Разработка информационной системы для автоматизации учета читателей и книг в библиотеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Автоматизироваться будет учет информации по выдаче книг читателям библиотеки.
Основные задачи, решаемые модулем системы:
- Автоматизация процессов регистрации читателей(заполнение первичных данных о читателе);
- оформление читательского абонемента;
- проверка книги на наличие;
-выдача книги;
-ведение баз данных;

Файлы: 1 файл

КП по ПИС (2).docx

— 765.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

1 Системный анализ и анализ  требований

………………………………………………….…10

1.1 Рамки системы

………………………………………………….…10

1.2 Перечень исполнителей и их  задач

…………………………………………………….11

1.3 Диаграмма прецедентов

…………………………………………………….12

1.4 Диаграмма последовательности

………………………………………...…………..15

1.5 Дополнительная спецификация

………………………………………………...…..17

1.6 Видение

………………………………………………...…..20

2 Модель предметной области

…………………………………………………….22

3 Модель  проектирования

…………………………………………………….25

3.1 Диаграммы  взаимодействия

…………………………………………………….25

3.2 Диаграмма  классов

…………………………………………………….26

4 Модель  данных

…………………………………………………….27

5 Модель  реализации

…………………………………………………….28

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данном курсовом проекте разрабатывается автоматизированная система для учета читателей и книг в библиотеке. Данная система создается в помощь библиотекарю, для избавления от рутинной работы с документооборотом. Система решает следующие задачи:

1. Создание карточки читателя

2. Хранение информации о читателе в базе данных

3. Предоставление полной отчетности  о выданных ранее книгах читателю

Библиотекарь, вводит в систему данные читателя, которая после обработки выдает линую карточку читателя, в которой хранится информация о ранее выданных книгах.

Актуальность темы заключается в том, что в любой сфере деятельности происходит автоматизация процессов, и библиотека не исключение, необходимо заменить ручные рутинные операции на автоматическую обработку. 

Целью курсового проекта является изучение и описание особенностей ручных операций и документооборота при обслуживании читателей.

Цель функционирования системы – ускорение обработки документов, избавление от рутинных операций библиотекаря и устранение многократных операций по заполнению карточек.

Задачи данной работы – рассмотреть и проанализировать имеющуюся ситуацию в библиотеке и, опираясь на данные анализа, попробовать реализовать часть программного средства, использование которого может улучшить производительность библиотекаря.

В этой работе будут показаны основные методы и средства, с помощью которых разрабатывалась автоматизированная система «Библиотека». Она будет проста в использовании, и от сотрудников не будет требоваться особых навыков работы с персональным компьютером, достаточно на уровне пользователя. 

В данной курсовой работе будет рассмотрен в первой части системный анализ, описывающий функции, характеристики системы, входную и выходную информацию; анализ требований, который дает возможность обозначить интерфейс продукта с другими системными элементами, определить проектные ограничения программного продукта, и т.д. Во второй части будет представлена модель предметной области, представляющая собой визуализацию понятий предметной области, напоминающую статическую модель сущностей предметной области. В третьей части рассмотрена модель проектирования, в пятой - модель данных, она включает схему базы данных и стратегию отображения объектов в необъектное представление. В последней части представлена модель реализации.

 

 

 

  1. Системный анализ и анализ требований
    1. Рамки системы

Для данного прецедента разрабатываемой системой является АИС «Библиотека». Все, что находится за ее пределами, включая библиотекаря, читателя и т.д., в эти рамки не включается.

Для определения рамок системы следует, в первую очередь, указать, что к ней не относится, т.е. определить внешних, основных и вспомогательных исполнителей. После идентификации внешних исполнителей рамки системы очерчиваются более четко.

Основные исполнители –это те, чьи потребности удовлетворяются с помощью системы. Для решения своих задач они используют систему. В данном случае им будет являться библиотекарь. В отличие от них, вспомогательные исполнители занимаются обслуживанием системы. Вспомогательным исполнителем будет администратор системы и менеджер по закупкам.

Закулисный исполнитель - заинтересован в реализации прецедента, но не является основным или вспомогательным исполнителем. В нашей области таким исполнителем является муниципалитет.

Рамки системы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Рамки системы

 

 

 

 

    1. Перечень исполнителей и их задач приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Перечень исполнителей и их задач

Исполнитель

Задачи

 Библиотекарь

  1. Работа с читателями
  2. Ведение БД «Библиотека»

Менеджер поставок (закупок)

  1. Отслеживание популярной литературы на рынке
  2. Нахождение выгодных поставщиков
  3. Выкуп заказанной литературы у поставщика
  4. Ведение учётных ведомостей

Администратор системы

  1. Администрирование

 

Перечень исполнителей и их задач на основе анализа внешних событий (таб. 4)

Таблица 4 - Перечень исполнителей и их задач на основе анализа внешних событий

Внешнее событие

Инициатор

Задача

Отслеживание популярной литературы на рынке

Менеджер по закупкам

Литература в библиотеке должна быть актуальна и задевать все аспекты жизнедеятельности человека и мира в целом

Нахождение выгодных поставщиков

Менеджер по закупкам

Себестоимость приобретаемой литературы не должна быть завышена

Выкуп заказанной литературы у издателя (поставщика)

Менеджер по закупкам

Выкупить литературу в соответствии с договором

Ведение БД «Библиотека»

Библиотекарь

Ведение БД «Библиотека»

Работа с читателями

Библиотекарь

Быстро и качественно обслужить читателя

Администрирование системы

Администратор системы

Обеспечение работоспособности системы, ее обслуживание

Выбор литературы на дом и последующий её возврат в библиотеку

Читатель

Быть обслуженным быстро и качественно


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Диаграмма прецедентов

Диаграмма прецедентов – это изображение системного контекста, поскольку она отображает границы системы, внешние для системы понятия и способы использования системы. Она подытоживает поведение системы и ее исполнителей.

 

Рисунок – 2

Сжатый формат описания всех прецедентов диаграммы

Прецедент:  Обработка выдачи книги

Читатель подходит к рабочему месту библиотекаря с выбранными книгами. Библиотекарь находит необходимые книги в архиве и приносит их на свое рабочее место.  Библиотекарь с помощью АИС «Библиотека» находит карточку читателя и заносит туда реквизиты новой книги. Система отображает информацию о читателе, о ранее взятых книгах. Библиотекарь вводит требуемую информацию; система ее верифицирует и регистрирует. Система выполняет инвентаризацию. Читатель получает книгу и покидает библиотеку.

 

 

Прецедент:  Обработка приема книги

Читатель подходит к рабочему месту библиотекаря с  книгами. Библиотекарь с помощью АИС «Библиотека» находит карточку читателя. Система отображает информацию о читателе, о ранее взятых книгах. Библиотекарь отмечает сдачу книги; система ее верифицирует и регистрирует. Система выполняет инвентаризацию. Читатель получает книгу и покидает библиотеку.

Прецедент:  Обновление литературы

Менеджер исследует и следит за новинками литературы, за наиболее популярной литературой, далее находит выгодных поставщиков, заключает договор и доставляет литературу в библиотеку. Библиотекарь размещает в ИС литературу согласно группам и тематикам.

Прецедент: Выбор литературы

Читатель в картотеке библиотеки находит необходимую ему литературу, выписывает код выбранной книги.

Прецедент: Возврат выданной ранее литературы

Читатель приходит в библиотеку и приносит взятые ранее книги. Отдает их библиотекарю. Библиотекарь находит карточку читателя в АИС «Библиотека» и вносит туда изменения о возврате книги.

Прецедент: Взаиморасчеты с поставщиками

Бухгалтер переводит запрошенную сумму по договору, с расчетного счета библиотеки на расчетный счет контрагента.

Развернутый  формат описания одного прецедента

Прецедент П 1. Выдача книги

Основной исполнитель. Библиотекарь

Заинтересованные лица и их требования:

Библиотекарь. Хочет  быстро найти книгу, точно заполнить данные о читателе в системе, выдать книгу.

Читатель. Хочет быстро взять/сдать книгу.

Муниципалитет. Хочет, чтобы библиотеки обслуживали читателей на высоком уровне, быстро и без накладок.

Предусловия. Библиотекарь идентифицирован и аутентифицирован.

Результаты (Постусловия). Данные о приеме/выдаче книг сохранены.

Основной успешный сценарий (или основной процесс)

  1. Читатель подходит к рабочему месту библиотекаря с выбранными книгами.
  2. Библиотекарь вводит идентификатор читателя.
  3. Система находит личную карточку читателя.
  4. Библиотекарь открывает карточку читателя.
  5. Библиотекарь вводит код книги.
  6. Система выводит на экран наименование книги, ее автора и наличие в библиотеке.
  7. Библиотекарь сообщает о наличие книги и предлагает оформить выдачу книги.
  8. Библиотекарь отмечает в системе, что книга выдана читателю и указывает на какой срок.
  9. Библиотекарь находит книгу в архиве и выдает ее читателю.

Библиотекарь повторяет действия, описанные в п.п. 5-7, для каждой выбранной читателем книги.

  1. Система регистрирует выдачу книги и отправляет информацию о ней системе складского учета (для обновления данных).
  2. Читатель покидает библиотеку с книгами (если он что-то взял).

Расширения (или альтернативные потоки)

*а. При каждом выходе системы из строя.

Для ввода системы в строй и корректной обработки выдачи/приема нужно обеспечить восстановление всех транзакций и событий с любого шага сценария:

1. Библиотекарь перезапускает систему, регистрируется и предлагает  восстановить предыдущее состояние.

2. Система восстанавливает предыдущее  состояние.

а. Система определяет аномалию, повлекшую сбой.

  1. Система уведомляет об ошибке библиотекаря, регистрирует ошибку и переходит в начальное состояние.
  2. Библиотекарь начинает новую выдачу книги.

2. Если книги запрошенной читателем  нет в наличии 

  1. Библиотекарь находит ближайшую дату, когда книгу должен сдать другой читатель и уведомляет о том, когда она появится.
  2. Библиотекарь может предложить книгу с похожей тематикой.

Специальные требования

  • Отклик службы авторизации в 90% случаев приходит в течение ЗО секунд.
  • Каким-то образом нужно обеспечить робастное восстановление информации в случае сбоя при доступе к удаленным службам, таким как система складского учета.
  • Возможность добавления новых бизнес-правил на шагах 3 и 7 в процессе функционирования системы.

Список технологий и типов данных

За. Идентификатор книги считывается соштрих-кода (при наличии последнего) лазерным сканером или вводится с клавиатуры.

3б. Идентификатор книги может  определяться по схемам кодирования  UPC, EAN, JAN или SKU.

Частота использования: почти постоянно.


    1. Диаграмма последовательности

1    Читатель подходит к рабочему месту библиотекаря с выбранными книгами.

 

  1. Библиотекарь создает новую выдачу.

 

3 Библиотекарь вводит идентификатор читателя.

  1. Система находит личную карточку читателя.
  2. Библиотекарь открывает карточку читателя.

Информация о работе Разработка информационной системы для автоматизации учета читателей и книг в библиотеке