Законы Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:48, реферат

Краткое описание

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.

Файлы: 1 файл

реферат по Законам Хаммурапи.DOC

— 215.50 Кб (Скачать)

Торговое  " товарищество "  хорошо  известно  в  старовавилонский  период,  однако  оно  не  являлось  обязательно  чем-то  вроде  " акционерного  общест-ва ",  куда  партнеры  вкладывают  свои  капиталы  и  затем  делят  прибыль  или  убыток  в  соответствии  со  вкладом  каждого.  Дело  скорее  всего  заключалось  в  том,  что  один  из  партнёров участвовал  в товариществе  лишь  своими  деньгами,  а дру-гой непосредственно осуществлял торговое  пред-приятие - труд  наёмный,  да  и к тому  же  небезопасный.  По  окончании торгового путешествия он  возвращал " вкладчику "  его капитал,  а  прибыль  или  убыток  делился  между  партнёрами  пополам.   

    Но,  в  основном,  торговые  предприятия   осуществлялись,  ШАМАЛЛУМАМИ - торговыми   агентами  и  ТАМКАРАМИ - крупными  государственными служащими,  находящихся,  как  правило,  в  метрополиях.  Хотя  тамкар,  по  Законам  Хамму-рапи,  и  являлся   чиновником,  однако  он  мог  выступать  и  как  частный  купец-предприниматель:  т. к. Хаммурапи,  подчинив  тамкаров  царс-кому  хозяйству,  тем  не менее  не  лишил  их  прежней  их  сферы   частной  деятельности.  Между  там-карами  и  шамаллумами  отношения  строились  совсем  иначе.  Шамаллум  был  мелким  странствующим  торговцем,  действовавшим  отчасти  на  собственный страх  и  риск,  но  главным  образом  в  ка- честве  агента  на  службе  у  тамкара.  Тамкар  снабжал  шамаллума  либо    деньгами,  либо  товарами,  которые  тот пус-кал  в  оборот.  Текст  п. 100  зас-тавляет  полагать,  что  вся  прибыль  торгового  путешествия  доставалась  тамкару,  а  последний  должен  был  оплатить  шамал-луму  " его дни ",  т. е.,  очевидно,  расходы по  путешествию,  а также некоторое жалованье.                                                                                      

   " Если  тамкар  даст  шамаллуму  серебра   для  продажи  и  покупки  и пошлет  его  в  путешествие,  а  шамаллум  в  путешествии  будет  умножать доверен-ное  ему  серебро,  то  если  там,  куда  он  отправится,  шамаллум  наживет  прибыль,  то  он  должен  подсчитать  проценты  на  все  серебро,  сколько  взял,  и  затем должен сосчитать свои  дни и удовлетворить тамкара ".

   При   этом  вавилоняне,  видимо,  четко   различали  торговую  прибыль   и    рост  по  займу.  Очевидно,  что  торговая  прибыль  подсчитывалась  после  того,  как       " отложат "  основной  капитал  и  проценты  на  него.  Именно  поэтому  в  п.100  предусматривается  подсчет  роста  на  доверенный  шамаллуму  капитал:  прежде  всего  он  должен  был  возвратить  тамкару  капитал  и  рост  на  него.  Затем  уже  из  " чистой "  прибыли  тамкар  расчитывался  с  шамал-лумом.  Вавилоняне,  сле-довательно,  полагали,  что  деньги,  переданные  другому  лицу,  должны  в  любом  случае  давать  рост  (в  том  числе  и  деньги,  вложенные  в  " товарищество ").  Сверх  того  они  могут  приносить  и  прибыль.  Величина  торговой  прибыли  была,  видимо,  очень  значительной,  ибо  шамаллум  обязан  был  в  любом  случае  вер-нуть  тамкару  удвоенный  капи-тал  (  что  и  говорится  в  п.101 ),  т. е.  минималь-ная  прибыль  равнялась  100  процентам,  а  максимальная,  следовательно,  могла  быть  намного  выше.  И  лишь  в  том  случае,  если  тамкар  предоставлял  шамал-луму  беспроцентный  займ,  тот  должен  был  вернуть  ему  основную  сумму  даже  в  том  случае,  если  он  не  получил  никакой  прибыли  ( п. 102 ).  Участие  в торго-вых  операциях,  следовательно,  было  гораздо  более  выгодным  делом,  чем  просто  отдача  денег  в  рост.  Однако  оно  было  вместе  с  тем  и  очень рискован-ным  делом,  т. к.  грабежи  торговых  людей  на  дорогах  и  средь  бела  дня  случа-лись  достаточно  часто.  И  не  случайно  поэтому  п. 103  предусматри-вает  снятие  с  шамаллума  всякой  ответственности  если  он  по  пути  сделался  жертвой  грабежа.

   " Если  на  пути  неприятель  отнимет   у  него  все,  что он  вез,  то  шамаллум  должен  поклястся богом и быть  свободным от  ответственности ". 

   Если  он  был  ограблен  на  той   территории  куда  простиралась  власть  вави-лонского  царя,  то  в  действие  вступали  пункты  23  и  24,  и можно было  наде-ятся  на  возмешение  убытков за  счет  той общины,  на  территории  которой произошел грабеж,  однако  торговые  поездки были  большей своей частью  заграничными.  А о существовании каких-либо  договоров между Вавилоном  и соседними с ним державами о совместной  борьбе  с разбоем на  дорогах пока  ничего  не  известно,  да  и вообще  о международных отношениях  Вавилона  того  времени известно  на  настоящее время очень мало.

   Остальные   пункты  регулируют  отношения  между  тамкаром  и   шамаллумом.  Помимо  денег  тамкар  мог  дать  шамаллуму  любое  движимое  имущество  для  продажи  ( п. 104 ).  В  этом  случае  шамаллум  должен  был отдать  тамкару  всю  выручку  и  получить  у  него  документ  с  печатью.

   " Если  тамкар  даст  шамаллуму  хлеб,  шерсть,  масло  или  любое   другое  иму-щество  для  продажи,  то  шамаллум  должен  подсчитать  серебро  и  вернуть  там-кару.  Шамаллум  должен  получить  документ  с  печатью  о  серебре,  которое  он  дал ".

   Поскольку   здесь  ничего  не  говорится   о  вознаграждении  для  шамаллума,  то  возможно  два  предположения:  1 )  Их  взаимоотношкния  на  этот  случай  уже  предусмотрены.  2 ) либо  это  какое-то  дополнительное  поручение  ша-маллуму  за  которое  вознаграждения  не  полагалось.  Также  может  быть  и  то,  что  речь  шла  не  о  путешествии  а  о  продаже  на  месте.  Подобного  рода  торговые  операции  могли  также  еще  и  подлежать  учету  в  каруме,  ибо  без  этого  пред-положения  неясен  смысл  п. 105,  в  которой  говорится, что, если  шамаллум  по  небрежности  не  взял  у  тамкара  соответствующего  документа,  то  " серебро  без  документа  с  печатью,  не  причисляется  к  сче-ту ".  Совершенно  ясно,  что  речь  идет  не  о  приходно-расходных  книгах  са-мих  агентов,  они  были  вольны  вести  их  или  нет,  а  о  каком-то  счете  куда  серебро  вносилось  именно  при  предьяв-лении  документа,  а  не  денег.  Такой  счет  мог  быть  только  в  каруме,  где  велся  общий  для всех  купцов  баланс.

   Карум   в  сложных  условиях  тогдашней   внутренней  и  внешней  торговли  мог  нормально  работать  лишь  при  строгом  учете   и  честности  всех  партнеров.  Нарушение  доверия  здесь   рассматривалось  как  очень   тяжкий проступок  и  каралось  соответственно,  что  и  нашло  свое  отражение  в парагра-фах  106  и  107  предусматривающих  случаи  спора  между  шамаллумом  и  тамкаром.  Так  если  шамаллум  взял  у  тамкара  серебро  и  затем  отпирает-ся  в  получение  этого  серебра,  то  тамкар  должен  был  изобличить  его  перед  богом  и  свиде-телями " ( судебные  заседания  карума  происходили  в  храме  Шамаша ),  и  шамаллум  был  обязан  вернуть  взятое  серебро  в  троекратном  размере  ( п.106 ).  Если  же  тамкар  совершал  аналогичный  поступок  против  своего  шамаллума  то  он  подвергался  еще  более  тяжкому  наказанию:  он  обязан  был  вернуть  се-ребро   шамаллуму  в  шестикратном  размере.  (  что  говорится  в  п. 107 )

  Как   видно,  Законы  даже  предоставляют  защиту  слабому  против  сильного.  Другой  вопроснасколько  удавалось  слабому  в  реальной  жизни  отстоять  свои  права. 

Аренда  и  ростовщичество

   Законы  Хаммурапи  уделяют  большое   внимание  аренде  недвижимости 

(  в   первую  очередь  полей  и садов ),  а также закладу и обеспечению

ссуд.  Существовало  два  вида  земельной  аренды:  с  уплатой  определенной

денежной  суммы  вперед  или  с  уплатой  доли  урожая  (  при  аренде  сада

- до  2/3  )  после  уборки.  Льготные  условия  предоставлялись  в  том  случае,

если  в  аренду  отдавался  необработанный  участок  (  речь  идет  о  пустоши,

или  так  называемой  " мертвой  земле ",  подвергшейся  затоплению  во  вре-

мя  одного  из  больших  половодий ).  В  этом  случае  арендная  плата  взы-

малась  только  начиная  с  четвертого  или  пятого  года.  Причем  если  чело-

век,  арендуя  эту  целинную  землю,  не  поднял  ее,  то  это  не  освобождало

его  от  взятых  им  на  себя  обязательств. (  п. 44  ).

  " Если  человек  арендует  на  3  года  целину  для поднятия,  но,  по  лености,

не  возделает  поля,  то  на  четвертый  год  он  должен  поле  вспахать,  вско-            пать  и  взборонить  и  вернуть  поле  хозяину  поля,  а  также  отмерить  ему  по  10  курру  хлеба  за  1  бур ".

  Очень   важным  моментом  является  то,  что  Хаммурапи  в  своих   законах  учел  также  различные   природные  катаклизмы,  что   можно  проследить  в  пунктах  45,  47,  48.  Особенно  это   видно  в  п. 48,  который   гласит,  что:

   " Если  человек  имеет  на  себе  процентный  долг,  а  Адад  затопит  его  поле,  или  наводнение  унесет  жатву,  или  вследствие  засухи  в  поле  не  вырастет  хлеба,  то  он  может  в  этом  году  хлеб  своему  заимодавцу  не  возвращать  и  уничтожить  свой  документ,  а  также  и  прценты  за  этот  год  он  может  не  отдавать ".

   Из  вышесказанного  можно  заключить,  что  данные  природные  катаклизмы

были  не  таким  уж  и  редким  явлением  в  Вавилонии  и,  что  Хаммурапи  был  достаточно  дальновидным  царем,  понимавшим,  что  человек  бессилен

что-либо  противопоставить  стихии  и  если  не  руководствовался  гуманными  соображениями,  то,  во  всяком  случае  пытался  поддерживать  численность  свободных   общинников,  а  именно  они  и  были основными  налогоплатель-щиками,  на  должном уровне,  не  руководствуясь  сиюминутной выгодой   (  ведь  свои  деньги  в качестве  налогов он  с этой  сделки  все равно по-  лучил бы  ),  так как если  этого попавшего в беду  общинника заставить отдавать  долг,  то  он,  не  имея  из  каких  средств  отдать,  должен  будет  залезть  в  другой  долг  и  в  конце  концов  может  попасть  в  долговое  рабство.

    Это   можно  проследить  и  в   других  статьях,  не  касающихся  арендноростовщи-ческих  отношений.  Например  в  статье  266,  гласящей,  что  пастух  не  несет  ответственности  если  падеж  в  загоне  произошел  по  воле  бога.

   Обьектом  аренды  могла  быть  не  только  недвижимость,  а  также   любое  дви-

жимое  имущество.  В  статьях  236 - 239  говорится о найме речных  судов для транспортировки различных грузов  водным  путем.  Наличие этих  статей  в кодек-се  наверное  можно объяснить тем,  что построить какое-нибудь,  хотябы  мало-мальски пригодное судно в те  времена  было  делом хлопотным и достаточно  дорогим и позволить это себе  мог не  каждый,  но  в тоже  время в транспорт-ных средствах для осуществления торговых  операций  нуждались многие,  поэтому суда  приходилось нанимать.  Водный  путь  следовательно  был  самым  оптимальным  средством  осуществления  торговых  сделок,  ибо  в  статье  239  можно  проследить  следующее:

   " Если  человек  наймет  корабельщика,  он  должен  давать  ему  6  курру  хлеба  в  год  ".

   Сдесь   речь  идет  не  о  каком-нибудь  разовом  рейде,  а  о  целенаправленной  долговременной  торговой  деятельности,  которая  и  осуществлялась  речным путем.

  Говоря  о  всех  этих  корабельных   делах,  хотелось  бы  упомянуть   о  еще  одной  статье  достаточно  интересной  по  содержанию.  Это  статья  240.

   " Если  судно,  идущее  вверх  по  течению,  ударит  судно,  идущее  вниз  по  течению,  и  потопит   его,  то  хозяин  судна,  чье   судно  было  потоплено,  должен  клятвенно  показать  перед   богом  все,  что  погибло  на  его  судне,  и  судно,  шед-шее  вниз  по  течению,  должно  возместить  ему  судно  и  все  погибшее  у  него ".

   Судя  по  содержанию  этой  статьи  вавилонские  реки,   были    достаточно  силь-ны,  и  путь  вниз  по  течению  был   достаточно  трудоемок и опасен,  т. к. только  в условиях  сильного  течения можно испытывать  затруднения в управлении  суд-ном.  Интересно и то,  что виновато  оказывалось судно,  идущее  вверх по  тече-нию,  видимо  Хаммурапи считал,  что у идущих вверх больше  шансов  увернутся от  столкновения.  Другой  вопрос - были  ли  в реальной  жизни идущие  вверх все время виноваты,  ведь  если  человек имеет больший шанс  уклониться,  это не  значит,  что он  обязательно должен  быть  в состоянии  им  воспользоваться.

  Еще   одним  объектом  из  движимого   имущества,  часто  бравшимся   в  аренду  был  скот.  И   это  не  удивительно,  ведь  все  сельское  хозяйство   держалось  на  нем.  С   помощью  него  пахали,  перевозили  различные  грузы,  крутили жернова и т. д. .  Но  скот  в те  времена сам по  себе  стоил не  малых денег,  а потом еще нужно было  отстегивать средства,  чтобы его содержать,  а меж тем в тягловой  силе  животных  нуждались все земледельцы.  Вот и приходилось  тем,  кто  не  имел  скота  как-то  выкручиваться,  брать  в  аренду.  По-видимому  это  было  дос-таточно  частым  занятием  и  столкновения  между  арендаторами  и  владельцами  по  различным  причинам  тоже  происходили,  раз  Хаммурапи  решил  отвести  для  него  ряд  законов.   В  частности  статьи  241 - 249  рассматривают  возможные  кон-фликты  между  арендатором  и  хозяином  животного.  Причем  здесь  Хаммурапи  тоже  учел  случаи  потери  животного,  происшедшие  не  по  вине  арендатора.  Например  в  п. 249  говорится,  что:

  " Если  человек  наймет  быка  и   его  поразит  бог,  так   что  он  падет,  то  че-

ловек,  который  нанял  быка,  должен  произнести  клятву  богом  и  быть  сво-

бодным  от  ответственности ".

   Теперь  поговорим  о  еще  одной  сфере  экономической  деятельности - об

ростовщичестве.  Ростовщичество,  как  известно,  существовало  в  разных

странах  и  Вавилон,  конечно  же,  не  был  исключением.  Если  богатые  могли

обеспечить  себе  хорошую  жизнь,  то  бедные,  а  таковых  было,  естественно,  большинство  вынуждены  были  хоть  как-то  сводить  концы  с  концами  и,  пы-таясь  достать  хоть  немного  денег,  прибегали  к  заему  у  других.  Такими  финан-

Информация о работе Законы Хаммурапи