Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:16, контрольная работа
Термин технология произошел от греческого teche + logos (мастерство + учение). В
производственном процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных спосо-
бов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае техноло-
гия – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются об-
щими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии
направлена на выработку управляющих воздействий, то это технология управления. [2].
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли
важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просмат-
2ривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее со-
держание по существу часто остается неизменным.
1.Понятие информационной технологии
Термин технология произошел от греческого teche + logos (мастерство + учение). В
производственном процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных спосо-
бов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае техноло-
гия – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются об-
щими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии
направлена
на выработку управляющих
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли
важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просмат-
2ривается
устойчивая тенденция к
держание по существу часто остается неизменным.
Информационная технология (ИТ) — это совокупность методов, производственных
процессов
и программно-технических
ку, обеспечивающую сбор, регистрацию, обработку, накопление, хранение, отображение,
поиск, анализ, защиту и распространение информации.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) — это ИТ, реализуемая на
базе программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи с целью сниже-
ния трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повыше-
ния их надежности и оперативности.
Таким образом, АИТ — это ИТ, в которой для всех операций, связанных с информа-
цией, используются средства автоматизации. Далее в настоящем учебнике под ИТ будут
пониматься именно автоматизированные информационные технологии.
Определение информационных технологий как сферы человеческой деятельности
предложено ЮНЕСКО: информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных
научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной ор-
ганизации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную
технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудо-
ванием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, эко-
номические и культурные проблемы.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономиче-
ских и управленческих задач, был введен термин «предметная технология».
Предметная технология представляет собой последовательность технологических
этапов
по модификации первичной
области
и содержательно не зависит от
использования средств
программного обеспечения.
Так, любой участок бухгалтерского учета предполагает поступление первичной до-
кументации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, из-
меняя состояние аналитического учета, приводит к изменению счетов синтетического
учета и далее — баланса. Предметная технология и информационная технология влияют
друг на друга. Например, использование компьютера для операций по бухгалтерскому
учету внесло изменения в предметную технологию, исключив из обработки значительное
количество журналов и ведомостей, используемых при традиционной системе учета, а
также
предоставив принципиально
предметные технологии, наполняя специфическим содержанием информационные техно-
логии, акцентируют их на вполне определенные функции.
3Технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструмен-
тарий в различных предметных областях для решения разнообразных задач разной степе-
ни сложности, принято называть обеспечивающими.
Примеры обеспечивающих технологий: технологии баз данных, технология клиент-
сервер, технологии обработки текстов, технологии Data Mining и т.д.
Функциональные информационные технологии реализуют технологию решения за-
дач в конкретной предметной области путем использования комбинации нескольких раз-
личных обеспечивающих технологий.
Так, например, работа юриста, использующего ПК, обязательно предполагает при-
менение следующих технологий:
z технологии автоматизированного составления документов (договоров, исковых за-
явлений и т.д.) на основе типовых шаблонов;
z технологий поиска документированной информации (реализованных в справочно-
правовых системах);
z использование алгоритмов юридических расчетов (расчет государственной пошли-
ны, процентов по задолженности, пени);
z технологии бухгалтерского учета (например, учет рабочего времени, использую-
щийся в деятельности частнопрактикующих юристов с повременной оплатой);
z использование других технологий, реализованных в какой либо ИТ (СУБД, тексто-
вом процессоре, электронной таблице).
Трансформация обеспечивающей ИТ в функциональную (модификация некоторого
общеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана как специа-
листом-проектировщиком, так и самим пользователем, в зависимости от того, насколько
она сложна (т.е. доступна самому пользователю).
Таким образом, функциональная технология представляет собой синтез обеспечи-
вающей и предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь не-
которой средой преобразования данных и одновременно частью информационной систе-
мы, она базируется на платформе, которая состоит из технической, программной, органи-
зационной и информационной части.
Дадим еще одно важное определение.
Автоматизированная иформационная система (АИС) представляет собой совокуп-
ность технических, программных и информационных средств, объединенных в единую
систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации [5].
4Понятия АИС и ИТ являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. С од-
ной стороны ИТ базируется на АИС; можно сказать, что информационная технология —
это информационная система плюс действия персонала по работе с нею, направленные на
получение нужного результата. С другой стороны (эта точка зрения закреплена в россий-
ском законодательстве) информационная система может пониматься как «совокупность
содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информаци-
онных технологий и технических средств». Очевидно, что рассматривать информацион-
ные системы и информационные технологии в отрыве друг от друга бессмысленно. Одна-
ко при характеристике АИС мы в первую очередь акцентируем внимание на ее структуре
и используемых алгоритмах, в то время, как говоря об ИТ, основное внимание следует
уделять этапам технологического процесса, а также аспектам взаимодействия пользовате-
ля с программно-техническими средсвами и программно-технических средств друг с дру-
гом на этих этапах.
Составляющие информационных технологий
Выделяют следующие основные составляющие ИТ (одинаково характерные и для
автоматизированных информационных систем):
1.
Техническое обеспечение — это
аппаратные средства и
обеспечивающие работу ИТ. Как правило, включают персональный компьютер, перифе-
рийные устройства, линии связи, сетевое оборудование и т.д. От технического обеспече-
ния зависит главным образом характер сбора и передачи данных.
2. Программное обеспечение (ПО) непосредственно реализует функции накопления,
обработки, хранения, отображения, поиска и анализа данных, обеспечивает взаимодейст-
вие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в
прямой зависимости от технического обеспечения.
3.
Информационное обеспечение
ний по видам, объемам, способам размещения и формам организации информации, цир-
кулирующей в ИС.
4.
Методическое обеспечение —
тивных материалов подготовки и оформления документов по эксплуатации технических
средств, организации работы специалистов-пользователей и технического персонала. [2]
Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов, средств и докумен-
тов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техниче-
скими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной
системы. Таким образом, организационное и методическое обеспечение увязывают дейст-
вия персонала по работе с техническими и программными средствами в единый техноло-
гический процесс.
5.
Математическое обеспечение —
это совокупность
делей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных
задач и в процессе автоматизации проектировочных работ автоматизированной информа-
5ционной
технологии. Математическое обеспечение
включает средства
процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оп-
тимизации запасов материальных ресурсов и принятия оптимальных управленческих ре-
шений. [4]
6. Правовое обеспечение — собой совокупность правовых норм, регламентирующих
правоотношения при создании, внедрении и использовании ИТ1.
7.
Лингвистическое обеспечение
нов и других языковых средств, используемых в ИТ, а также правил формализации есте-
ственного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с це-
лью
повышения эффективности
щих общение человека с ЭИС. [5] Они делятся на две группы: традиционные языки (есте-
ственные, математические, языки программирования и моделирования) и языки, предна-
значенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки
операционных сред и т.д.).
2.Эволюция информационных технологий 2
Первая известная человечеству информационная технология — передача знаний
устно по наследству. «Техническое обеспечение» этой технологии составляют язык и
речь. С возникновением письменности появляется возможность накопления и хранения
информации (что особенно важно, в неискаженном виде3
). Изобретение печатного станка
и появление книгопечатания (а также более позднее развитие фотографии и звукозаписи)
позволяют
усовершенствовать эти
Сигнализация (например, с помощью дыма костров) может считаться одной из пер-
вых коммуникационных технологий (технологий передачи информации на расстоянии).
Затем ей на смену последовательно приходят почта, телеграф, телефон, радио, телевиде-
ние.
Технологии обработки информации до середины XX века полностью сводились к
подсчету и вычислениям (с помощью камешков, абака, счетов, механического арифмо-
метра и логарифмической линейки).
Автоматизированные информационные технологии появляются после 1949 года, ко-
гда была построена первая ЭВМ. Выделяют следующие основные этапыих развития:
I этап — до начала 60-х годов — время ЭВМ первого и второго поколений. Основ-
ным требованием к информационным технологиям является экономия дорогих машинных
ресурсов. Широко применяется технология пакетной обработки данных. Задания (пред-
ставляющие собой данные и программы для их обработки) объединяются в пакет, кото-
рый и отправляется на обработку. Распределение ресурсов (в частности, процессорного
времени) между заданиями происходит таким образом, чтобы максимизировать загрузку
оборудования. Другие характерные черты этого этапа: программирование в машинных
кодах, появление блок-схем, разработка библиотек стандартных программ. Был разрабо-
тан операторный метод, который послужил основой для разработки алгоритмических
языков (Алгол, Кобол, Фортран).
II этап — до начала 80-х годов — начинается с появлением мини-ЭВМ на больших
интегральных схемах. Основным требованием к ИТ становится экономия труда програм-
миста. Появляются инструментальные средства программирования, такие как языки высо-
кого уровня (Pascal , C + и др.), системы управления базами данных (СУБД), системы ав-
томатизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые тех-
нологии проектирования (структурное и модульное). Появляются операционные системы
второго поколения, которые помимо пакетного могут работать в режимах реального вре-
мени и разделения времени. С появлением глобальных сетей начинают развиваться ком-
муникационные технологии (электронная почта, поисковые системы и др.) Совокупность
научных
методов и технологических
стали называть информатикой.
III этап — до начала 90-х годов — начинается с появлением персонального компь-
ютера (ПК). Информационные технологии начинают использоваться для автоматизации
процессов из всех сфер человеческой деятельности. В связи с этим особенно актуальной
стоит задача формализации этих процессов. Большое внимание уделяется совершенство-
ванию пользовательского интерфейса. Получают широкое распространение диалоговые
операционные системы, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы,