Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:44, реферат
Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется все большее внимание на самых различных уровнях – и государственном, и коммерческом.
Введение 3
1. Особенности информации как объекта гражданских правоотношений
2. Понятие и сущность правовой защиты информации 9
3. Правовое регулирование в области безопасности информации 12
4. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации 13
Заключение 17
Библиографический список литературы
Минобрнауки России
Федеральное
государственное бюджетное
высшего
профессионального образования
«Юго-Западный
государственный университет»
Кафедра
комплексной защиты информационных
систем
РЕФЕРАТ
на
тему: «Правовое регулирование в области
безопасности информации»
Выполнил: студент группы ЭК-91
Проверил: доц., к.т.н.
Таныгин
М.О.
Курск,2012
Введение 3
3. Правовое регулирование в области безопасности информации 12
Под
защитой информации принято понимать
использование различных
Предотвращение
несанкционированного доступа к
конфиденциальной информации, циркулирующей
в телекоммуникационных сетях государственного
и военного управления, к информации
национальных и международных
Проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества.
Правовая защита – это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе (межгосударственная защита; защита на уровне государства; на уровне предприятия).
Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами. В нашей стране такими правилами (актами, нормами) являются Конституция, законы Российской Федерации, Указы, Постановления, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.
Под
информацией понимаются сведения о
лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях
и процессах независимо от формы
их представления. Информация является
объектом нематериальным, при этом
ее фиксация может производиться
на материальных носителях - бумажных,
магнитных и иных. Ее особенность
в том, что она может свободно
и неограниченно
«Лица,
незаконными методами получившие информацию,
которая составляет служебную или
коммерческую тайну, обязаны возместить
причиненные убытки. Такая же обязанность
возлагается на работников, разгласивших
служебную или коммерческую тайну
вопреки трудовому договору, в
том числе контракту, и на контрагентов,
сделавших это вопреки
Признание тех или иных сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Также примерный перечень таких сведений привёл Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Исключения из этой общей нормы устанавливаются законом или иным правовым актом. Вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную. Это разноплановые понятия. Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности (например, Закон РФ «О связи»). Закрепление исключительных прав обладателя коммерческой тайны хотя и конструируется по модели охраны промышленной собственности, однако имеет свои особенности. Эта защита основывается на системе конфиденциальности, ее нарушение влечет прекращение прав. Условием же предоставления охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, напротив, служит их опубликование. Кроме того, основанием возникновения права на защиту коммерческой тайны признается фактическое правомерное обладание информацией при соблюдении условий, установленных данной статьей. Охраняемая информация может быть использована другими лицами при соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и получения разрешения правообладателя на такое использование («беспатентная лицензия»). Отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом) оформляются лицензионным договором. Типичным является договор на передачу готовых научно-технических разработок – технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т.п.
Элементы
лицензионного договора могут включаться
в другие гражданско-правовые договоры
(на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
Современный этап развития системы обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:
Ключевым
моментом политики государства в
данной области является осознание
необходимости защиты любых информационных
ресурсов и информационных технологий,
неправомерное обращение с
Основные задачи государственной системы защиты информации:
•
проведение единой технической политики,
организация и координация
•
исключение или существенное затруднение
добывания информации техническими
средствами разведки, а также предотвращение
ее утечки по техническим каналам, несанкционированного
доступа к ней, предупреждение преднамеренных
специальных программно-
• принятие в пределах компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;
• общая организация сил, создание средств защиты информации и средств контроля эффективности ее защиты;
• контроль за проведением работ по защите информации в органах государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности);
• анализ состояния государственной системы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;
• определение приоритетных направления государственной системы защиты информации;
• нормативно-методическое и информационное обеспечение работ по защите информации.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «О безопасности» и «О государственной тайне».
Понятие
государственной тайны
Перечень
сведений, составляющих государственную
тайну, определяется Законом «О государственной
тайне» (Раздел II), на основании которого
межведомственная комиссия по защите
государственной тайны
Перечень
сведений, отнесенных к государственной
тайне в РФ –
сведения в области военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности
государства, распространение которых
может нанести ущерб безопасности РФ;
а также наименования федеральных органов
исполнительной власти и других организаций
наделенных полномочиями по распоряжению
этими сведениями.
Информация о работе Правовое регулирование в области безопасности информации