Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ значимости правовой информации в жизни современного общества, каким образом новейшие информационные технологии способствуют всеобщему доступу данной информации, а также перспективы дальнейшего развития правовой информации в данном контексте.
В связи с этим можно выделить следующие задачи в данном направлении:
определить место и роль правовой информации в развитии правового государства;
ознакомится с интернет-технологиями, которые используются для распространения правовой информации;
определить место и роль информационных технологий в правотворческой деятельности;
проанализировать значимость распространения правовой информации путём внедрения информационных технологии для общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕДОСТУПНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение
Глава 1. Место и роль правовой
информатизации в развитии правового
государства
Глава 2.Интернет-технологии
в обеспечении общедоступности правовой
информации
Глава 3. Правовая информатизация
в правотворческой
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
по основам информационных технологий
на тему
«Информационные технологии в обеспечении правовой информацией»
Выполнила
соискатель аспирантуры
Шайтарова Елена Ивановна
Могилев, 2012
АС – автоматизированная система
АРМ «Юрист» – автоматизированное рабочее место
ГСПИ – государственная система правовой информации
НЦПИ – Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
ПЦПИ – публичные центры правовой информации
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕДОСТУПНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Задача построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, выдвинула перед правовой наукой и практикой Республики Беларусь целый комплекс проблем, среди которых одно из центральных мест, пожалуй, занимает информатизация правовой сферы на базе ее широкой компьютеризации.
Своё конкретное выражение решение этих проблем должно найти в разработке и широком внедрении компьютерных и иных информационных технологий во все виды правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также в сфере правового образования и воспитания граждан. При этом информатизация всех этих видов деятельности должна опираться на надлежащее их правовое обеспечение.
Информационно-компьютерное обеспечение правовой деятельности в первую очередь связано с возможностью компактного хранения и применения больших объёмов информации – одного из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий.
При этом свойства правовой информации вызывают особые требования к уровню и функциям применяемых компьютерных средств.
Жизнь нашего общества регулируется
множеством нормативных правовых документов
– кодексами, законами, указами,
декретами, постановлениями, приказами,
распоряжениями, выпускаемыми различными
органами законодательной власти. Весь
массив нормативных актов с
В связи с увеличением
потока правовой информации и появлением
новых категорий её пользователей
отмечается возросший спрос на официальные
издания нормативно-правового
Целью данной работы является анализ значимости правовой информации в жизни современного общества, каким образом новейшие информационные технологии способствуют всеобщему доступу данной информации, а также перспективы дальнейшего развития правовой информации в данном контексте.
В связи с этим можно выделить следующие задачи в данном направлении:
Постоянными потребителями
правовой информации являются и государственные
структуры, и бизнес, и отдельные
категории граждан, например преподаватели
и студенты. Причем всем им нужна
полная, актуальная и достоверная
информация о действующем
Актуальность темы данной работы состоит в том, что никакая реформа экономического уклада и политического устройства в стране в принципе невозможна без доступа миллионов граждан и сотен тысяч предприятий к правовой информации и тесная взаимосвязь права и информационных технологий способствует этому, так как мы перешли на этап развития информационного общества, которое не может обойтись без реформ в данной области.
В Конституции Республики Беларусь, принятой в 1994 году, впервые на конституционном уровне закреплено право на информацию.
В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды».
Конституционные гарантии, направленные непосредственно на само право на информацию, как самостоятельный институт, являются многогранными. Реализация конституционного права на информацию находит своё отражение в целенаправленной деятельности государства по созданию условий и механизма реализации этого права для каждого члена общества, так в Конституции Республики Беларусь закреплены нормы, оказывающие воздействие на формирование и дальнейшее развитие информационных отношений. Обеспечение развития информационных отношений в значительной степени решается посредством внедрения информационных технологий в такую сферу, как реализация конституционного права граждан на информацию.
Создание НЦПИ стало фундаментом в становлении и развитии правовой информатизации в Республике Беларусь. «Характерной чертой развития правовой информатизации является определяющая роль информации, получаемая с помощью информационных технологий и телекоммуникационной связи во всех сферах человеческой деятельности и общества в целом. Назревшая необходимость проведения единой государственной политики основывается на согласовании интересов государства и каждого гражданина общества в решении задач становления отрасли информационных услуг, обеспечения информационной безопасности общества, расширения правового поля регулирования отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации» (3).
Государственные гарантии обеспечения прав граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 01.12.1998г. №565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» и заключается в том, что государственные органы обеспечивают в соответствии с законодательством:
Свободный доступ граждан к правовой информации, опубликованной в средствах массовой информации, иных печатных изданиях или содержащейся в компьютерных базах и базах данных, обеспечивают государственные публичные библиотеки, в том числе через публичные центры правовой информации, созданные в этих библиотеках.
Характерной особенностью развития общества в современных условиях является активное развитие процессов глобальной информатизации и обеспечения активной деятельности информационных систем и средств телекоммуникаций.
Информатизации присущи определённые принципы, которые выступают и как определённые гарантии: общедоступность, оперативность, полнота и точность предоставляемой информации, участие государства в формировании информационных ресурсов, определение языка на котором должна быть предоставлена информация, защита прав собственности в сфере информации.
Правовая информатизация
создаёт условия для
В отношении правовой информатизации можно выделить определённые характерные для неё специфические задачи:
Целью правовой информатизации
является создание единого информационно-
Возросшие требования к качеству
правовой информации выдвигают задачу
по совершенствованию
Результаты опроса, проведённого на сайте НЦПИ среди его посетителей, о том, какие источники правовой информации являются для них основными указали на то, что большинство респондентов выделили компьютерные банки данных (38%) и сеть Интернет (37%). Печатные издания являются основными для 24% опрошенных, что говорит о динамике роста информационных потребностей в правовой информации (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Интернет-версия компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь, размещённая на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, обеспечивает доступ к текстам законопроектов, внесённых субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также справочной информации о прохождении ими соответствующих стадий законотворческого процесса.
Граждане могут принимать участие в обсуждении проектов законов, высказав своё мнение путём направления соответствующих предложений по электронной почте в адрес государственного органа, разработавшего законопроект.
Самостоятельность пользователя, овладевшего навыками работы с правовыми базами данных, позволит не прибегать к услугам обслуживающего персонала, а самому находить правовую информацию и иметь свободу выбора. В этом случае пользователь сам получает интересующие его сведения. При этом в поле его зрения попадают и иные правовые акты, которые позволят представить его запрос в целостном виде для принятия для себя решения на бытовом уровне, в своей профессиональной деятельности, а также выбрать модель поведения, не противоречащую законодательству.
Таким образом, с развитием правовой информации и внедрения информационных технологий в процесс её создания и распространения у населения возникает реальная возможность ознакомления с правовой информацией, принять участие в обсуждении законопроектов, а также реализовать свои права в полной мере не тратя при этом дополнительно время и средства.
Информация о работе Информационные технологии в обеспечении правовой информацией