Разработка информационной системы для автоматизации учета читателей и книг в библиотеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Автоматизироваться будет учет информации по выдаче книг читателям библиотеки.
Основные задачи, решаемые модулем системы:
- Автоматизация процессов регистрации читателей(заполнение первичных данных о читателе);
- оформление читательского абонемента;
- проверка книги на наличие;
-выдача книги;
-ведение баз данных;

Файлы: 1 файл

КП по ПИС (2).docx

— 765.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Модель  предметной области

Модель предметной области отображает основные (с точки зрения моделирующего) классы понятий (концептуальные классы) предметной области. Она является наиболее важным артефактом, создаваемым на этапе объектно-ориентированного анализа. Основной задачей объектно-ориентированного анализа является идентификация большого количества разнообразных объектов или понятий, а также точная оценка усилий в терминах отдачи на стадиях проектирования и реализации.

Для того чтобы построить модель предметной области (рис. 3) необходимо в первую очередь выявить кандидаты на концептуальные классы. Это можно сделать двумя способами:

      1. Выявления концептуальных классов с помощью использования списка категорий концептуальных классов, представленных в таблице 9.

Таблица 9 Список категорий концептуальных классов

Категория

концептуальных классов

Примеры

Физические или материальные объекты

Библиотекарь, читатель, книга

Спецификации, элементы проектных решений или описания объектов

Описание книги, карточка читателя

Места

Город Пермь

Транзакции

Выдано, сдано

Элементы транзакций

Код книги, код читателя

Роли людей

Читатель, библиотекарь, менеджер, администратор

Контейнеры других объектов

Библиотека

Содержимое контейнеров

Книги, читатель

Другие компьютеры или электромеханические системы, внешние по отношению к данной системе

Архив библиотеки

Абстрактные понятия

Необходимость  информации

Организации

Муниципалитет

События

Выдача, прием

Правила и политика

Правила срока выдачи

Каталоги

Каталог книг

Финансовые инструменты и службы

Расчетный счет

Руководства, документы, статьи, книги

RepairManual (Руководство по восстановлению)


 

      1. Определение концептуальных классов с помощью выявления существительных:

Основной успешный сценарий (или основной процесс)

  1. Читатель подходит к рабочему месту библиотекаря с выбранными книгами
  2. Библиотекарь вводит идентификатор читателя.
  3. Система находит личную карточку читателя.
  4. Библиотекарь открывает карточку читателя.
  5. Библиотекарь вводит код книги.
  6. Система выводит на экран наименование книги, ее автора и наличие в библиотеке.
  7. Библиотекарь сообщает о наличие книги и предлагает оформить выдачу книги.
  8. Библиотекарь отмечает в системе, что книга выдана читателю и указывает на какой срок.
  9. Библиотекарь находит книгу в архиве и выдает ее читателю.

Библиотекарь повторяет действия, описанные в п.п. 5-7, для каждой выбранной читателем книги.

  1. Система регистрирует выдачу книги и отправляет информацию о ней системе архива библиотеки (для обновления данных).
  2. Читатель покидает библиотеку с книгами (если он что-то взял).

Расширения (или альтернативные потоки)

1. Если книги запрошенной  читателем нет в наличии 

  1. Библиотекарь находит ближайшую дату, когда книгу должен сдать другой читатель и уведомляет о том, когда она появится.
  2. Библиотекарь может предложить книгу с похожей тематикой.

 

Рисунок 3  - Исходная модель предметной области

Рисунок 4 – модель предметной области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Модель  проектирования

3.1 Диаграммы взаимодействия 

Диаграммы взаимодействия предназначены для моделирования динамических аспектов системы. Диаграммы взаимодействия показывают взаимодействие, включающее набор объектов и их отношений, а также пересылаемые между объектами сообщения. Существует две разновидности таких диаграмм – диаграммы последовательности и диаграммы сотрудничества. Чтобы подчеркнуть свободу разработчиков при выборе артефактов проектирования, для решения курсовой задачи будут использованы оба типа диаграмм.

Диаграммы сотрудничества показывают структурную организацию объектов, посылающих и принимающих сообщения.

3.1.1 Диаграмма сотрудничества

Диаграммы кооперации (collaborationdiagram) иллюстрируют взаимодействие объектов в формате графа или сети, как показано на рисунке 5. При этом объекты могут размещаться в любом месте диаграммы.

 

Рисунок 5 – Диаграмма сотрудничества

3.1.2 Диаграмма последовательности

Диаграмма последовательности (рис. 6) – выделяет упорядочение сообщений во времени.

Рисунок 6 - Диаграмма последовательности

3.2 Диаграмма классов

Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами. Вид и интерпретация диаграммы классов существенно зависит от точки зрения: классы могут представлять сущности предметной области или элементы программной системы.

Анализируя модель предметной области, и опираясь на диаграммы взаимодействия, трансформируя сообщения в методы можно построить диаграмму программных классов, которая представлена на рисунке 10.

 

Рисунок 10 – диаграмма классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Модель Данных

 

Модель данных представляет собой таблицы системы АСУ «Библиотека» в третьей нормальной форме.

Структура БД будет выглядеть, как показано на рисунке 11.

Рисунок 11 – модель данных выполненная в Erwin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Модель  реализации

Для разработки системы было использовано Case средство, применение которого не только сокращает время проектирования, но и значительно облегчает сам процесс и его документирование. Одним из основных языков программирования платформы .NET является C#. Он имеет доступ к общей языковой исполняющей среде, предоставляемой библиотекой программ .NET Framework.

Реализация классов происходит в следующем порядке: первым был реализован класс «Карточка читателя», затем «Запись», далее «Архив книг» и в последнюю очередь – «Издательства».

Генерация кода во многом определяется диаграммами классов и диаграммами взаимодействия, разработанными ранее на стадии проектирования, и основывается на принципах их отображения в исходный код.

Сперва необходимо подключить уровень интерфейса пользователя к уровню предметной области, это важно для реализации логики предметной области. На рисунке 12 приведена схема взаимодействия уровней пользовательского интерфейса и предметной области.

Рисунок 12 – взаимодействие уровней пользовательского интерфейса и предметной области

Программные формы пользователя  с конкретным примером, реализованные в Caseberry представлены ниже.

Рисунок 13 – Форма «Карточка читателя»

 

Рисунок 14 – Форма «Издательство»

 

Рисунок 15 – Форма «Карточка читателя»

Рисунок 16 – Форма «Книги»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данной курсовой работы по разработке информационной системы для автоматизации предметной области «Учета читателей и книг в библиотеке» я закрепила, углубила и обобщила знания, полученные на лекционных занятиях по дисциплине «Проектирование информационных систем», а также развила умения и навыки, полученные при выполнении  лабораторных работ и применила их к решению конкретной проектной задачи с позиций объектно-ориентированного подхода.

Реализацию данной системы я осуществляла  с помощью такого CASE - средства как CASEBERRY. Ознакомилась с основными возможностями этого продукта и отметила важную особенность: разработку можно вести как на русском, так и на английском языке, а также программировать на разных языках. Что я посчитала очень удобным для себя.

Этот пакет позволяет создать сложные программные системы от замысла до создания исходного кода, это привлекает не только проектировщиков систем, но и программистов – разработчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Методическое пособие по курсовому проектированию/ И.Шевчук. Пермь, 1013 – 32с.
    2. Лабораторные работы по проектированию информационных систем
    3. Лекционный материал/И.Шевчук. Пермь, 1013
    4. Технологии разработки программного обеспечения/ С.Орлов. СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил.

 


Информация о работе Разработка информационной системы для автоматизации учета читателей и книг в библиотеке