Правовое регулирование в области безопасности информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:44, реферат

Краткое описание

Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется все большее внимание на самых различных уровнях – и государственном, и коммерческом.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности информации как объекта гражданских правоотношений
2. Понятие и сущность правовой защиты информации 9
3. Правовое регулирование в области безопасности информации 12
4. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации 13
Заключение 17
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

защита информации.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

     На  распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения  с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство  с целью упорядочивания обращения  таких сведений формирует необходимые  нормативные акты (перечневую систему  засекречивания).

     Система защиты государственной тайны –  в РФ – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную  тайну, и их носителей, а также  мероприятий, проводимых в этих целях.

     Закон закрепил создание ряда органов в  области защиты государственной  тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, с одновременным возложением  на них персональной ответственности  за деятельность по защите государственной  тайны в сфере их ведения.

     К органам защиты государственной  тайны относятся:

     – Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

     – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (служба внешней разведки), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России));

     – органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

 

     3. Правовое регулирование в области безопасности информации  

     Комплексная система защиты информации создается  на объектах для блокирования (парирования) всех возможных или, по крайней мере, наиболее вероятных угроз безопасности информации. Для парирования той  или иной угрозы используется определенная совокупность методов и средств  защиты. Некоторые из них защищают информацию от нескольких угроз одновременно.

     Среди методов защиты имеются и универсальные  методы, которые являются базовыми при построении любой системы  защиты. Это, прежде всего, правовые методы защиты информации, которые служат основой легитимного построения и использования системы защиты любого назначения. Организационные  методы защиты информации, как правило, используются для парирования нескольких угроз. Кроме того, организационные  методы используются в любой системе  защиты без исключений.

     Государство должно обеспечить в стране защиту информации как в масштабах всего  государства, так и на уровне организаций  и отдельных граждан. Для решения  этой проблемы государство обязано:

     1) выработать государственную политику  безопасности в области информационных  технологий;

     2) законодательно определить правовой  статус компьютерных систем, информации, систем защиты информации, владельцев  и пользователей информации и  т. д.;

     3) создать иерархическую структуру  государственных органов, вырабатывающих  и проводящих в жизнь политику  безопасности информационных технологий;

     4) создать систему стандартизации, лицензирования и сертификации  в области защиты информации;

     5) обеспечить приоритетное развитие  отечественных защищенных информационных  технологий;

     6) повышать уровень образования  граждан в области информационных  технологий, воспитывать у них  патриотизм и бдительность;

     7) установить ответственность граждан  за нарушения законодательства  в области информационных технологий.

     4. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации

 
 

     Важным  направлением обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  является совершенствование ее правового  обеспечения. Правовое обеспечение  информационной безопасности Российской Федерации представляет собой систему  правового регулирования общественных отношений в области противодействия  угрозам национальным интересам  Российской Федерации в информационной сфере [6].

     Правовое  обеспечение информационной безопасности Российской Федерации включает согласованную  систему нормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также  согласованную деятельность органов государственной власти по их развитию и совершенствованию.

     В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся]:

  • Международные договоры РФ;
  • Акты федерального законодательства:
  • Конституция РФ;
  • Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления правительства РФ;
  • Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
  • Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.

     Правовое  обеспечение информационной безопасности Российской Федерации имеет целью  создание системы правовых механизмов, обеспечивающих эффективное противодействие  угрозам национальным интересам  Российской Федерации в информационной сфере.

     Правовое  обеспечение формируется путем  разработки концепций совершенствования  правовых механизмов противодействия  угрозам информационной безопасности Российской Федерации по отдельным  направлениям этой деятельности, развития законодательства и системы иных нормативных правовых актов РФ, базирующихся на установленных Конституцией РФ разделении властей и разграничении предметов  ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, заключения Российской Федерацией международных договоров.

     Система правовых механизмов обеспечения информационной безопасности должна строиться на основе принципов: баланса интересов граждан, общества и государства; комплексности  правового регулирования общественных отношений в области достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и противодействия угрозам этим интересам; согласования деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию правового обеспечения информационной безопасности; разумного привлечения общественных организаций к контролю деятельности государства по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

     Отношения СМИ и государства базируются на принципе свободы СМИ. Правовое регулирование  деятельности СМИ допускается постольку, поскольку это необходимо в демократическом  обществе. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны  обеспечивать гласность своей деятельности через открытость информации о своей  работе и принимаемых решениях. Исключительные случаи отказа или отсрочки в представлении  такой информации устанавливаются  законом [9].

     Государство, его органы, иные учреждения, организации, предприятия и лица не могут обладать монополией на СМИ, издательско-полиграфические  мощности и системы распространения  СМИ.

     Институт  аккредитации существует для создания благоприятных условий деятельности журналистов. Порядок аккредитации корреспондентов СМИ при государственных  органах, организациях, учреждениях  должен быть единым и устанавливаться  законом.

     Свобода информации и свобода выражения  мнения могут быть ограничены только законом. Эти ограничения должны быть четко сформулированными и  признаваться необходимыми для защиты основ конституционного строя, обеспечения  безопасности государства, нравственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

     В демократическом обществе деятельность органов государственной власти и управления является предметом  повышенного внимания, в первую очередь  со стороны СМИ. Критика в отношении  государственных деятелей и других общественных фигур допускается в значительно большей степени, чем в отношении частных лиц.

     Государство не вправе создавать структуры, в  задачи которых входит контроль за деятельностью СМИ. Контроль за соблюдением  законодательства в сфере деятельности СМИ осуществляется на общих основаниях.

     Правовые  споры, связанные с деятельностью  СМИ, разрешаются судами общегражданской  юрисдикции. Споры, связанные с экономической  деятельностью редакций СМИ, рассматриваются  хозяйственными судами. Ответственность  за злоупотребление свободой СМИ  несут как редактор СМИ, так и  журналисты.

     Ответственность должностных лиц за ущемление  свободы СМИ устанавливается  гражданским, административным и уголовным  законодательством. 
Порядок опровержения сведений, не соответствующих действительности, и основания для отказа в опровержении таких сведений устанавливаются законом.

     Иски  о возмещении морального вреда, причиненного распространением продукции средств  массовой информации, облагаются государственной  пошлиной на общих основаниях и могут  подаваться в течение одного года с момента опубликования сведений, ставших предметом иска. Опубликование  опровержения дает суду основание для  уменьшения размера возмещения морального вреда или полного освобождения от него.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов.  Во-первых, проблемы, связанные с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества. Развитие информационных технологий побуждает к постоянному приложению совместных усилий по совершенствованию методов и средств, позволяющих достоверно оценивать угрозы безопасности информационной сферы и адекватно реагировать на них.             Во-вторых, предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется все большее внимание на самых различных уровнях – и государственном, и коммерческом. 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ (в ред. от 17.07.2009).
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ».
  4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. №180-ФЗ).
  5. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации (Постатейный). – М., 2007.
  6. Гмурман, А.И. Информационная безопасность/ А.И. Гмурман – М.: «БИТ-М», 2004.
  7. Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности. // Журнал «Право и безопасность». №1 (10) Март 2004.
  8. Государственная тайна в Российской Федерации». Изд. 2-е, под ред. М.А. Вуса – Спб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2000.
  9. Илларионова Т.С. Власть и пресса. К истории правового регулирования отношений. – М., 1999.
  10. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2006.

Информация о работе Правовое регулирование в области безопасности информации