению и пользованию знаниями.

    2. Сохранение и развитие исследовательской  среды, обладающей высокой квалификацией,  исследовательским духом, стимулами  к сотрудничеству с предпринимательской  средой.

    3. Участие государства в формировании  и развитии Национальной инновационной  системы, как механизма взаимодействия  этих двух сред, организующего,  с одной стороны, а с другой - ориентацию исследовательской  среды на удовлетворение возникающих  инновационных потребностей развития  производства.

    4. Управление инновационными процессами  в зонах ответственности государства  и организация взаимодействий  между государственными органами, наукой и промышленностью, ориентирующих  и стимулирующих на участие  в решении возникающих в этих  зонах инновационных задач[2,с.45]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Формы государственной поддержки  инновационной деятельности в России 

2.1Формы государственной поддержки инновационной деятельности в России 

      Государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:  законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата;

       - финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью;     финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;    

         - финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов,    входящих    в    состав    экспортируемой    или    готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

      

      зда!

      - инвестирование средств в создание и развитие субъектов ин-ратруктуры инновационной деятельности;

      размещение  государственного заказа на закупку  продукции, созданной в результате инновационной деятельности; 

      - предоставление   субсидий   на   реализацию   отдельных   инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий; 

      - содействие формированию инновационно - венчурных фондов поддержки малого  и  среднего  бизнеса,  создание  государственных  фондов поддержки малого предпринимательства;

      - поручительство   перед   российскими   и   иностранными  кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

      - обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ; 

      - организация    обучения    инновационных   менеджеров,   подготовки   и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;

      - тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности;

      - содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности[4, с.57].

      Венчурный капитал и трансфер технологии приобретают пер-востепенное значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой.

      Во-первых, только на основе крупномасштабного  освоения высоких технологий современного, пятого технологического уклада возможно повысить конкурентоспособность отечественной  продукции, восстановить утраченные позиции  на внутреннем рынке, обеспечить рабочие  места и получить необходимые  ресурсы для инвестиций и инноваций.

      Во-вторых, трансфер технологий от одного из наиболее сильных в мире военно-промышленного  комплекса России в гражданские  отрасли позволит сохранять мощный научно-технический потенциал и  эффективно его использовать для  производства конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешних  рынках.

      В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса  и инновационной инфраструктуры поможет повысить занятость и  доходы ученых, инженеров, квалифицированных  рабочих - главной движущей силы освоения технологий постиндустриального типа.

      В-четвертых, освоение базисных инноваций и трансфера  технологий поможет сохранить единое технологическое пространство в  рамках СНГ (доля СНГ в мировом  экспорте упала с 1985 по 1995 гг. вдвое, а области машиностроения — еще  больше).

      Однако  нужно признать, что работа по государственной  поддержке трансфера технологий и венчурного капитала не приобрела  необходимого размаха ни на федеральном  уровне, ни в регионах. Это тормозит переход от депрессии к оживлению  экономики, восстановление утраченных позиций на внутреннем и внешнем  рынках.

      Большое значение в преодолении отставания в этой сфере имеет развитие сотрудничества как со странами Запада, так и  Востока.

      Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий.

      Одним из сдерживающих факторов развития инновационной  политика государства является недостаточная  нормативно-правовая база регулирования  инновационной деятельности. Поэтому приоритетной  задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственный инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он будет внесен в Государственную Думу[9, с.76].

      Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются и принимаются  субъектами Российской Федерации. Пример показала Саратовская область, где  в июле 1997 г. принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности».

      Можно ожидать, что в ближайшие годы будет заполнена ниша в правовом регулировании инновационной деятельности; это будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг[7,с. 93]. 
 

    2.2 Бизнес – инкубаторы

     Бизнес-инкубатор - структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.

    Главная задача бизнес - инкубатора - не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес -инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику. В России эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, законодательный кризис, неразумные налоги и т.д.)[7,с.68].

     Виды бизнес - инкубаторов:

- бизнес-инкубатор  общего типа;

- технологический бизнес-инкубатор;

- специализированный бизнес-инкубатор.

   Поддержка малому бизнесу в бизнес - инкубаторе:

      Предоставляются услуги, необходимые для развития и процветания бизнеса:

    - аренда помещений;

    - консультации по ведению бизнеса;  

    - офисные услуги;

   - обучение в виде краткосрочных семинаров;

    - психологическая поддержка;

    - финансовая поддержка.

    В настоящий момент в мире существует несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов:

- в России - Национальное содружество бизнес -инкубаторов (НСБИ);

- в США - Национальная Ассоциация безнес -инкубаторов (NBIA);

- в Польше - Ассоциация бизнес и инновационных центров.

   Бизнес - инкубаторы обеспечивают всестороннюю поддержку начинающему предпринимателю, создавая благоприятные условия для ускоренного развития зарождающихся компаний. БИ предоставляют комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение предприятий физическим пространством (площадями) на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот. Это значительно увеличивает шансы на выживание предприятия и уменьшает затраты на его создание и организацию деятельности[14, с. 201].

    Бизнес - инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Возрастает интерес к деятельности бизнес -инкубаторов со стороны местных властей, общественных организаций, объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес - инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций. По состоянию на 1 января 2003 года в Российской Федерации создано более 80 бизнес - инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес - инкубирования; во многих регионах началась работа по их созданию.

     Действующие на территории РФ бизнес - инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.

    Из международных организаций наибольшую поддержку российским бизнес-инкубаторам оказывают Фонд Евразия и программа Трансформ Правительства Германии. Также развитие бизнес - инкубирования определено как ключевое направление развития малого предпринимательства в Программе ТПП РФ, в резолюциях всероссийских конференций представителей малых предприятий. Одновременно с этим развитию бизнес - инкубаторов на протяжении последних 5 лет не оказывалась финансовая поддержка на Федеральном уровне, но, несмотря на это бизнес-инкубаторы на сегодняшний день являются одной из наиболее эффективных структур, осуществляющей поддержку стартующего бизнеса. Вместе с тем, преимущества технологии бизнес-инкубирования в России используются не в полной мере. Нормативная база не стимулирует создание бизнес - инкубаторов, на Федеральном уровне ресурсы на создание и развитие БИ не предусматриваются, поддержка со стороны международных программ - незначительна. Главный вопрос бизнес - инкубирования - содействие в выделении помещений, на протяжении ряда лет находится на рассмотрении в Минимуществе России[7, с. 71].

Информация о работе Государственная инновационная политика