Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления реформирования системы государственного управления инновационн

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь вступила на качественно новый этап своего экономического развития от экстенсивного роста в первой пятилетке XXI в., когда использовался потенциал традиционных отраслей IV технологического уклада, к росту на основе инноваций производств V–VI технологических укладов, что позволит значительно повысить конкурентоспособность традиционных отраслей. Создание новых высокотехнологичных производств и интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики на основе технологий V–VI укладов является важнейшим условием успеха инновационного развития Республики Беларусь, ее глобальной конкурентоспособности. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г.

Файлы: 1 файл

реферат 1 Срочно!.docx

— 39.32 Кб (Скачать)

Работы выполнялись по 51 мероприятию, из которых полностью завершены 23. В течение 2008 г. введены в эксплуатацию 242 объекта, из них 41 предприятие и важнейшее производство, 87 новых производств, а также модернизировано 114 производств на действующих предприятиях, создано свыше 4000 новых рабочих мест.

Это позволило к 2009 г. выполнить и перевыполнить основные макроэкономические целевые показатели в целом по стране. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,0% при плане 15,0%, доля сертифицированной продукции — 70,3% при плане 69%, создано свыше 1700 сертифицированных систем менеджмента качества при плане 1300. Объем внешней торговли высокотехнологичными товарами в 2008 г. возрос по сравнению с 2007 г. на 109,1 млн долларов США (на 12,1%).

 
Приоритеты и цели инновационного развития

Приоритетными на предстоящую пятилетку следует определить направления инновационного развития, которые позволят реализовать системные проекты создания новых производств V–VI технологических укладов, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго– и материалоемкостью, на базе макротехнологий, которыми обладают белорусские специалисты.

Создание новых производств, подотраслей экономики высших технологических укладов, реализация крупных инвестиционных и инновационных проектов на базе имеющихся макротехнологий с привлечением иностранного капитала обеспечит ускорение роста ВВП Республики Беларусь за счет наукоемкой продукции, вклад которой в экономическое развитие на к 2015 г. должен сравняться с вкладом традиционных секторов экономики.

В связи с растущей глобализацией  и вхождением Беларуси в мировое  экономическое пространство главной  стратегической целью инновационного развития должно стать достижение высокой  конкурентоспособности отечественной  продукции на мировых рынках. Для  валообразующих отраслей, социальной сферы, регионов и г. Минска непосредственно:

1. Промышленность (автотракторосельхозмашиностроение, лазерно-оптические технологии).

Автотракторосельхозмашиностроение:

  • создание новых производственных структур с большой экономической мощью и инновационным вектором развития в процессе реформирования государственной собственности;
  • привлечение иностранных инвестиций, создание совместных экспортно ориентированных предприятий и по освоению продукции максимального систематического импорта;
  • специализация предприятий автотракторосельхозмашиностроения на конкурентоспособной продукции, производство автотракторной и комбайновой техники, оборудованной отечественными двигателями не ниже уровня Евро-4, Tiar 3a, многоуровневыми интегрированными электронными системами управления.

Лазерно-оптические технологии:

  • повышение производительности, надежности и точности формирования топологических структур субмикронных размеров;
  • повышение уровня технологии безопасности путем использования биометрической информации;
  • решение специальных задач для целей дальнометрии, геодезии и управления подвижными объектами, а также при решении проблемы обеспечения высокоскоростного доступа в Интернет;
  • обеспечение безопасного вождения большегрузных карьерных самосвалов и железнодорожного транспорта в условиях ограниченной прозрачности атмосферы.

2. Агропромышленный комплекс (инновационные технологии сельхозпроизводства):

  • создание АПК европейского уровня на основе крупнотоварных вертикально-интегрированных сельхозкомпаний, объединяющих производство, переработку и продажу сельскохозяйственной продукции, улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земель;
  • разработка ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импортозамещающих сортов растений, пород животных, удобрений, производства новых продуктов питания с соблюдением международных экологических стандартов;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны, в том числе ежегодного сбора зерновых на уровне 10 млн т, кукурузы — 2 млн т, производства молока (по нормам ЕС) — 8 млн т, мяса (в убойном весе) — 1,2 млн т, лекарственных средств (полностью исключив импорт) для животных белорусского производства, обеспечив при этом 30% экспорта.

3. Фармация:

  • расширение номенклатуры современных высокоэффективных лекарственных средств взамен устаревших;
  • приоритет лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения в социальном и экономическом развитии республики;
  • обеспечение доступности лекарственных средств для всех слоев населения, стабилизация уровня их потребления;
  • целенаправленная инвестиционная и регулирующая политика в области ценообразования, стимулирующая увеличение выпуска и поставок, в первую очередь, лекарственных средств отечественного производства из перечня основных лекарственных средств.

4. Строительство:

  • разработка и освоение новых энерго– и ресурсосберегающих технологий сборного и монолитного железобетона;
  • разработка и реализация комплекса мер по повышению организационно-технического уровня строительства, обеспечение 100% производства белорусских строительных материалов;
  • достижение экспорта строительных материалов на уровне 30% от объемов производства.

5. Нефтехимический  комплекс:

  • осуществление мероприятий, основными из которых являются создание высокотехнологичного и конкурентоспособного по мировым критериям нефтехимического комплекса, способного решать стоящие перед ним задачи по укреплению экономической безопасности страны.

6. Пищевая промышленность:

  • обеспечение продовольственной безопасности Республики Беларусь;
  • ориентация на применение отечественного сырья и полуфабрикатов;
  • разработка и внедрение технологий по максимальному использованию и вовлечению в хозяйственный оборот отходов пищевой промышленности;
  • обеспечение производства биобутанола.

7. Энергетика и энергосбережение:

  • снижение энергоемкости ВВП Республики Беларусь к 2015 г. до среднемировых значений, то есть на 50% по отношению к 2005 г., износа основных фондов энергосистемы до уровня менее 50%, увеличение доли местных и возобновляемых источников энергии в потреблении котельно-печного топлива до 25%, повышение роли Республики Беларусь как стратегического транзитного коридора энергомоста «Восток-Запад»;
  • обеспечение строительства атомной электростанции, мощностью 2400 МВт с целью диверсификации топливно-энергетических ресурсов и обеспечения энергетической безопасности государства;
  • модернизация предприятий торфяной отрасли путем внедрения котлов, работающих на местных видах топлива.

8. Здравоохранение:

  • стабилизация демографической ситуации в стране за счет разработки и внедрения в организациях здравоохранения новых высокотехнологичных методов лечения, диагностики и профилактики основных групп заболеваний;
  • снижение показателей смертности и заболеваемости населения, уменьшение количества пациентов, направляемых за рубеж для оказания медицинской помощи, и увеличение притока иностранных граждан для лечения в организациях здравоохранения.

 

9. Образование:

  • обеспечение единства научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, завершающихся созданием новой продукции;
  • формирование и развитие инновационной инфраструктуры в системе образования, поддержка предпринимательской деятельности университетских структур;
  • обеспечение тесного научно-инновационного и образовательного партнерства вузов с отраслями, регионами, концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами;
  • привлечение иностранных инвестиций в систему образования для последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.

10. Транспорт и  коммуникации:

  • совершенствование перевозочного процесса и повышение безопасности перевозки грузов и пассажиров;
  • повышение активности в области внешнеэкономической деятельности и транспортной логистики, увеличение объема экспорта транспортных услуг;
  • эффективная реализация транзитного потенциала Беларуси на базе ускоренной интеграции в международные транспортные системы.

11. Природа и  охрана окружающей среды (экология  и рациональное природопользование):

  • рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной природной среды, их реализация на перспективный период до 2015 г.;
  • дальнейшее развитие в Республике Беларусь системы особо охраняемых природных территорий;
  • снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, улучшение качества воздушного бассейна страны;
  • обеспечение населения и отраслей экономики водой необходимого качества и в достаточном количестве;
  • непрерывное и неистощительное многоцелевое лесопользование, снижение до приемлемого уровня риска негативного воздействия опасных химических факторов на здоровье населения, биосферу, техносферу и экологические системы.

12. Оборона:

  • обеспечение концентрации усилий и ресурсов для разработки и создания высокоэффективных и конкурентоспособных, экспортно ориентированных образцов вооружения и военной техники;
  • увеличение объемов иностранных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение активной части основных производственных фондов организаций оборонного сектора экономики.

13. Регионы:

  • децентрализация, т. е. передача прав и обязанностей в области вопросов регулирования развития административно-территориальных единиц местным органам управления и самоуправления;
  • решение наиболее острых территориально локализованных проблем национального значения с помощью разработки стабильно финансируемых государственных программ социально-экономического развития регионов;
  • повышение конкурентоспособности региональной экономики, активное налаживание торгово-экономических связей с приграничными регионами зарубежных стран;
  • развитие эффективных направлений специализации экономики регионов;
  • обеспечение сбалансированного воспроизводства и использования в регионах местных возобновляемых, а также рационального расходования невозобновляемых природных ресурсов;
  • улучшение использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала регионов.

14. Город Минск:

  • развитие и совершенствование промышленности, строительства, а также инженерной инфраструктуры города;
  • создание высококачественной национальной транспортной системы, интегрированной в европейский рынок транспортных услуг;
  • создание регионального технопарка в г. Минске;
  • подготовка квалифицированных кадров исходя из запросов определенной отрасли экономики;
  • энергообеспечение, нетрадиционные источники энергии, энергосбережение и эффективное использование энергии;
  • создание современной информационной инфраструктуры;
  • совершенствование городского хозяйства и инфраструктуры города.

 

 

 

 

 

 
3. Стратегия повышения конкурентоспособности белорусской экономики

Информация о работе Понятие и сущность государственной инновационной политики. Направления реформирования системы государственного управления инновационн