Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления реформирования системы государственного управления инновационн

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь вступила на качественно новый этап своего экономического развития от экстенсивного роста в первой пятилетке XXI в., когда использовался потенциал традиционных отраслей IV технологического уклада, к росту на основе инноваций производств V–VI технологических укладов, что позволит значительно повысить конкурентоспособность традиционных отраслей. Создание новых высокотехнологичных производств и интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики на основе технологий V–VI укладов является важнейшим условием успеха инновационного развития Республики Беларусь, ее глобальной конкурентоспособности. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г.

Файлы: 1 файл

реферат 1 Срочно!.docx

— 39.32 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Инновационный менеджмент

на тему: Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления реформирования системы государственного управления инновационной сферой

 

 

 

Студент

                                                                   

 

Руководитель

ассистент                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Республика Беларусь вступила на качественно новый этап своего экономического развития от экстенсивного  роста в первой пятилетке XXI в., когда использовался потенциал традиционных отраслей IV технологического уклада, к росту на основе инноваций производств V–VI технологических укладов, что позволит значительно повысить конкурентоспособность традиционных отраслей. Создание новых высокотехнологичных производств и интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики на основе технологий V–VI укладов является важнейшим условием успеха инновационного развития Республики Беларусь, ее глобальной конкурентоспособности. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко четко определил стратегию конкурентоспособности страны на современном этапе развития: «Следует задействовать конкурентные преимущества Беларуси, реализовать все без исключения возможности для перехода к инновационной и наукоемкой экономике. Наука и технология на современном этапе предопределяют модернизацию страны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственная инновационная политика: сущность, цели, принципы.

 

Государственная инновационная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности;

инновационный проект – комплекс работ, направленных на преобразование новшества в инновацию;

инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера;

 

Целью государственной  инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных  социально-экономических, организационных  и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Основными задачами государственной инновационной  политики являются:

    1. обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
    2. обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
    3. формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
    4. создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
    5. стимулирование авторов (соавторов) инновации;
    6. стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;
    7. содействие созданию и развитию рынка инноваций;
    8. создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
    9. содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
    10. развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
    11. прогнозирование технологического развития;
    12. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
    13. развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
    14. обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности.

 

 

 Основные принципы государственной  инновационной политики

Государственная инновационная политика формируется  и осуществляется исходя из следующих  основных принципов:

    1. свободы научного и технического творчества;
    2. защиты интеллектуальной собственности;
    3. направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;
    4. обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;
    5. оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;
    6. стимулирования инновационной деятельности;
    7. экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;
    8. выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.

 Формирование государственной  инновационной политики

Государственная инновационная политика формируется  Президентом Республики Беларусь с  участием Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов  государственного управления, иных государственных  организаций, подчиненных Совету Министров  Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, органов местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции  в соответствии с настоящим Законом  и иными актами законодательства, а также с участием представителей субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры, общественных объединений и иных организаций.

Национальная инновационная система

Компонентами  национальной инновационной системы  являются:

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления областного территориального уровня, регулирующие в пределах своей  компетенции отношения в сфере  инновационной деятельности;

субъекты инновационной  деятельности;

субъекты инновационной  инфраструктуры;

учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

иные юридические  и физические лица, в том числе  индивидуальные предприниматели, осуществляющие и (или) обеспечивающие инновационную  деятельность.

Функционирование  и взаимодействие компонентов национальной инновационной системы определяются нормативными правовыми актами.

Формирование  и комплексное развитие национальной инновационной системы осуществляются на основании государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь.

 

 Государственно-частное партнерство  в сфере инновационной деятельности

Государственно-частное  партнерство в сфере инновационной  деятельности осуществляется на основе:

равноправного взаимодействия государства и субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, основанного на учете интересов  обеих сторон;

свободного и  открытого доступа субъектов  хозяйствования всех форм собственности  к реализации мероприятий государственной  инновационной политики;

участия субъектов  хозяйствования негосударственной  формы собственности в проведении совместных научных исследований и  разработок при осуществлении инновационной  деятельности с государственными научными организациями и государственными учреждениями образования;

участия субъектов  хозяйствования негосударственной  формы собственности в формировании и реализации инновационных проектов, программ инновационного развития;

разделения рисков инновационной деятельности, доходов  и ответственности между государством и субъектами хозяйствования негосударственной  формы собственности при совместной реализации инновационных проектов, программ инновационного развития;

возможности передачи субъектам хозяйствования негосударственной  формы собственности имущественных  прав в порядке, установленном законодательными актами, на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств  республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления  инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

2.Реформирование системы государственной инновационной политики 

 

Основные итоги  реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы

В настоящее время высокотехнологичные  отрасли не обеспечивают достаточный  вклад в рост ВВП в силу их неразвитости, несовершенства инновационных инфраструктуры и законодательства, недостаточных  экономических механизмов реализации приоритетов научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности, слабой системы привлечения иностранных инвестиций в новые наукоемкие производства.

В объемах выпускаемой  научно-технической продукции продолжает оставаться низкой доля, характеризуемая  как высокотехнологичная, т. е. конкурентоспособная. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологичных товаров в последние годы составляет около 2%. Следует также отметить, что в структуре создаваемых новых технологий (передовых производственных по терминологии Белстата) продолжают превалировать традиционные — 65–70%, новые технологии составляют 15–20% и лишь 5–10% — принципиально новые, т. е. конкурентоспособные за рубежом. Это свидетельствует о том, что разрабатываемые в стране технологии и научно-техническая продукция в основном ориентированы на внутренний спрос.

В стране отсутствует цельное  инновационное законодательство, которое  бы способствовало коммерциализации имеющихся  передовых отечественных технологий, а также активного, выгодного  для зарубежных и отечественных  хозяйствующих субъектов привлечения  в экономику страны технологий мирового уровня и инвестиций из других стран. В связи с этим полагаем целесообразным ускорить разработку единого нормативного правового акта, затрагивающего все  аспекты инновационного развития.

Завершается третий год реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы (ГПИР). Полномасштабная, не имеющая аналогов в прошлом, программа инновационного развития страны охватила практически все отрасли народного хозяйства — от атомной энергетики до производства медицинского инструментария и стала фактически грандиозным народнохозяйственным планом развития Беларуси.

Если 2007 г. был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов программы включились все 36 государственных заказчиков, включая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Мингорисполком.

В рамках выполнения мероприятий  введены в эксплуатацию свыше 400 производств, что составляет около 50% от намеченного, из них на проектную мощность выведены около 200.

Информация о работе Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления реформирования системы государственного управления инновационн