Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:16, контрольная работа
Термин технология произошел от греческого teche + logos (мастерство + учение). В
производственном процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных спосо-
бов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае техноло-
гия – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются об-
щими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии
направлена на выработку управляющих воздействий, то это технология управления. [2].
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли
важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просмат-
2ривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее со-
держание по существу часто остается неизменным.
базызнаний, локальные вычислительные сети, распределённая обработка данных.
С повсеместным внедрением ПК связывают четвертую информационную револю-
цию. Первой информационной революцией принято считать изобретение письменности,
второй — книгопечатания, третьей — телефона и телеграфа. Информационная револю-
ция — преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере
обработки информации.
IV этап развития ИТ – 90-е годы. Информация становится стратегическим ресурсом.
Новые информационные технологии преследуют цель информатизации общества. Форми-
руются базы знаний по всем областям человеческой деятельности. Появляются портатив-
ные ЭВМ, операционные системы с графическим интерфейсом, объектно-
ориентированные, гипертекстовые, мультимедийные технологии. Средства электронной
коммуникации (электронная почта, ICQ) становятся повседневным инструментом обще-
ния.
7Эволюция
информационных технологий
ского общества. Являясь являются продуктом развития производственных и обществен-
ных отношений, информационные технологии становятся одновременно и катализатором,
ускоряющим процесс развития человеческого общества.
3.Роль ИТ в развитии экономики и общества
Бурное развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию ин-
формационного общества.
Информационное общество — это общество, в коротом большинство работающих
занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно
высшей ее формы — знаний.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад
жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к ма-
териальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы на-
правлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе произво-
дятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли
умственного труда. [7]
Основные признаки информационного общества:
— приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
— глобальный характер информационных технологий: они охватывают все сферы
социальной деятельности человека;
— реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам
всей цивилизации.
Проблемы информационного общества:
— возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
— возможности ИТ создают серьезную угрозу тайне частнойжизни людей;
— сложность отбора качественной и достоверной информации;
— трудности в адаптации части людей к среде информационного общества.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой инфор-
мационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страныЗападной Европы.
В информационном обществе от человека требуется умение быстро воспринимать и обра-
батывать большие объемы информации, владение современными методами работы с ней.
Эти качества составляют основу информационной культуры.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и
использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную
технологию,
современные технические
Наибольшее влияние на формирование информационного общества оказывают ИТ
массового применения, воздействующие не только на развитие культуры общества, эко-
номики и производства, но и на социальный уклад жизни людей и стереотипы их поведе-
ния. Использование ИТ позволяет не только изучать и предсказывать различные перемены
в общественной жизни, но и активно влиять на практическую политическую, экономиче-
скую, культурную жизнь, получать прогнозируемый результат. Все шире утверждается
инновационный метод освоения социального пространства — его технологизация.
Технологизация — искусственный процесс перевода неорганизованных и неупорядо-
ченных форм деятельности в организованные и упорядоченные, или смена форм органи-
зации целенаправленной деятельности на более современные и эффективные.
7. Классификация информационных технологий
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В
качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих
на выбор той или иной информационной технологии.
На ранних этапах развития ИТ5
широко использовалось их разделение по типу об-
рабатываемых данных: текстовые, табличные, графические, гипертекстовые и т.д. В на-
стоящее
время такая классификация
лить именно по этому признаку.
Информационные технологии, предназначенные для обработки одновременно не-
сколько видов информации (текстовой, графической, звуковой, видео и т.д.), называются
мультимедийными информационными технологиями.
Информационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и рас-
пространения
пространственно-
географической информационной системой (геоинформационной системой, ГИС). Ин-
формационные технологии, функционирующие на базе таких систем, называются соот-
ветственно геоинформационными технологиями.
Геоинформационные технологии предназначены для решения научных и приклад-
ных задач инвентаризации, анализа, оценки, прогноза и управления окружающей средой и
территориальной организацией общества.
Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, гово-
рят о бумажной и безбумажной технологиях.
По степени типизации операций выделяют пооперационные и попредметные техно-
логии. В первом случае за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим
средством. Попредметная технология подразумевает выполнение совокупности взаимо-
связанных операций (например, операций по ведению бухгалтерского учета) на одном ра-
бочем месте. Такой технологии соответствует концепция АРМ.
По степени распределенности выполняемых операций выделяют локальные и сете-
вые (распределенные) информационные технологии.
В настоящее время наиболее удобной классификацией информационных технологий
является классификация по степени автоматизации задач управления. В соответствии с
этим признаком выделяют пять основных видов ИТ:
1.
Технологии обработки данных. Предназначены
для решения хорошо
ванных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых
имеются
все необходимые входные
полнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации
некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
2.
Автоматизация функций
ционных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с приня-
тием решений, на основе различных видов отчетов.
3.
Электронный офис. Обеспечивает
организацию и поддержку
процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и
других современных средств передачи и обработки информации. Технология автоматиза-
ции офиса строится на базе таких продуктов как текстовые и табличные редакторы, элек-
тронная почта, электронный календарь, телеконференции, системы электронного доку-
ментооборота и т.д.
4. ИТ поддержки принятия решений. Помогает человеку перерабатывать большие
объемы информации и принимать решения. Особенность данной ИТ в том, что человек
участвует в данном процессе на начальной и завершающей стадиях (вводит данные в ком-
пьютер и принимает окончательное решение на основе полученной информации), а ком-
пьютер под управлением человека создает новую информацию.
5.
Экспертная поддержка. Дает
любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. В отличие от систем
поддержки принятия решений экспертные системы могут предложить решения, превосхо-
дящие интеллектуальные возможности пользователя.
Под предметной технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, независящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.
Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим процессом обработки информации.
Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.
В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные технологии.
Обеспечивающие информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.
Обеспечивающие технологии могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции, которая заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу.
Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий представляет собой функциональную информационную технологию.
Функциональная информационная технология образует готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной, области и заданной технической среде.
Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.
В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:
обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);
обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);
обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой); обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);
обработку знаний (экспертные системы).
Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать интегрированные системы, включающие обработку различных видов информации.
Технология обработки
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
• имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях;
• расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
• большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
• регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
В том случае, если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные действия компьютера, используется диалоговый режим обработки информации. Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).
Таким образом, с точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.
Наложение функциональных информационных технологий на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных задач.
Распределенность информационных процессов реализуется с помощью технических средств (компьютеры участников функциональной информационной технологии при сетевом обмене данными) и программных средств. При этом могут быть использованы технологии распределенных баз данных (распределенность хранимых данных), либо технологии распределенной обработки данных.