Виды информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать характеристику информационным технологиям (понятие, этапы развития, проблемы использования), рассмотреть основные виды информационных технологий, решить прикладную задачу.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и задачи информационных технологий;
- рассмотреть этапы развития информационных технологий;
- изучить проблемы использования информационных технологий

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Понятие информационной технологии 5
1.2. Этапы развития информационных технологий 8
1.3. Проблемы использования информационных технологий 10
2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 15
2.1. Информационная технология обработки данных 15
2.2. Информационная технология управления 18
2.3. Автоматизация офиса 22
2.4. Информационная технология поддержки принятия решений 25
2.5. Информационная технология экспертных систем 28
3. РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ ЗАДАЧИ 31
3.1. Задание прикладной задачи 31
3.2. Решение прикладной задачи с помощью Excel 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по информатике (информационные технологии).doc

— 689.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что современное общество нельзя представить без информационных технологий. Информационные технологии прочно вошли в жизнь. Информационные технологии открыли новые возможности для образования, работы и отдыха, позволили облегчить учебу и труд человека. Все сферы современного общества наполнены и пронизаны потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Информационные технологии вобрали  в себя лавинообразные достижения электроники, математики, философии, социологии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Объект исследования данной курсовой работы – информационные технологии.

Предмет исследования – совокупность теоретических и практических аспектов информационных технологий

Цель курсовой работы – дать характеристику информационным технологиям (понятие, этапы развития, проблемы использования), рассмотреть основные виды информационных технологий, решить прикладную задачу.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть  понятие и задачи информационных технологий;

- рассмотреть этапы развития информационных технологий;

- изучить  проблемы использования информационных  технологий;

- охарактеризовать информационные технологии обработки данных;

- охарактеризовать  информационные технологии управления;

- охарактеризовать  информационные технологии автоматизации офиса;

- охарактеризовать  информационные технологии поддержки  принятия решений;

- охарактеризовать информационные технологии экспертных систем;

- решить  прикладную задачу, используя Excel.

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Теоретической и методологической основой написания  работы послужили труды ведущих  российских и зарубежных экономистов, экономические журналы, статьи в Интернете.

 

1. Информационные технологии

1.1. Понятие информационной технологии

Информационные технологии1 - это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия

Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии являются аналогом технологиям переработки материальных ресурсов. Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с традиционными материальными видами ресурсов, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Информационные технологии значительно расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а также в образовании.

Информация  как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становится и особым видом продукта с присущими  ему всеми свойствами товара. Наблюдается переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации, на новой информационной технологии как совокупности информационно-технологических процессов.

Технология  обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых средств вычислительной техники, числа пользователей, систем контроля над процессом обработки информации. Технология, как некоторый технологический процесс, всегда присутствует в любой предметной области, особенно там, где повышенное внимание уделяется функциям соответствующих технологий.

Информационные  технологии, в отличие от производственных, обладают рядом специфических функций, таких как сбор, регистрацию, хранение, поиск, накопление, генерацию, анализ, передачу и распространение данных, информации и знаний.

В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на обработку2:

- данных (системы управления базами  данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования);

- текстовой информации (текстовые  процессоры, гипертекстовые системы);

- графики (средства для работы  с растровой графикой, векторной  графикой);

- анимации, видеоизображения, звука  (инструменты для создания мультимедийных приложений);

- знаний (экспертные системы).

Современные информационные технологии могут включать обработку различных видов информации и тем самым представлять собой интегрированные информационные технологии. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационная технология, как  и любая другая, должна отвечать следующим требованиям3:

- обеспечивать высокую степень  расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

- включать весь набор элементов,  необходимых для достижения поставленной цели;

- иметь регулярный характер. Этапы,  действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Цель применения информационных технологий – снижение трудоёмкости использования информационных ресурсов.

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:

- интерактивный (диалоговый) режим  работы с компьютером;

- интегрированность с другими  программными продуктами;

- гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые  процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

Область применения информационных технологий - индустрия обработки информации, важнейшего сектора общественного производства, оказывающего глубокое воздействие на темпы и характер развития современного общества.

1.2. Этапы развития информационных технологий

Человечество в своём развитии прошло путь длиной в несколько десятков тысячелетий. Всё это время человек учился преобразовывать энергию и материальные объекты путём регистрации и накопления информационных образов.

Первый этап развития информационной технологии связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена 25 - 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов составляет около миллиона лет4.

Второй этап развития информационной технологии начал свой отсчет 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением технологии регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации выступали и до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники5.

В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено  трудностями, связанными с доступом к информации. Знания, представленные в виде рукописных изданий, хранятся в единичных экземплярах. Причем доступ к ним существенно затруднен, т.к. они охраняются специальной кастой - жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.

Начало третьего этапа датируется 1445 г., когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту «критическую массу» социально-доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции6. Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями. С этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации». Книгопечатание - это первая информационная революция.

Четвертый этап развития информационной технологии начинается в 1946 году с появлением машины для обработки информации. Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете.

С начала шестидесятых годов характерно решение трудоемких задач, в области  бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием вычислительных средств. Централизованная обработка  экономических данных имеет  достоинства: возможность обращения пользователей к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры; сравнительная легкость внедрения новых решений благодаря наличию специализированных подразделений предприятия. Недостатки централизованной обработки: ограничена ответственность пользователей за результаты решения экономических задач, ограничены возможности пользователя по получению и использованию информации.

 В середине семидесятых годов  появляется ПЭВМ. Происходит смещение  технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализованной обработки данных. Достоинства децентрализованной обработки: повышается ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач; появляются возможности для проявления инициативы и творческого развития пользователя. Недостатками децентрализованной обработки экономических данных: сложность стандартизации из-за большого числа уникальных достижений; психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых продуктов; неравномерность развития уровня информационной технологии на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.

Пятый этап развития информационной технологии наступил в 1982 году после публикации эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO - ЭМ ВОС7. В это время ориентировка меняется на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT). Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки экономических данных.

Кратко характеризуя этапы развития информационных технологий можно сделать следующий вывод: процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

1.3. Проблемы использования информационных технологий

Самая главная проблема информационных технологий – это устаревание информационных технологий. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми8.

Так, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой экспресс доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте.

При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии9.

Сегодня в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок информатизации, соответствующих классическому подходу к информатизации общества. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть технологическое отставание России от передовых стран мира, например:

- заимствование передовой информационной  технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России;

Информация о работе Виды информационных технологий