Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать характеристику информационным технологиям (понятие, этапы развития, проблемы использования), рассмотреть основные виды информационных технологий, решить прикладную задачу.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и задачи информационных технологий;
- рассмотреть этапы развития информационных технологий;
- изучить проблемы использования информационных технологий
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Понятие информационной технологии 5
1.2. Этапы развития информационных технологий 8
1.3. Проблемы использования информационных технологий 10
2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 15
2.1. Информационная технология обработки данных 15
2.2. Информационная технология управления 18
2.3. Автоматизация офиса 22
2.4. Информационная технология поддержки принятия решений 25
2.5. Информационная технология экспертных систем 28
3. РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ ЗАДАЧИ 31
3.1. Задание прикладной задачи 31
3.2. Решение прикладной задачи с помощью Excel 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки.
Интерфейс должен обладать следующими возможностями20:
– манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
– передавать данные системе различными способами;
– получать данные от различных устройств системы в различном формате;
– гибко поддерживать знания пользователя (оказывать помощь по запросу, подсказывать).
Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.
Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия21.
Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений не отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.
Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.
Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.
Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Менеджер использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Интерпретатор - это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний, находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил. Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний.
Заполнить таблицу исходными данными для 8 строк по аналогии 1 строки, найти объемы продаж.
Таблица 1. Анализ спроса и продаж продукции торговой фирмы “Шанс”
Наименование продукции |
Цена за единицу продукции (руб.) |
Предложения (шт.) |
Спрос (шт.) |
Продажа |
Продано на сумму (руб.) | |
безналичный расчет (шт.) |
наличный расчет (шт.) | |||||
Телевизор «LG» |
47 500 |
14 |
11 |
3 |
8 |
|
Телевизор «SONY» |
||||||
Музыкальный центр |
||||||
Цифровой фотоаппарат |
||||||
DVD–плейер |
||||||
Видеокамера |
||||||
… |
||||||
ИТОГО: |
Введём исходные данные в Excel:
Рис. 1. Отображение исходных данных в Excel
В ячейке G3 вычисляется общая сумма продаж по первому товару (телевизор LG), путём умножения значение в ячейке B3 (цена товара) на значение в ячейке D3 (количество проданного товара), т.е. G3 = B3*D3. Аналогично вычисляется общая сумма продаж по каждому товару в ячейках G2-G10.
В ячейке G11 вычисляется общая выручка по всем товарам, с помощью встроенной функции СУММ.
Используя встроенные функции Excel (МАКС и МИН), найдём максимальную и минимальную цену за единицу продукции в ячейках B14 и B16 соответственно:
Рис. 2. Подсчёт максимальной и минимальной цены
Отобразим формулы, используемые для подсчёта:
Рис. 3. Отображение формул в Excel
Используя мастер диаграмм, построим круговую диаграмму объемов продаж первых пяти наименований продукции:
Рис. 4. Диаграмма объёма продаж
На диаграмме видна доля каждого товара в общем объёме продаж.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить следующее. Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.
В своём развитии информационные технологии прошли несколько этапов развития - начиная с наскальной живописи и глиняных табличек и заканчивая компьютерными информационными технологиями, использующие глобальные сети и искусственный интеллект.
При использовании информационных технологий существует ряд проблем: быстрое устаревание информационных технологий, неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность, появление новых видов преступлений (киберпреступность).
Существует несколько видов информационных технологий.
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат.
Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.
1 http:-www.itstan.ru/
2 Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н. Информационные технологии - Из-во: Проспект Велби. 2009 г
3 Сидорская, И.В. Информационные технологии - Энциклопедия. Мн - Книжный Дом, - 2008.
4 Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории - Свободная мысль. – 2007. - №4
5 Мухамеджанов, О.А. Методология аналитики: синергетический подход - ТИАРА.- 2009. – № 11.
6 Негодаев И.И. На путях к информационному обществу- Ростов-на-Дону, 2007
7 Мухамеджанов, О.А. Методология аналитики: синергетический подход - ТИАРА. - 2009. – № 11
8 Cляднева, Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы. - Факт - 2007. - № 6.
9 Соловьев, Н. П. Внедрение информационной системы как логически организованный процесс - АКМЭ. - 2010. № 3.
10 Митрофанов, А.А., Наумов, С. Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка [Электронный ресурс]/ А. А. Митрофанов, С. Наумов- http:- www.bre.ru
11 Ноженкова, Л.Ф. Организация эффективной системы хранения данных - ИВМ СО РАН.-2010. - № 2.
12 Мельник, О. Бизнес-аналитика: сегодня и завтра [Текст]/ О. Мельник- Intelligent Enterprise (Корпоративные системы) - 2010. - №2 (212). - С. 107-115
13 Сидорская, И.В. Информационные технологии - Энциклопедия. Мн - Книжный Дом, - 2008.
14 Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н. Информационные технологии - Из-во: Проспект Велби. 2009 г
15 Конотопов, П. Ю. Задачи автоматизации информационно-аналитической работы и теория рефлексивного управления - ТИАРА. - 2008. - № 3.
16 Соловьев, Н. П. Внедрение информационной системы как логически организованный процесс - АКМЭ. - 2010. № 3.
17 Информатика /под ред. Проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2003.
18 Рагулин П.Г. Информационные технологии: Электронный учебник.- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008.
19 Конотопов, П. Ю. Задачи автоматизации информационно-аналитической работы и теория рефлексивного управления - ТИАРА. - 2008. - № 3.
20 Анисимов, О.С. Методология и технологические формы мышления - Методология и технологические формы мышления. – М. 2009.
21 Курносов, Ю. В. Конотопов, П. Ю. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы - Русаки. – 2009. - № 4.