Законы Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:48, реферат

Краткое описание

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.

Файлы: 1 файл

реферат по Законам Хаммурапи.DOC

— 215.50 Кб (Скачать)

совыми  источниками  могли  быть  только  состоятельные  люди,  например  теже  самые  тамкары  или  зажиточные  общинники.  Естественно  брать  в  займы  было  невыгодно,  ведь  потом  этот  долг  приходилось  отдавать  с  процентами,  но  когда  речь  шла  о  выживании  самого  человека  и  его  семьи,  то  над этим  не  особенно  долго размышляли.

  Кредиторы,  видимо,  нередко  принуждали  своих  должников  отдавать  им  в

" аренду "  землю  в  счет  уплаты  долга,  причем  даже  и  землю   на  которой  уже  зреет   урожай.  Доход  кредитора   от  такой  " сделки "  мог  значительно  превышать  сумму  долга  вместе  с  процентами.  Такое  злоупотребление  Законы  Хаммурапи  запрещают  (  п. 49 - 51  и  66  ).  Законы  Хаммурапи  содержат  положение,  соглас-но  которому  должник  в  случае  неурожая  может  переписать  долговую  расписку  на  следующий  год  и  освобождается  от  уплаты  процентов  за  этот  дополни-тельный  год  (  п. 47  и  48  ).

   В   Законах  Хаммурапи  имеется   также  и  ряд  других  статей,  направленных  на  ограничение   ростовщичества  и  защиту  свободных  общинников  от  злоупотреб-лений  со  стороны  кредиторов.  Так,  устанавливается  предельный  размер  ссуд-ного  процента:  33%  с  хлеба  и  20%  с  серебра  (  п. 89  )

  " Если  тамкар  отдаст  хлеб  или   серебро  в  долг  под проценты,  то  на  1  курру он  может взять 100  ка  зерна как процент - если  он  отдал в долг под проценты  серебро,  то  на  1  сикль серебра он  может взять 1/6  сикля и 6  ше  как про-цент ".

   Кредитор,  взыскавший  более  высокий  процент,  " теряет  то,  что  дал " 

(  п. 91  ).  Определена  также  ответственность   кредитора  за  всякого  рода  мо-шеннечиские  махинации   при  расчетах  (  п. 92 - 94  ),  причем  в некоторых случаях спорная сумма могла быть  взыскана  с недобросовестного кредитора

в  двойном  размере.  Должник  имел  право  расплачиваться  с  кредитором  любы-ми  материальными  ценностями,  а  не  только  теми,  которые  взял  в долг  (  т. е. ,  например,  зерном  вместо  денег и т. п. - п. 96  ).  Самоуправное  изъятие имущест-ва  в счет  долга карается  утерей  прав  на  получение долга с возвращением  должнику  всего изъятого  (  п. 113  )

  " Если  человек  имеет  за  человеком  долг  хлебом  или  серебром  и  без  ведома  хозяина  хлеба  возьмет  хлеб  из  житницы  или  с  гумна,  то  этого  человека  долж-но  изобличить  во  взятии  им  хлеба  из  житницы  или  с  гумна  без  ведома   хозя-ина  хлеба,  и  он  должен  вернуть  весь  взятый  им  хлеб,  а  также  теряет  все,  данное  им  в  долг ".

   Законы  содержат  также  статьи,  ограничивающие  долговое  рабство,  по  ко-

торым  свободно  рожденный  человек,  отданный  в  долговую  кабалу  или  про-

данный  в  рабство,  подлежит  освобождению  через  три  года  (  п. 117  ).  Харак-

терно,  что  Законы  Хаммурапи  избегают  употреблять  термин  " раб "  по  отноше-нию  к  таким  людям.  В  Старовавилонский  период  для  обеспечения  уплаты  долга  существовал  особый  институт  непутум  " заложников ".  В отличие от  случая  долговой  кабалы  такой заложник  брался  насильст-венно заранее и содержался  как бы  в частной долговой  тюрьме  в обеспечение уплаты.  Здесь тоже  происходили различные  злоупотребления,  которые Законы  Хаммурапи запрещают (  п.  114  и 116  ).  В частности,  если  заложник  умрет в доме  своего  кредитора " от  дурного обращения ",  то  кредитор  отвечает  как за  убийство,  а также теряет  право на  взыскакние  долга.

   " Если  заложник  умрет  в  доме  взявшего  в  залог  от  побоев  и  дурного  обра-

щения,  то  хозяин  заложника  должен  изобличить  своего  тамкара,  если  взятый  в  залог - сын  человека,  то  должно  убить  его  сына,  если  он - раб  человека,  он должен  отвесить  1/3  мины  серебра,  а  также  теряет  все,  данное  им  в  долг ".

  То,  что   Хаммурапи  в  качестве  кредитора   указывает  лишь  тамкара,  наводит   на  мысль  о  том,  что   именно  они  и  были  главными  ростовщиками.  И это не  удивительно,  ведь  ведя  торговлю  они получали  приличные прибыли,  это и позволяло им  вести ростовщическую  деятельность,  которая,  в свою  очередь,  тоже  приносила немалый доход.  Однако  это не  значит,  что другие  свободные  общинники  не  могли  заниматься  ростовщичеством, просто  они,  наверное,  зани-мались  этим  гораздо  реже  чем  тамкары.

  Тутже   речь  идет  и  оторговых   и  кредитных  сделках   содержательниц  пи-

тейных  домов  (  п. 108 - 111  ).  За  обвешивание  они  караются  " женской "  смертной  казнью - утоплением.

   " Если  корчемница  не  принимает   хлеб  в  уплату  за  сикеру,  принимает  сереб-ро  по  слишком   большой  гире  и  тарифное  количество  сикеры  уменьшает   по  отношению  к  тарифному   количеству  хлеба,  то  эту  корчемницу  должно изобли-чить  и  бросить  ее  в  воду ".

  Казнь   грозила  ем  и  в  случае,  если  они  не  донесут   о  сговоре  между  посе-

тителями  их  заведений  с  целью  совершения  преступления  (  п. 109  ).

  Законы  показывают  с  несомненностью,  что  Хаммурапи  стремился несколько  облегчить  положение  задолжавшей  свободной  бедноты  и  ограничить  ростовщи-чество.  С  одной  стороны,  это  можно  рассматривать  как  мероприятия,  предпри-нятые  в  русле  его  общей  экономической  политик;  с  другой  же - здесь  явно  прослеживается  попытка  Хаммурапи,  поставившего  перед  собой  задачу  проч-ного  объединения  страны,  расширить  свою  социальную  базу,  на  которую  он мог  бы  опереться.  Но  также  ясно,  что  его  законы  о  ростовщиках  носили  поло-винчатый  характер  и  никак  не  могли  решить  вопрос  о  кабальных  займах,  кото-рый  начал  вырастать  в  главную  проблему  эпохи.  Положения  о  недействитель-ности  заемных  сделок  на  условии  процента  выше  1/3  ( ! )  основной  суммы но-сили  явно  утопический характер:  человек,  чья семья и хозяйство гибнут,  не  станет  отказываться  от предлагаемого ему займа или доносить  на  недобросо-вестного  кредитора,  если  рискует более никогда  не  получать  взаймы.  К  тому  же,  как  уже  было  сказано,  основными  ростовщиками  были  царские  чиновники   ( те  же  тамкары ),  а  также  храмы  (  жрицы  которых,  в  частности,  надитум,  бу-дучи  богатыми,  нередко  вели  собственную  торговлю  и  также  могли  заниматься  ростовщичеством  ),  и  апеллировать  от  одного  бюрократа  к  другому  было  бы  явно  безнадежно.  Закон  об  освобождении  заложника  на  четвертый  год  тоже  не  решал  никаких  проблем:  заложник  уходил  от  кредитора  тем  же  неимущим

бедняком,  каким  к  нему  поподал,  и  ему  предстояло  либо  сейчас  же  вновь  идти  в  кабалу,  либо  прибегнуть  к  " защите "  царского  или  храмового  хозяйства. 

Глава  2.

Социальные  отношения

   В   этой  главе  будет  дан   обзор  взаимоотношений  членов  вавилонской  общи-ны,  отношения  между  супругами,  а  также  судопроизводство  в  древнем  Вавило-не.

   Субъектом   права  в  рассматриваемый   период  является,  как  правило,  свобод-ный  мужчина,  не  находящийся   под  патриархальной  властью.  Он  мог  быть либо  свободным  общинником  (  главой  патриархальной  семьи -  АВИЛУМ,  " человек " ),  либо  царским  служащим  ( МУШКЕНУМ  " падающий  ниц ",  т. е.  " бивший  челом ",  имеется  ввиду  -  царю  с  просьбой  о  принятии  на  службу.  Авилум  -  собствен-ник  определенной  части  общинной  земли,  мушкенум  -  держатель  участка  царс-кой  земли  под  условием  выполнения  определенной  службы.

   Свободные   люди  были  привелегерованнее   и  нанесенное  им  членовреди-тельство  каралось  по  принципу  талиона,  т. е. зеркального  отражения                    (  око  за  око,  зуб  за  зуб  ).  П.  200

   " Если  человек  выбьет  зуб  человека,  равного  себе, то  должно выбить  его зуб ".

   Положение   же  царских  людей  на  практике  могло  быть  весьма  различным:  их  высшие  слои  получали  от  царя  большие  наделы  и  были  одновременно  общин-никами,  а  низшие  имели  крохотные  служебные  наделы  или  даже  только  нату-ральные  пайки  и  мало  чем  отличались  от  рабов.  Т. е.  между  свободой  и  раб-ством  внутри  мушкенумов  существовали  многочисленные  промежуточные ступе-ни.  Жизнь,  честь  и  личную  неприкосновенность  Законы  Хаммурапи  оценивают  " дешевле ",  чем  авилума  (  п. 201  ).

   " Если  он  (  т.е.  авилум  )  выбьет  зуб у мушкенума,  то  он  должен  отвесить  1/3  мины  серебра ".

   Но  зато  имущество  мушкенумов  охраняется  более  строго,  подобно  имущест-ву  храма   или  дворца,  и  это   не  удивительно:  ведь  оно   фактически  есть  сос-тавляющая часть имущества самого  царя  (  п. 8  ).

   "  Если  человек  украдет  либо  вола,  либо  овцу,  либо  осла,  либо  свинью,  либо  ладью,  то,  если  это  божье  или   это  дворцовое,  он  может   отдать  это

в  30-кратном  размере, а если  это принадлежит мушкенуму,  -  он  может воз-местить в 10-кратном размере;  если  же  вору  нечем отдать,  то  его должно  убить ".

  Рабы  мушкенумов  пользуются,  подобно   дворцовым  рабам,  известными  приве-легиями  (  например,  раб  мушкенума или дворца  мог вступать  в брак  со  сво-бодной  женщиной  -  п. 176  ).  Следует заметить,  что царские служащие  высших  (  а иногда  и средних )  категорий никакой социальной  принадлежности  не  ис-пытывали,  ибо наряду  с большими  служебными  наделами  владели  (  или,  во  всяком,  в  принципе  случае  могли  владеть  )  также  участками  общинной  земли,  да  и  пожалованной  от  царя  землей  могли  распоряжаться  достаточно  свободно.  По  этим  причинам  они  относились  к авилумам.  Следовательно мушкенумами в точном  смысле  этого слова были  только  царские служащие  низших  категорий.  Они вербовались из  людей,  по  тем или иным  причинам  утративших  связь с общиной (  разорившиеся,  изгои,  беглецы ),  а также осевших на  землю членов  пастушеских племен,  прищельцев  и т. п.  Вероятно,  часть из  них была  потомка-

ми  грушей  шумерской  эпохи.  Естественно,  что  на  таких  людей  свободные

общинники  смотрели  свысока,  а  доля  мушкенумов  считалась весьма  неза-

видной.  Позже  в  Новоассирийский  период,  этот  термин  означает  просто

" бедняк ".  С  таким  значением  оно   попало  позже  и  в   арабский  (  мискин  )

язык.

   В   некоторых  случаях  субъектом   права  могла  быть  и   женщина,  прежде  всего  если  она  -  жрица.  В  отношении  имущественных  прав  жрицы  почти  ничем  не  отличались  от  мужчин.  Замужняя  женщина  тоже  могла  иметь  в  некоторых  слу-чаях  отдельное от мужа  ( полученное  из  отцовского  дома )  имущество  (  п. 150  )  и  обезопасить  себя  от  ответственности  за  его  долги,  сделанные  до  женитьбы  (  п. 151  ).  Известными  имущественными  правами  пользовалась  также  и  вдова:  она  получала  свое  приданное  и  вдовью  долю,  если  муж  дал  ее  ей.  Если  же  муж  при  жизни  не  оставил  супруге  вдовьей  доли,  то  она  получала  из  наследс-тва  долю,  подобную  доле  одного  наследника.  В  любом  случае  она  могла  и  дальше  жить  в  доме  своего  мужа,  правда  не  могла  распоряжаться  им,  " отдавать  за  серебро ".  Причем  ее  дети  не  могли  насильно  выселить  ее  из дома  (  п. 171  и  172  )

Из  документов  известны  случаи,  когда  женщины  выступают  контрагентами  в  различных  сделках,  но,  за  исключением  жриц  (  и  гетер  -  они тоже  считались служащими богине  любви Иштар ),  они всегда  выступают в этих  сделках совместно с мужем,  братом  или сыном.

   Дети  обычно  становились  полноправными   лишь  после  смерти  отца  и  нас-ледования  семейного   имущества.  Законы  Хаммурапи  и  здесь  тоже  вносят  некоторые  правовые  особенности:  так,  отец  мог  лишить  сына  наследства,  если  тот  дважды  совершил  тяжелый  грех  против  него  ( п. 168 и 169 ).

  " Если  он  совершил  по  отношению   к  отцу  тяжкий  грех,  достаточный для

лишения  его  наследства,  они  (  судьи  )  должны  на  первый  раз  простить  его;  если  же  он  совершил  тяжкий  грех  во  второй  раз,  то  отец  может  ли-шить  его  наследства ".

  Отец  также  мог  признать  детей   от  рабыни  своими  собственными  детьми,  со  всеми  вытекающими  отсюда  правами,  посредством  формулы  " Мои  де-ти ",  и  после  смерти  отца  они  получали  свою  долю  наследства  наравне  с  законными  детьми,  но  даже  если  он  их  таковыми  и  не  роизнавал,  они  после  его  смерти  все  равно  получали  свободу  и  их  мать  тоже,  правда  в  этом  случае  они  уже  не  могли  претендовать  на  наследство  ( п. 170 и 171 )

Информация о работе Законы Хаммурапи