Информационные технологии в обеспечении правовой информацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ значимости правовой информации в жизни современного общества, каким образом новейшие информационные технологии способствуют всеобщему доступу данной информации, а также перспективы дальнейшего развития правовой информации в данном контексте.
В связи с этим можно выделить следующие задачи в данном направлении:
определить место и роль правовой информации в развитии правового государства;
ознакомится с интернет-технологиями, которые используются для распространения правовой информации;
определить место и роль информационных технологий в правотворческой деятельности;
проанализировать значимость распространения правовой информации путём внедрения информационных технологии для общества.

Оглавление

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕДОСТУПНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Выпускная работа Шайтарова.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕДОСТУПНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Формирование гражданского общества и построение демократического, правового государства в Республике Беларусь происходят на фоне глобального  и стремительного роста темпов научно-технического прогресса, который характеризуется  повсеместным внедрением информационных технологий.

Построение информационного  общества в Беларуси рассматривается  в качестве одной из приоритетных задач национального развития. Республика Беларусь предприняла реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в правовую сферу, чем  сделала доступной публичную  информацию о деятельности государственных  органов самому широкому кругу лиц.

Созданная государственная система правовой информации Республики Беларусь (ГСПИ) гарантирует каждому человеку возможность реализации своего неотъемлемого права на получение полной, достоверной, официальной правовой информации.

Как показывает анализ результатов  современного развития информационных технологий в правовой сфере многих государств, широкое использование  при формировании и распространении  правовой информации получила глобальная сеть Интернет и связанные с ней  технологии.

Интернет как средство обеспечения доступа к правовой информации обладает уникальными преимуществами, из которых можно выделить следующие:

  1. количество граждан – потенциальных пользователей правовой информацией, размещённой в сети Интернет, существенно превышает аудиторию любого другого традиционного издания правовой тематики, распространение которого ограничено тиражом;
  2. правовая информация, размещённая в сети Интернет, распространяется в не ограниченном государственными границами пространстве. Любой пользователь, находящийся в любой точке земного шара может ознакомится с действующим законодательством Республики Беларусь;
  3. средства Интернет позволяют осуществить оперативный доступ к правовой информации.

В этой связи использование  сети Интернет при актуализации законодательства в сочетании с оперативностью и высокой скоростью обработки и распространения информации создаёт уникальные условия проведения обновления всего массива законодательства практически в режиме реального времени[8, с.75].

Функционирование и развитие ГСПИ обеспечивает Национальный центр  правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), который является центральным  государственным научно-практическим учреждением в области правовой информатизации, а также реальным идеологом и координатором этих процессов, выполняющим данные функции  в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

При разработке положения  о НЦПИ, в качестве одной из основных функций была определена необходимость  создания общедоступного узла Интернет, содержащего сведения о законодательстве Республики Беларусь. Свою деятельность НЦПИ осуществляет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524.

Контроль за исполнением НЦПИ решений Президента Республики Беларусь и координация деятельности НЦПИ возлагаются на Администрацию Президента Республики.

Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь, определенными Президентом Республики Беларусь, являются:

  • обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь;
  • формирование и ведение государственных информационно-правовых ресурсов, в том числе эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь (эталонный банк данных правовой информации);
  • распространение (предоставление) эталонной правовой информации, а также официальное опубликование правовых актов;
  • участие в координации деятельности государственных органов и иных государственных организаций по вопросам сбора, учета, обработки, хранения, систематизации, актуализации и распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, развитии и совершенствовании юридической терминологии на русском и белорусском языках и ее переводе на иностранные языки;
  • проведение научных исследований в области правовой информатизации;
  • обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией (5).

Центр имеет свои филиалы  во всех областных центрах страны и г.Минске. У абсолютного большинства его сотрудников высшее образование, как правило, юридическое, математическое, инженерно-техническое и филологическое. Средний возраст сотрудников составляет 35 лет.

Важнейшим итогом деятельности Центра является то, что за короткий срок в Беларуси создана эффективная  государственная система правовой информации, основанная на использовании  передовых информационных технологий. Эта система представляет собой  целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и  обеспечивать эталонной правовой информацией  каждого, у кого возникнет потребность  в ней. В Беларуси решены вопросы  консолидации потоков правовой информации в одну государственную структуру  на уровне всех ветвей власти. Разработан и действует порядок обязательного  и своевременного представления  в НЦПИ правовых актов независимо от уровня принимающего их органа. По сути, произошла эволюция внедрения информатизации в национальное право на основе сплава современных компьютерных технологий и законодательства.

Уже через год после  создания НЦПИ организовал оперативное  обеспечение правовой информацией  государственных органов, существенно  расширил сферу распространения  правовой информации в электронной  форме, установил тесные деловые  контакты с организациями соответствующего профиля в государствах - участниках СНГ и обеспечил значительное расширение межгосударственного обмена правовой информацией. (Из решения коллегии Администрации Президента Республики Беларусь, которая состоялась в НЦПИ 26 января 1999 г.)

НЦПИ на деле обеспечивает реализацию конституционного права  граждан Республики Беларусь на получение  полной, достоверной и своевременной  правовой информации, вносит свой вклад  в повышение качества нормотворческой  и правоприменительной деятельности, способствует росту правовой культуры белорусского общества.

Правовой информацией, подготовленной центром, пользуются миллионы людей.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – система  учета правовых актов Республики Беларусь.

Формирование Национального  реестра осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь».

Национальный реестр ведется  в целях:

  • обеспечения единой системы законодательства Республики Беларусь;
  • создания эталонного банка данных правовой информации и комплектования фонда правовых актов Республики Беларусь, поддержания их в контрольном состоянии на бумажных носителях и в электронной форме;
  • обеспечения своевременного информирования государственных органов, иных организаций и физических лиц о законодательстве Республики Беларусь;
  • осуществления межгосударственного обмена правовой информацией (7).

Включению в Национальный реестр подлежат:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • решения, принятые республиканским референдумом;
  • декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь;
  • законы Республики Беларусь;
  • международные договоры Республики Беларусь;
  • постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  • распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
  • заключения и решения Конституционного Суда, за исключением запросов, требований и других решений процедурного характера;
  • постановления Пленума Верховного Суда по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;
  • постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам применения законодательства Республики Беларусь в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, организацонного и материально-технического обеспечения хозяйственных судов Республики Беларусь;
  • правовые акты Администрации Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Главой Администрации Президента Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органов, непосредственно подчиненных (подотчётных) Президенту Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления;
  • нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
  • решения, принятые областным, Минским городским, районным, городским (городов областного подчинения) референдумом;
  • иные правовые акты Республики Беларусь, являющиеся нормативными (7).

Далее в Таблице 1 содержится информация о количестве правовых актов, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов за период с 01.01.1999г. по 19.12.2012г. (9).

 

Год

Количество 
правовых актов

В том числе по территориальным  уровням

Региональный 
уровень 
(нормативные 
правовые акты 
областного и 
базового 
территориальных 
уровней)

областной 
уровень

базовый 
уровень*

1999

7690

451

451

0

2000

7093

496

496

0

2001

11837

679

679

0

2002

5790

592

592

0

2003

6329

789

789

0

2004

6152

784

784

0

2005

6136

871

871

0

2006

12323

1129

883

246

2007

12809

6714

1008

5706

2008

14463

7978

1022

6956

2009

13187

7748

932

6816

2010

14226

8571

857

7714

2011

14752

9398

909

8489

2012

13835

8261

753

7508

Итого

146622

54461

11026

43435


Таблица 1. Количество зарегистрированных правовых актов в  НРПА

 

Следующим важным этапом правовой  регламентации использования сети Интернет в целях правовой информации и информатизации стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года №609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 года №524».


Начиная с 1 июля 2012 г. единым источником официального опубликования правовых актов стал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь – основной государственный информационно-правовой интернет-ресурс в области права и правовой информатизации (6).

Рисунок 1

Таким образом, официальным  опубликованием правовых актов является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (www.pravo.by). Датой официального опубликования правового акта будет считаться дата его размещения на портале, который согласно Декрету станет единственным источником официального опубликования правовых актов.

Кроме того, правовые акты будут  публиковаться в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» (Рисунок 1), выпуск которого возложен на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Сборник правовых актов может распространяться (предоставляться) по заявкам организаций и граждан, по подписке, через торговую сеть или иными не запрещенными законодательством способами.

Кроме  НЦПИ и НПИРБ  на сегодняшний день в Республике Беларусь существует ряд справочно-правовых систем:

  • Интернет-услуга «ЭТАЛОН-ONLINE» заключается в предоставлении доступа к интернет-версиям: эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь, содержащего банки данных «Законодательство Республики Беларусь», «Международные договоры»,  «Решения органов местного управления и самоуправления»; банка данных «Судебная практика».
  • Сеть КонсультантПлюс - одна из крупнейших сервисных сетей, работающих на белорусском и российском рынках информационно-правовых услуг. Сегодня на территории Республики Беларусь сеть КонсультантПлюс насчитывает 10 региональных сервисных центров, которые расположены во всех областных и крупных районных центрах. Системы КонсультантПлюс используются специалистами самых разных организаций. С ними работают в Высшем Хозяйственном Суде, Национальном банке, в министерствах и комитетах, в налоговых инспекциях, в вузах и банках, на предприятиях различных форм собственности и направлений деятельности.
  • Проект «Нормативка.by» — информационно-правовая система нового поколения, предоставляющая уникальную возможность для качественного и быстрого принятия решений. Основное преимущество данного проекта — система точных рекомендаций. Теперь найти оптимальное решение возникшей проблемы, получить достоверные ответы, практические советы, актуальные сегодня, можно с помощью ежедневно обновляемой и дополняемой базы системы точных рекомендаций, призванной обеспечить бухгалтеров, специалистов по кадрам, юристов, экономистов и руководителей всеми необходимыми в работе информационно-аналитическими материалами.
  • «Бизнес-Инфо» - это аналитическая правовая система нового поколения, созданная для специалистов, принимающих решения, связанные с законодательством. Полная правовая база Республики Беларусь (РБ) собрана в одном месте. В дополнение к этому прекрасная подборка аналитического материала, который поможет без труда разобраться в возможных спорных ситуациях, связанных с законодательством.
  • «Эталонный банк данных правовой информации» Банк данных формируется на основе правовых актов, ежедневно поступающих в НЦПИ по обязательной официальной рассылке от принимающих (издающих) их государственных органов. Правовые акты поступают в НЦПИ как на бумажных носителях в виде действительных копий их оригиналов, так и в электронном виде с использованием различных средств коммуникации.
  • Банк данных «Свод законов Республики Беларусь» Банк данных «Свод законов Республики Беларусь» является государственным информационно-правовым ресурсом, позволяющим эффективно использовать полное систематизированное собрание законодательных актов Республики Беларусь.

Информация о работе Информационные технологии в обеспечении правовой информацией