Понятие информационной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Термин технология произошел от греческого teche + logos (мастерство + учение). В
производственном процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных спосо-
бов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае техноло-
гия – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются об-
щими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии
направлена на выработку управляющих воздействий, то это технология управления. [2].
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли
важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просмат-
2ривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее со-
держание по существу часто остается неизменным.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 79.64 Кб (Скачать)

базызнаний, локальные вычислительные сети, распределённая обработка данных.

С повсеместным внедрением ПК связывают  четвертую информационную револю-

цию. Первой информационной революцией принято считать изобретение письменности,

второй  — книгопечатания, третьей —  телефона и телеграфа. Информационная револю-

ция — преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере

обработки информации.

IV этап развития ИТ – 90-е годы. Информация становится стратегическим ресурсом.

Новые информационные технологии преследуют цель информатизации общества. Форми-

руются базы знаний по всем областям человеческой деятельности. Появляются портатив-

ные ЭВМ, операционные системы с графическим интерфейсом, объектно-

ориентированные, гипертекстовые, мультимедийные технологии. Средства электронной

коммуникации (электронная почта, ICQ) становятся повседневным инструментом обще-

ния.

7Эволюция  информационных технологий неразрывно  связана с развитием человече-

ского общества. Являясь являются продуктом развития производственных и обществен-

ных отношений, информационные технологии становятся одновременно и катализатором,

ускоряющим процесс развития человеческого общества.

3.Роль ИТ в развитии экономики и общества

Бурное  развитие компьютерной техники и  ИТ послужило толчком к развитию ин-

формационного общества.

Информационное  общество — это общество, в коротом большинство работающих

занято  производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно

высшей  ее формы — знаний.

В информационном обществе изменятся  не только производство, но и весь уклад

жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению  к ма-

териальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы на-

правлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе произво-

дятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли

умственного труда. [7]

Основные  признаки информационного общества:

— приоритет информации по сравнению  с другими ресурсами;

— глобальный характер информационных технологий: они охватывают все сферы

социальной  деятельности человека;

— реализован свободный доступ каждого  человека к информационным ресурсам

всей  цивилизации.

Проблемы  информационного общества:

— возрастающее влияние на общество средств  массовой информации;

— возможности ИТ создают серьезную угрозу тайне частнойжизни людей;

— сложность отбора качественной и  достоверной информации;

— трудности в адаптации части  людей к среде информационного  общества.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой инфор-

мационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страныЗападной Европы.

В информационном обществе от человека требуется умение быстро воспринимать и обра-

батывать большие объемы информации, владение современными методами работы с ней.

Эти качества составляют основу информационной культуры.

Информационная  культура — умение целенаправленно  работать с информацией и

использовать  для ее получения, обработки и  передачи компьютерную информационную

технологию, современные технические средства и методы.

Наибольшее  влияние на формирование информационного  общества оказывают ИТ

массового применения, воздействующие не только на развитие культуры общества, эко-

номики и производства, но и на социальный уклад жизни людей и стереотипы их поведе-

ния. Использование ИТ позволяет не только изучать и предсказывать различные перемены

в общественной жизни, но и активно  влиять на практическую политическую, экономиче-

скую, культурную жизнь, получать прогнозируемый результат. Все шире утверждается

инновационный метод освоения социального пространства — его технологизация.

Технологизация — искусственный процесс перевода неорганизованных и неупорядо-

ченных форм деятельности в организованные и упорядоченные, или смена форм органи-

зации целенаправленной деятельности на более современные и эффективные.

 

7. Классификация  информационных технологий

Классификация информационных технологий зависит  от критерия классификации. В

качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих

на  выбор той или иной информационной технологии.

На  ранних этапах развития ИТ5

широко  использовалось их разделение по типу об-

рабатываемых данных: текстовые, табличные, графические, гипертекстовые и т.д. В на-

стоящее время такая классификация неактуальна, хотя некоторые классы ИТ можно выде-

лить  именно по этому признаку.

Информационные  технологии, предназначенные для  обработки одновременно не-

сколько видов информации (текстовой, графической, звуковой, видео и т.д.), называются

мультимедийными информационными технологиями.

Информационная  система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и рас-

пространения пространственно-координированных (географических) данных, называется

географической  информационной системой (геоинформационной системой, ГИС). Ин-

формационные  технологии, функционирующие на базе таких систем, называются соот-

ветственно геоинформационными технологиями.

Геоинформационные технологии предназначены для решения научных и приклад-

ных задач инвентаризации, анализа, оценки, прогноза и управления окружающей средой и

территориальной организацией общества.

Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, гово-

рят о бумажной и безбумажной технологиях.

По  степени типизации операций выделяют пооперационные и попредметные техно-

логии. В первом случае за каждой операцией  закрепляется рабочее место с  техническим

средством. Попредметная технология подразумевает выполнение совокупности взаимо-

связанных операций (например, операций по ведению  бухгалтерского учета) на одном ра-

бочем месте. Такой технологии соответствует концепция АРМ.

По  степени распределенности выполняемых операций выделяют локальные и сете-

вые (распределенные) информационные технологии.

В настоящее время наиболее удобной  классификацией информационных технологий

является  классификация по степени автоматизации  задач управления. В соответствии с

этим  признаком выделяют пять основных видов  ИТ:

1. Технологии обработки данных. Предназначены  для решения хорошо структуриро-

ванных  задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых

имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне ис-

полнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации

некоторых рутинных, постоянно повторяющихся  операций управленческого труда.

2. Автоматизация функций управления. Цель такой ИТ — удовлетворение информа-

ционных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с приня-

тием решений, на основе различных видов отчетов.

3. Электронный офис. Обеспечивает  организацию и поддержку коммуникационных

процессов как внутри организации, так и  с внешней средой на базе компьютерных сетей и

других  современных средств передачи и  обработки информации. Технология автоматиза-

ции офиса строится на базе таких продуктов как текстовые и табличные редакторы, элек-

тронная почта, электронный календарь, телеконференции, системы электронного доку-

ментооборота и т.д.

4. ИТ поддержки принятия решений. Помогает человеку перерабатывать большие

объемы  информации и принимать решения. Особенность данной ИТ в том, что человек

участвует в данном процессе на начальной и  завершающей стадиях (вводит данные в ком-

пьютер и принимает окончательное решение на основе полученной информации), а ком-

пьютер под управлением человека создает новую информацию.

5. Экспертная поддержка. Дает возможность  получать консультации экспертов  по

любым проблемам, о которых этими системами  накоплены знания. В отличие от систем

поддержки принятия решений экспертные системы  могут предложить решения, превосхо-

дящие интеллектуальные возможности пользователя.

  1. Предметная технология

Под предметной технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, независящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.

Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим процессом обработки информации.

Технологический процесс обработки  информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.

В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные технологии.

8. Обеспечивающая и функциональная информационная технологии

Обеспечивающие  информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.

Обеспечивающие технологии могут  базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции, которая заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу.

Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой  реализуется какая-либо из предметных технологий представляет собой функциональную информационную технологию.

Функциональная информационная технология образует готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной, области и заданной технической среде.

Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.

В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:

обработку данных (например, системы  управления базами данных, электронные  таблицы, алгоритмические языки, системы  программирования и т.д.);

обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой); обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

обработку знаний (экспертные системы).

Следует помнить, что современные  информационные технологии могут образовывать интегрированные системы, включающие обработку различных видов информации.

Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности операций и не требовать вмешательства пользователя в процесс обработки. В данном случае диалог с пользователем отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме обработки.

Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:

•     алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;

•     имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях;

•     расчет выполняется для большинства записей входных файлов;

•     большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;

•     регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.

В том случае, если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные действия компьютера, используется диалоговый режим обработки информации. Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

Таким образом, с точки зрения участия  или неучастия пользователя в  процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.

9. Понятие распределенной функциональной информационной технологии

Наложение функциональных информационных технологий на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных задач.

Распределенность информационных процессов реализуется с помощью технических средств (компьютеры участников функциональной информационной технологии при сетевом обмене данными) и программных средств. При этом могут быть использованы технологии распределенных баз данных (распределенность хранимых данных), либо технологии распределенной обработки данных.

Информация о работе Понятие информационной технологии