Виды информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать характеристику информационным технологиям (понятие, этапы развития, проблемы использования), рассмотреть основные виды информационных технологий, решить прикладную задачу.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и задачи информационных технологий;
- рассмотреть этапы развития информационных технологий;
- изучить проблемы использования информационных технологий

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Понятие информационной технологии 5
1.2. Этапы развития информационных технологий 8
1.3. Проблемы использования информационных технологий 10
2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 15
2.1. Информационная технология обработки данных 15
2.2. Информационная технология управления 18
2.3. Автоматизация офиса 22
2.4. Информационная технология поддержки принятия решений 25
2.5. Информационная технология экспертных систем 28
3. РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ ЗАДАЧИ 31
3.1. Задание прикладной задачи 31
3.2. Решение прикладной задачи с помощью Excel 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по информатике (информационные технологии).doc

— 689.50 Кб (Скачать)

- определение образующих черт  социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного  и экологического начал общества);

- использование в качестве основополагающего  принципа информационного комфорта;

- активный поиск конструктивных  решений социальных проблем на  основе симбиоза «левополушарных» и «правополушарных» механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же - «правополушарный» регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы информатизации, своим путем догнать передовые в информационном отношении страны.

Видимо, необходимо вводить новые  научные дисциплины о совокупности знаний о свойствах и закономерностях формирования информационных ресурсов и о закономерностях преобразования одних форм информационных ресурсов в другие и о процессах их распространения в обществе;

- проблема разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе информационных ресурсов, прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах;

- проблема создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по регионам России, а также в глобальном масштабе. Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может быть названа «информографией»10.

Свободный доступ к национальным информационных ресурсов - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, права «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам важнейшая роль принадлежит «географической» дислокации баз данных, их топологической характеристике.

Из 3229 баз данных, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве. Существуют большие территории, не охваченные информатизацией. Рассмотрение баз данных по их назначению показало, что только в Москве расположено 74% баз данных научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% - управленческой информации, 92,6% - коммерческой информации.

Таким образом, концентрирование в  столице баз данных общего применения ограничивает доступ к национальным информационным ресурсам11. Эти трудности могут компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и, прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему «всех желающих», но практически они доступны только пользователям с высокими платежными способностями.

В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая «свою» информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития12.

Исследуя проблемы в сфере информационных технологий можно прийти к следующему заключению: современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может. Образование, наука, производство, управление, транспорт, финансы, СМИ, социальные и правоохранительные базы данных, здравоохранение - всюду информационные технологии. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

 

2. Виды информационных технологий

2.1. Информационная технология обработки данных

Благодаря информационным технологиям можно обрабатывать различные данные - текстовые, табличные, графические и мультимедийные данные.

Для работы с текстом используются текстовые процессоры (редакторы): WordPerfect, Лексикон и Microsoft Word (последний можно  рассматривать как настольную издательскую систему). Развитие текстовых процессоров идет, с одной стороны, по пути расширения функциональных возможностей, с другой, по пути обеспечения удобства работы с ними.

Основные функции текстовых  процессоров: набор текста, хранение его на компьютерных носителях, просмотр и печать. Кроме того, в большинстве текстовых процессоров реализованы функции проверки орфографии, выбора шрифтов и кеглей, центровки заголовков, разбиения текста на страницы, печати в одну или несколько колонок, вставки в текст таблиц и рисунков, использования шаблонов постраничных ссылок, работа с блоками текста, изменения структуры документа.

Графические процессоры предназначены  для ввода графиков, диаграмм, схем, рисунков, этикеток в произвольный текст или документ – это программные средства, позволяющие создавать и модифицировать графические образы с использованием соответствующих информационных технологий: коммерческой графики, иллюстративной графики, научной графики.

Информационные технологии коммерческой графики обеспечивают отображение информации, хранящейся в электронных таблицах, базах данных и отдельных локальных файлах в виде двух- или трехмерных графиков типа круговой диаграммы, столбиковой гистограммы, линейных графиков и др.

Информационные технологии иллюстративной графики дают возможность создания иллюстраций для различных текстовых документов в виде регулярных - различные геометрические фигуры (так называемая векторная графика) - и нерегулярных структур - рисунки пользователя (растровая графика).

Графические процессоры, реализующие информационные технологии иллюстративной растровой графики, позволяют выбрать толщину и цвет линий, палитру заливки, шрифт для записи и наложения текста, созданные ранее графические образы. Кроме того, пользователь может стереть, разрезать рисунок и переместить его части. Эти средства реализованы в Paint Brush. Но есть информационные технологии, позволяющие просматривать изображения в режиме слайдов, спецэффектов и оживлять их (Corell Draw, Storyboard, 3d Studio).

Информационные технологии научной графики предназначены для обслуживания задач картографии, оформления научных расчетов, содержащих химические, математические и прочие формулы.

Табличные процессоры – комплекс программных средств, реализующих  создание, регистрацию, хранение, редактирование, обработку электронных таблиц и выдачу их на печать. Электронная таблица представляет собой двухмерный массив строк и столбцов, размещенный в памяти компьютера.

Широкое распространение  получили такие табличные процессоры, как Excel, Quattro Pro, Lotus 1-2-3, технология работы с которыми аналогична работе с любым приложением Windows интерфейса WIMP13.

Табличный процессор позволяет решать большинство  финансовых и административных задач, например, таких, как расчет заработной платы и другие учетные задачи; прогнозирование продаж, роста рынка, доходов; анализ процентных ставок и налогов; подготовка финансовых деклараций и балансовых таблиц; ведение бухгалтерских книг для учета платежей; сметные калькуляции; учет денежных чеков; бюджетные и статистические расчеты.

Большинство электронных таблиц имеют средства создания графиков и диаграмм, средства их редактирования и включения в  нужное место листа. Кроме того, в  них имеется большое число  встроенных функций математических, статистических и других. Сервисные функции табличного процессора позволяют проверить орфографию текста, защитить данные от чтения или записи, создать макросы.

Гипертекстовая  технология14 – представление текста в виде многомерной, иерархической структуры (обычно любой текст представляется как одна длинная строка символов, которая читается в одном направлении). В отдельных точках такого ветвящегося многомерного текста чтение можно продолжать в нескольких различных направлениях в зависимости от информационных потребностей. Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи.

Под гипертекстом понимают систему информационных объектов (статей), объединенных между собой направленными связями, образующими сеть. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на которой пользователь может ассоциативно выбирать одну из связей. Объекты могут быть текстовыми, графическими, музыкальными, с использованием средств мультипликации, аудио- и видеотехники.

Удобство использования гипертекстовой технологии состоит в том, что  пользователь сам определяет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня квалификации и подготовки, т.е. становится авторской.

Компоненты структуры гипертекста:

• информационные статьи – основной элемент гипертекста, состоящий из заголовка, в котором обозначена тема статьи, текста и списка ссылок на родственные статьи.

• тезаурус гипертекста – это автоматизированный словарь, предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию.

• список главных тем, содержащий заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок типа «род – вид», «часть – целое».

• алфавитный словарь – включает в себя перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.

Мультимедиа – интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом.

Системы мультимедиа активно используются:

• в образовании – видеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий, а также дистанционное обучение;

• в компьютерном тренинге – игровые ситуационные тренажеры, сокращающие время обучения (игровой процесс сливается с обучением).

• в бизнесе – развитие "домашней индустрии", сокращающие производственные площади, увеличивающие производительность труда;

• в других сферах профессиональной деятельности.

2.2. Информационная технология управления

 Основным назначением информационных технологий управления является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и поэтому их в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих основных подсистем15:

- управление финансами; 

- управление материальными потоками;

- управление производством; 

- управление проектами; 

- управление сервисным обслуживанием; 

- управление качеством;

- управление персоналом.

Приведенная последовательность функциональных подсистем не претендует на полноту и отражает основные направления деятельности предприятия. Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем. Например, подсистема управления материальными потоками, как правило, включает в себя функционально законченный блок «Управление транспортом» для составления графиков и транспортных схем доставки, планирования и управления транспортом. В перечислении не указана подсистема информационной поддержки реинжиниринга (моделирования предприятия) и т.д.

В то же время  подсистемы управления материальными  потоками, производством/проектами, сервисным обслуживанием формируют в совокупности информационную логистическую систему предприятия (логистика снабжения, хранения, транспортная логистика, производственная логистика, логистика сбыта и т.д.)

В качестве ресурсов для планирования рассматриваются: денежные средства; материально-технические ресурсы; мощности (станки и оборудование, склады и места хранения, транспортные единицы, трудовые ресурсы и т.д.). Большинство из указанных подсистем обладает функциональностью, позволяющей осуществить планирование материально-технических ресурсов и мощностей и трансформировать в соответствующие потребности в денежных ресурсах. В общих чертах типология производственных процессов может быть классифицирована следующим образом: непрерывное производство; поточное производство; единичное производство; проектное производство.

Функциональность  подсистем управления производством, как правило, ориентируется на различные  виды производственной деятельности предприятия, к основным из которых можно отнести следующие: дискретное производство; процессное производство; реализация проектов. Первые два вида предполагают описание в системе состава выпускаемого изделия и технологии производства.

Планирование для производственных предприятий в общем случае описывается четырьмя функциональными уровнями, каждый из которых определяется длительностью горизонта планирования и субъектами планирования: стратегическое планирование; долгосрочное планирование (от полугодия до 1.5 лет); среднесрочное планирование (от нескольких недель до нескольких месяцев); оперативное планирование (неделя, несколько недель).

В понимании необходимости внедрения интегрированных информационных технологий выделяют несколько стадий:

- понимание основ построения  интегрированных информационных технологий;

- готовность к выделению квалифицированных ресурсов;

- готовность к четкой  организации проекта обследования  и внедрения; 

- готовность к внедрению  со стороны предприятия; 

- готовность к изменениям.

Система управления предприятием на Западе в обязательном порядке  строится на базе оперативной информации, сопровождающей процессы планирования, учета и управления. Накопленная информация за прошлые периоды является аналитической базой для контроля и оптимизации деятельности. Интегрированная информационная система помимо предоставления возможности оперативного сбора, хранения и анализа данных требует высокой исполнительской дисциплины со стороны сотрудников предприятия и обеспечивает построение ясной структуры и последовательности процессов деятельности.

Информация о работе Виды информационных технологий