Понятие информационной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Термин технология произошел от греческого teche + logos (мастерство + учение). В
производственном процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных спосо-
бов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае техноло-
гия – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются об-
щими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии
направлена на выработку управляющих воздействий, то это технология управления. [2].
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли
важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просмат-
2ривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее со-
держание по существу часто остается неизменным.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 79.64 Кб (Скачать)

1.Понятие информационной технологии

Термин  технология произошел от греческого teche + logos (мастерство + учение). В

производственном  процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных спосо-

бов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае техноло-

гия – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются об-

щими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии

направлена  на выработку управляющих воздействий, то это технология управления. [2].

Информационные  процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли

важную  роль в науке, технике и жизни  общества. В ходе эволюции человечества просмат-

2ривается  устойчивая тенденция к автоматизации  этих процессов, хотя их внутреннее со-

держание  по существу часто остается неизменным.

Информационная  технология (ИТ) — это совокупность методов, производственных

процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепоч-

ку, обеспечивающую сбор, регистрацию, обработку, накопление, хранение, отображение,

поиск, анализ, защиту и распространение  информации.

Автоматизированная  информационная технология (АИТ) —  это ИТ, реализуемая на

базе  программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи с целью сниже-

ния трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повыше-

ния их надежности и оперативности.

Таким образом, АИТ — это ИТ, в которой для всех операций, связанных с информа-

цией, используются средства автоматизации. Далее в настоящем учебнике под ИТ будут

пониматься  именно автоматизированные информационные технологии.

Определение информационных технологий как сферы  человеческой деятельности

предложено  ЮНЕСКО: информационные технологии —  это комплекс взаимосвязанных

научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной ор-

ганизации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную

технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудо-

ванием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, эко-

номические и культурные проблемы.

Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономиче-

ских и управленческих задач, был введен термин «предметная технология».

Предметная  технология представляет собой последовательность технологических

этапов  по модификации первичной информации в результатную в какой-либо предметной

области и содержательно не зависит от использования средств вычислительной техники и

программного  обеспечения.

Так, любой участок бухгалтерского учета  предполагает поступление первичной  до-

кументации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, из-

меняя состояние аналитического учета, приводит к изменению счетов синтетического

учета и далее — баланса. Предметная технология и информационная технология влияют

друг  на друга. Например, использование компьютера для операций по бухгалтерскому

учету внесло изменения в предметную технологию, исключив из обработки значительное

количество  журналов и ведомостей, используемых при традиционной системе учета, а

также предоставив принципиально новые  оперативные возможности. С другой стороны,

предметные  технологии, наполняя специфическим  содержанием информационные техно-

логии, акцентируют их на вполне определенные функции.

3Технологии  обработки информации, которые могут  использоваться как инструмен-

тарий в различных предметных областях для решения разнообразных задач разной степе-

ни  сложности, принято называть обеспечивающими.

Примеры обеспечивающих технологий: технологии баз данных, технология клиент-

сервер, технологии обработки текстов, технологии Data Mining и т.д.

Функциональные  информационные технологии реализуют  технологию решения за-

дач в конкретной предметной области  путем использования комбинации нескольких раз-

личных  обеспечивающих технологий.

Так, например, работа юриста, использующего  ПК, обязательно предполагает при-

менение следующих технологий:

z технологии автоматизированного составления документов (договоров, исковых за-

явлений и т.д.) на основе типовых шаблонов;

z технологий поиска документированной информации (реализованных в справочно-

правовых  системах);

z использование алгоритмов юридических расчетов (расчет государственной пошли-

ны, процентов по задолженности, пени);

z технологии бухгалтерского учета (например, учет рабочего времени, использую-

щийся в деятельности частнопрактикующих юристов с повременной оплатой);

z использование других технологий, реализованных в какой либо ИТ (СУБД, тексто-

вом процессоре, электронной таблице).

Трансформация обеспечивающей ИТ в функциональную (модификация некоторого

общеупотребительного  инструментария в специальный) может быть сделана как специа-

листом-проектировщиком, так и самим пользователем, в  зависимости от того, насколько

она сложна (т.е. доступна самому пользователю).

Таким образом, функциональная технология представляет собой синтез обеспечи-

вающей и предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь не-

которой средой преобразования данных и одновременно частью информационной систе-

мы, она базируется на платформе, которая  состоит из технической, программной, органи-

зационной и информационной части.

Дадим еще одно важное определение.

Автоматизированная  иформационная система (АИС) представляет собой совокуп-

ность технических, программных и информационных средств, объединенных в единую

систему с целью сбора, хранения, обработки  и выдачи информации [5].

4Понятия  АИС и ИТ являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. С од-

ной стороны ИТ базируется на АИС; можно сказать, что информационная технология —

это информационная система плюс действия персонала по работе с нею, направленные на

получение нужного результата. С другой стороны (эта точка зрения закреплена в  россий-

ском законодательстве) информационная система может пониматься как «совокупность

содержащейся  в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информаци-

онных технологий и технических средств». Очевидно, что рассматривать информацион-

ные системы и информационные технологии в отрыве друг от друга бессмысленно. Одна-

ко при характеристике АИС мы в первую очередь акцентируем внимание на ее структуре

и используемых алгоритмах, в то время, как говоря об ИТ, основное внимание следует

уделять этапам технологического процесса, а  также аспектам взаимодействия пользовате-

ля  с программно-техническими средсвами и программно-технических средств друг с дру-

гом на этих этапах.

Составляющие  информационных технологий

Выделяют  следующие основные составляющие ИТ (одинаково характерные и для

автоматизированных  информационных систем):

1. Техническое обеспечение — это  аппаратные средства и средства  коммуникациии,

обеспечивающие  работу ИТ. Как правило, включают персональный компьютер, перифе-

рийные устройства, линии связи, сетевое оборудование и т.д. От технического обеспече-

ния зависит главным образом характер сбора и передачи данных.

2. Программное обеспечение (ПО) непосредственно  реализует функции накопления,

обработки, хранения, отображения, поиска и анализа  данных, обеспечивает взаимодейст-

вие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в

прямой  зависимости от технического обеспечения.

3. Информационное обеспечение представляет  собой совокупность проектных  реше-

ний по видам, объемам, способам размещения и формам организации информации, цир-

кулирующей в ИС.

4. Методическое обеспечение — это  комплекс нормативно-методических  и инструк-

тивных материалов подготовки и оформления документов по эксплуатации технических

средств, организации работы специалистов-пользователей  и технического персонала. [2]

Организационное обеспечение представляет собой  комплекс методов, средств и докумен-

тов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техниче-

скими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной

системы. Таким образом, организационное  и методическое обеспечение увязывают  дейст-

вия персонала по работе с техническими и программными средствами в единый техноло-

гический процесс.

5. Математическое обеспечение —  это совокупность математических  методов, мо-

делей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных

задач и в процессе автоматизации проектировочных  работ автоматизированной информа-

5ционной  технологии. Математическое обеспечение  включает средства моделирования

процессов управления, методы и средства решения  типовых задач управления, методы оп-

тимизации запасов материальных ресурсов и принятия оптимальных управленческих ре-

шений. [4]

6. Правовое обеспечение — собой  совокупность правовых норм, регламентирующих

правоотношения  при создании, внедрении и использовании  ИТ1.

7. Лингвистическое обеспечение включает  совокупность научно-технических  терми-

нов и других языковых средств, используемых в ИТ, а также правил формализации есте-

ственного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с це-

лью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчаю-

щих общение человека с ЭИС. [5] Они делятся на две группы: традиционные языки (есте-

ственные, математические, языки программирования и моделирования) и языки, предна-

значенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки

операционных  сред и т.д.).

2.Эволюция информационных технологий 2

Первая  известная человечеству информационная технология — передача знаний

устно по наследству. «Техническое обеспечение» этой технологии составляют язык и

речь. С возникновением письменности появляется возможность накопления и хранения

информации (что особенно важно, в неискаженном виде3

). Изобретение печатного станка

и появление книгопечатания (а также  более позднее развитие фотографии и звукозаписи)

позволяют усовершенствовать эти процессы.

Сигнализация (например, с помощью дыма костров) может считаться одной из пер-

вых коммуникационных технологий (технологий передачи информации на расстоянии).

Затем ей на смену последовательно приходят почта, телеграф, телефон, радио, телевиде-

ние.

Технологии  обработки информации до середины XX века полностью сводились к

подсчету  и вычислениям (с помощью камешков, абака, счетов, механического арифмо-

метра и логарифмической линейки).

Автоматизированные  информационные технологии появляются после 1949 года, ко-

гда была построена первая ЭВМ. Выделяют следующие основные этапыих развития:

I этап — до начала 60-х годов  — время ЭВМ первого и второго  поколений. Основ-

ным требованием к информационным технологиям является экономия дорогих машинных

ресурсов. Широко применяется технология пакетной обработки данных. Задания (пред-

ставляющие собой данные и программы для их обработки) объединяются в пакет, кото-

рый и отправляется на обработку. Распределение ресурсов (в частности, процессорного

времени) между заданиями происходит таким  образом, чтобы максимизировать  загрузку

оборудования. Другие характерные черты этого  этапа: программирование в машинных

кодах, появление блок-схем, разработка библиотек стандартных программ. Был разрабо-

тан операторный метод, который послужил основой для разработки алгоритмических

языков (Алгол, Кобол, Фортран).

II этап — до начала 80-х годов  — начинается с появлением  мини-ЭВМ на больших

интегральных  схемах. Основным требованием к ИТ становится экономия труда програм-

миста. Появляются инструментальные средства программирования, такие как языки высо-

кого  уровня (Pascal , C + и др.), системы управления базами данных (СУБД), системы ав-

томатизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые тех-

нологии проектирования (структурное и модульное). Появляются операционные системы

второго поколения, которые помимо пакетного  могут работать в режимах реального  вре-

мени и разделения времени. С появлением глобальных сетей начинают развиваться ком-

муникационные технологии (электронная почта, поисковые системы и др.) Совокупность

научных методов и технологических приёмов, ориентированных на обработку данных,

стали называть информатикой.

III этап — до начала 90-х годов  — начинается с появлением  персонального компь-

ютера (ПК). Информационные технологии начинают использоваться для автоматизации

процессов из всех сфер человеческой деятельности. В связи с этим особенно актуальной

стоит задача формализации этих процессов. Большое  внимание уделяется совершенство-

ванию пользовательского интерфейса. Получают широкое распространение диалоговые

операционные  системы, автоматизированные рабочие  места (АРМ), экспертные системы,

Информация о работе Понятие информационной технологии