Информационные технологии в обеспечении правовой информацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ значимости правовой информации в жизни современного общества, каким образом новейшие информационные технологии способствуют всеобщему доступу данной информации, а также перспективы дальнейшего развития правовой информации в данном контексте.
В связи с этим можно выделить следующие задачи в данном направлении:
определить место и роль правовой информации в развитии правового государства;
ознакомится с интернет-технологиями, которые используются для распространения правовой информации;
определить место и роль информационных технологий в правотворческой деятельности;
проанализировать значимость распространения правовой информации путём внедрения информационных технологии для общества.

Оглавление

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕДОСТУПНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Выпускная работа Шайтарова.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Основную роль в информационном обеспечении нормотворческого процесса в Республике Беларусь играет нормативная  правовая информация, поскольку процесс  подготовки и принятия новых  нормативных  правовых актов, изменения уже существующих не может осуществляться без учёта  всего массива отечественного законодательства, а также законодательства зарубежных государств. Наличие полной и достоверной  информации о законодательстве в  электронном виде, а также возможностей её автоматизированной обработки позволяет  наиболее полно оценить правовую сферу регулируемых общественных отношений.

Таким образом, одним из направлений  развития правовой информатизации нормотворческой  деятельности государственных органов  в Республике Беларусь является разработка и внедрение в данную сферу  современных автоматизированных систем, позволяющих не только сосредоточить  и организовать информационные ресурсы, необходимые для подготовки проектов нормативных правовых актов, но и  повысить качество разработки последних.

Основной задачей практически  всех существующих в настоящее время  автоматизированных систем, используемых в сфере нормотворческой деятельности, является автоматизация процессов  поиска необходимой правовой информации, создания в электронном виде документов, необходимых для принятия нормативных  правовых актов, а также автоматизация  процессов создания их проектов. Эти  системы имеют различный уровень  автоматизации рассматриваемых  процессов, что обусловлено применением  различных методов и средств при их разработке. Можно выделить три основных подхода в разработке АС, соответствующих трём видам систем автоматизации процессов подготовки проектов нормативных правовых актов.

В основу первого подхода  положено использование  информационно-поисковой  системы с целью поиска и обработки  имеющейся нормативной правовой информации как средства подготовки и принятия решения по разработке проектов нормативных правовых актов.

Примером такого подхода  является прикладная система «АРМ Юрист», разработанная юридическим информационным агентством  Intralex (Россия).

Эта система является одним  из средств организации работы по проведению анализа и систематизации законодательства и тем самым  автоматизирует одну из начальных стадий разработки проекта нормативного правового акта – стадию изучения и анализа материалов, необходимых для разработки проекта.

Вторым подходом  при  создании АС подготовки проектов нормативных  правовых актов является автоматизация  управленческих функций. Такой подход реализован в автоматизированной правовой системе, использующейся в деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь. Система позволяет автоматизировать практически весь процесс судопроизводства, начиная с поступления искового заявления в суд и заканчивается исполнением судебного решения. Система используется при разработке проектов нормативных правовых актов Высшего Хозяйственного суда. Основной интерес к имеющейся системе представляет создание юридических документов, в частности судебных. При этом тот или иной документ создаётся или изменяется пользователями в зависимости от стадии судопроизводства и условий доступа к данным. Однако в этой системе отсутствуют шаблоны создаваемых документов.

Подобная АС используется в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации для автоматизации процесса подготовки проектов стандартов.

Третий подход заключается  в автоматизации  процесса формирования текста проекта нормативного правового акта при помощи заранее разработанных типовых форм – соответствующих юридических конструкций и основан на использовании наиболее распространённого текстового процессора – Microsoft Word.

Именно таким образом  построено прикладное программное  средство «Автоматизированная система  подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь», разработанное  Национальным центром законопроектной  деятельности при Президенте Республики Беларусь с учётом предложений НЦПИ по оформлению текстов документов.

Работа с программой в  основном сводится к созданию проекта  нормативного правового акта на основе выбора необходимого шаблона, вводу  и редактированию текста средствами текстового процессора  Word. Основным достоинством этого подхода является типизация проектов документов за счёт предварительно созданных шаблонов, что позволяет пользователю легко работать с множеством стандартизированных документов.

Основным недостатком  программы является то, что автоматизирована лишь часть процесса подготовки проектов нормативных правовых актов, при  этом структурные их элементы (названия, преамбула, нормативные предписания, заключительные и переходные положения) приходится копировать через буфер обмена в создаваемый документ. Кроме того, отсутствует взаимосвязь с информационно-поисковыми системами правовой информации.

В качестве примера применения информационных технологий в нормотворчестве  можно выделить также программно-методический комплекс, указанный выше «Проект НПА». Этот комплекс основан на применении технологий прикладной системы АРМ «Юрист», разработанной этим агентством.

Методологической основой  этого комплекса является сочетание  теоретических требований правовой науки к обеспечению качества правовой нормы и правового акта со средствами автоматизированной правовой системы, что позволяет выстроить  организационную и логическую структуру  работы с текстом акта на более  высоком уровне аналитики и оценки результата. При этом обеспечивается учёт специфики нормативно-правового  акта, его цели, назначения и места  в структуре, действующего законодательства.

Прикладная система АРМ  «Юрист», гибко адаптируемая под цели и задачи конкретного разработчика правовых актов, является существенно продвинутым программным продуктом. На основе её технологий формируется организационно-методическая модель, позволяющая творчески работать с текстом проекта на различных стадиях его происхождения, а также проводить экспертизу правового акта.

Система включает средства для проведения правовой и лингвистической  экспертизы, что позволяет избежать наиболее часто встречающихся нормотворческих  ошибок как на этапе предварительного рассмотрения проекта нормативного акта, так и на этапе первого, второго, третьего чтений в законодательном  органе.

Методика работы с текстом  нормативного правового акта позволяет  фиксировать каждый шаг проектировщика, обеспечить его имеющимися средствами системы, сбалансировать действия на уровне нормы, статьи, части акта, и акта в целом по определённым параметрам. Это существенно влияет на качество проекта на этапах представления в соответствующие структуры законотворческой деятельности.

Функциональная часть  проекта реализуется в модельной  папке «Разработка и экспертиза проектов нормативных правовых актов» непосредственно в АРМ «Юрист»  и включает все этапы и шаги работы с текстом, начиная с технического задания и заканчивается его полным текстом, предназначенным для предоставления в соответствующий орган законодательной власти.

Таким образом, в правотворческой деятельности активно используются новейшие информационные технологии, которые во многом упрощают процесс создания нормативных правовых актов и способствует доступу для населения с целью обсуждения и внесения изменений, а также в дальнейшем для применения в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном обществе, в котором активно используются во всех сферах деятельности компьютерные технологии и оборудование, возникает  необходимость использования данных технологий и юриспруденции. Любая  государственная структура, организация, предприятие, учреждение для принятия решения обращаются к источникам правовой информации через справочно-правовые системы, базы данных правовой информации.

Сегодня, пожалуй, никому не нужно объяснять, что такое справочно-правовая система. У всех на слуху такие  названия. Общее число официальных  корпоративных пользователей СПС  предприятий и организаций Республики Беларусь огромное количество. Фактическое  же число пользователей в несколько  раз выше, так как в каждом учреждении или организации с правовыми  базами, как правило, работают несколько  сотрудников. Не стоит сбрасывать со счетов и нелегальных пользователей, приобретающих пиратские копии.

Альтернативы справочно-правовой системы сейчас не существует. Хотя большинство официальных документов (законы, указы, постановления) должны быть опубликованы в официальных  источниках, а многие документы можно  найти в Интернете, систематизированный  поиск в гигантских базах данных и одновременно достоверность приведенной  информации обеспечивают только справочно-правовые системы. Собрать самостоятельно почти 250 тыс. документов – а именно столько  сейчас их содержит, например, версия СПС  «КонсультантПлюс» для Беларуси – рядовому пользователю не под силу.

Значение эффективной  системы распространения правовой информации для современного гражданского общества трудно переоценить. Все возрастающее количество дел, повышение нагрузки на судей, не может и не должно решаться только увеличением количества судей, работников аппарата суда. Такой подход мало эффективен и связан с серьезными затратами для государства. Использование информационных технологий в судопроизводстве может существенно снизить нагрузку на судей, финансовые затраты, повысить привлекательность судебных органов как современной и оснащенной ветви власти в глазах народа.

В настоящее время судебные реформы, основной идеей которых  выступает внедрение современных  методов рассмотрения дел, проводятся во всех развитых странах мира, в  том числе и в Республике Беларусь. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., № 609 : в ред. Указа Респ. Беларус. от 24.02.2012 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  3. О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 06 апр. 1999г. №195  // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  4. О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 01 дек. 1998г. № 565 // Эталон – Беларусь  [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  5. О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 с изм. и доп. от 30 дек. 2010 № 712 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  6. О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации правовой : Указ Президента Республики Беларусь от 30 окт. 1998 г. № 524 с изм. и доп. от 24 февр.2012г. №106 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  7. О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 с изм. и доп. От 24 февр.2012г.  №106 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  8. Правовая информатизация Республики Беларусь: становление и перспективы развития / Н.Н. Радиванович; под общ. ред. Н.Н. Радивановича. – Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. – 400с.
  9. http://vcpi.nlb.by/static_page.php?body=62.htm&menu_ref_id=49. Дата доступа 19.12.2012.

 

 

3

 

4

 

5

 

7

 

11

18

22

23


Информация о работе Информационные технологии в обеспечении правовой информацией