Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 19:37, курсовая работа
Автоматизироваться будет учет информации по выдаче книг читателям библиотеки.
Основные задачи, решаемые модулем системы:
- Автоматизация процессов регистрации читателей(заполнение первичных данных о читателе);
- оформление читательского абонемента;
- проверка книги на наличие;
-выдача книги;
-ведение баз данных;
2 Модель предметной области
Модель предметной области отображает основные (с точки зрения моделирующего) классы понятий (концептуальные классы) предметной области. Она является наиболее важным артефактом, создаваемым на этапе объектно-ориентированного анализа. Основной задачей объектно-ориентированного анализа является идентификация большого количества разнообразных объектов или понятий, а также точная оценка усилий в терминах отдачи на стадиях проектирования и реализации.
Для того чтобы построить модель предметной области (рис. 3) необходимо в первую очередь выявить кандидаты на концептуальные классы. Это можно сделать двумя способами:
Таблица 9 Список категорий концептуальных классов
Категория концептуальных классов |
Примеры |
Физические или материальные объекты |
Библиотекарь, читатель, книга |
Спецификации, элементы проектных решений или описания объектов |
Описание книги, карточка читателя |
Места |
Город Пермь |
Транзакции |
Выдано, сдано |
Элементы транзакций |
Код книги, код читателя |
Роли людей |
Читатель, библиотекарь, менеджер, администратор |
Контейнеры других объектов |
Библиотека |
Содержимое контейнеров |
Книги, читатель |
Другие компьютеры или электромеханические системы, внешние по отношению к данной системе |
Архив библиотеки |
Абстрактные понятия |
Необходимость информации |
Организации |
Муниципалитет |
События |
Выдача, прием |
Правила и политика |
Правила срока выдачи |
Каталоги |
Каталог книг |
Финансовые инструменты и службы |
Расчетный счет |
Руководства, документы, статьи, книги |
RepairManual (Руководство по восстановлению) |
Основной успешный сценарий (или основной процесс)
Библиотекарь повторяет действия, описанные в п.п. 5-7, для каждой выбранной читателем книги.
Расширения (или альтернативные потоки)
1. Если книги запрошенной читателем нет в наличии
Рисунок 3 - Исходная модель предметной области
Рисунок 4 – модель предметной области
3Модель проектирования
3.1 Диаграммы взаимодействия
Диаграммы взаимодействия предназначены для моделирования динамических аспектов системы. Диаграммы взаимодействия показывают взаимодействие, включающее набор объектов и их отношений, а также пересылаемые между объектами сообщения. Существует две разновидности таких диаграмм – диаграммы последовательности и диаграммы сотрудничества. Чтобы подчеркнуть свободу разработчиков при выборе артефактов проектирования, для решения курсовой задачи будут использованы оба типа диаграмм.
Диаграммы сотрудничества показывают структурную организацию объектов, посылающих и принимающих сообщения.
3.1.1 Диаграмма сотрудничества
Диаграммы кооперации (collaborationdiagram) иллюстрируют взаимодействие объектов в формате графа или сети, как показано на рисунке 5. При этом объекты могут размещаться в любом месте диаграммы.
Рисунок 5 – Диаграмма сотрудничества
3.1.2 Диаграмма последовательности
Диаграмма последовательности (рис. 6) – выделяет упорядочение сообщений во времени.
Рисунок 6 - Диаграмма последовательности
3.2 Диаграмма классов
Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами. Вид и интерпретация диаграммы классов существенно зависит от точки зрения: классы могут представлять сущности предметной области или элементы программной системы.
Анализируя модель предметной области, и опираясь на диаграммы взаимодействия, трансформируя сообщения в методы можно построить диаграмму программных классов, которая представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – диаграмма классов
4 Модель Данных
Модель данных представляет собой таблицы системы АСУ «Библиотека» в третьей нормальной форме.
Структура БД будет выглядеть, как показано на рисунке 11.
Рисунок 11 – модель данных выполненная в Erwin
5 Модель реализации
Для разработки системы было использовано Case средство, применение которого не только сокращает время проектирования, но и значительно облегчает сам процесс и его документирование. Одним из основных языков программирования платформы .NET является C#. Он имеет доступ к общей языковой исполняющей среде, предоставляемой библиотекой программ .NET Framework.
Реализация классов происходит в следующем порядке: первым был реализован класс «Карточка читателя», затем «Запись», далее «Архив книг» и в последнюю очередь – «Издательства».
Генерация кода во многом определяется диаграммами классов и диаграммами взаимодействия, разработанными ранее на стадии проектирования, и основывается на принципах их отображения в исходный код.
Сперва необходимо подключить уровень интерфейса пользователя к уровню предметной области, это важно для реализации логики предметной области. На рисунке 12 приведена схема взаимодействия уровней пользовательского интерфейса и предметной области.
Рисунок 12 – взаимодействие уровней пользовательского интерфейса и предметной области
Программные формы пользователя с конкретным примером, реализованные в Caseberry представлены ниже.
Рисунок 13 – Форма «Карточка читателя»
Рисунок 14 – Форма «Издательство»
Рисунок 15 – Форма «Карточка читателя»
Рисунок 16 – Форма «Книги»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной курсовой работы по разработке информационной системы для автоматизации предметной области «Учета читателей и книг в библиотеке» я закрепила, углубила и обобщила знания, полученные на лекционных занятиях по дисциплине «Проектирование информационных систем», а также развила умения и навыки, полученные при выполнении лабораторных работ и применила их к решению конкретной проектной задачи с позиций объектно-ориентированного подхода.
Реализацию данной системы я осуществляла с помощью такого CASE - средства как CASEBERRY. Ознакомилась с основными возможностями этого продукта и отметила важную особенность: разработку можно вести как на русском, так и на английском языке, а также программировать на разных языках. Что я посчитала очень удобным для себя.
Этот пакет позволяет создать сложные программные системы от замысла до создания исходного кода, это привлекает не только проектировщиков систем, но и программистов – разработчиков.
Список использованных источников