Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:48, реферат
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.
Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общест-ва ", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело скорее всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а дру-гой непосредственно осуществлял торговое пред-приятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам.
Но,
в основном, торговые предприятия
осуществлялись, ШАМАЛЛУМАМИ - торговыми
агентами и ТАМКАРАМИ - крупными
государственными служащими, находящихся,
как правило, в метрополиях.
Хотя тамкар, по Законам Хамму-рапи,
и являлся чиновником, однако
он мог выступать и как
частный купец-предприниматель:
т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров
царс-кому хозяйству, тем не
менее не лишил их прежней
их сферы частной деятельности.
Между там-карами и шамаллумами
отношения строились совсем
иначе. Шамаллум был мелким
странствующим торговцем, действовавшим
отчасти на собственный страх
и риск, но главным образом
в ка- честве агента на службе
у тамкара. Тамкар снабжал
шамаллума либо деньгами,
либо товарами, которые тот пус-кал
в оборот. Текст п. 100 зас-тавляет
полагать, что вся прибыль
торгового путешествия доставалась
тамкару, а последний должен
был оплатить шамал-луму "
его дни ", т. е., очевидно,
расходы по путешествию, а также
некоторое жалованье.
" Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверен-ное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара ".
При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как " отложат " основной капитал и проценты на него. Именно поэтому в п.100 предусматривается подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару капитал и рост на него. Затем уже из " чистой " прибыли тамкар расчитывался с шамал-лумом. Вавилоняне, сле-довательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост (в том числе и деньги, вложенные в " товарищество "). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае вер-нуть тамкару удвоенный капи-тал ( что и говорится в п.101 ), т. е. минималь-ная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если тамкар предоставлял шамал-луму беспроцентный займ, тот должен был вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил никакой прибыли ( п. 102 ). Участие в торго-вых операциях, следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача денег в рост. Однако оно было вместе с тем и очень рискован-ным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случа-лись достаточно часто. И не случайно поэтому п. 103 предусматри-вает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по пути сделался жертвой грабежа.
" Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклястся богом и быть свободным от ответственности ".
Если он был ограблен на той территории куда простиралась власть вави-лонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было наде-ятся на возмешение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно, да и вообще о международных отношениях Вавилона того времени известно на настоящее время очень мало.
Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи ( п. 104 ). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.
" Если
тамкар даст шамаллуму хлеб,
шерсть, масло или любое
другое иму-щество для продажи,
то шамаллум должен подсчитать
серебро и вернуть там-кару.
Поскольку здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума, то возможно два предположения: 1 ) Их взаимоотношкния на этот случай уже предусмотрены. 2 ) либо это какое-то дополнительное поручение ша-маллуму за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и то, что речь шла не о путешествии а о продаже на месте. Подобного рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме, ибо без этого пред-положения неясен смысл п. 105, в которой говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара соответствующего документа, то " серебро без документа с печатью, не причисляется к сче-ту ". Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных книгах са-мих агентов, они были вольны вести их или нет, а о каком-то счете куда серебро вносилось именно при предьяв-лении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в каруме, где велся общий для всех купцов баланс.
Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в парагра-фах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирает-ся в получение этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свиде-телями " ( судебные заседания карума происходили в храме Шамаша ), и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере ( п.106 ). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть се-ребро шамаллуму в шестикратном размере. ( что говорится в п. 107 )
Как
видно, Законы даже предоставляют
защиту слабому против сильного.
Другой вопроснасколько удавалось
слабому в реальной жизни
отстоять свои права.
Аренда и ростовщичество
Законы Хаммурапи уделяют большое внимание аренде недвижимости
( в первую очередь полей и садов ), а также закладу и обеспечению
ссуд. Существовало два вида земельной аренды: с уплатой определенной
денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая ( при аренде сада
- до 2/3 ) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том случае,
если в аренду отдавался необработанный участок ( речь идет о пустоши,
или так называемой " мертвой земле ", подвергшейся затоплению во вре-
мя одного из больших половодий ). В этом случае арендная плата взы-
малась только начиная с четвертого или пятого года. Причем если чело-
век, арендуя эту целинную землю, не поднял ее, то это не освобождало
его от взятых им на себя обязательств. ( п. 44 ).
" Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по лености,
не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать, вско- пать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить ему по 10 курру хлеба за 1 бур ".
Очень важным моментом является то, что Хаммурапи в своих законах учел также различные природные катаклизмы, что можно проследить в пунктах 45, 47, 48. Особенно это видно в п. 48, который гласит, что:
" Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, а также и прценты за этот год он может не отдавать ".
Из вышесказанного можно заключить, что данные природные катаклизмы
были не таким уж и редким явлением в Вавилонии и, что Хаммурапи был достаточно дальновидным царем, понимавшим, что человек бессилен
что-либо противопоставить стихии и если не руководствовался гуманными соображениями, то, во всяком случае пытался поддерживать численность свободных общинников, а именно они и были основными налогоплатель-щиками, на должном уровне, не руководствуясь сиюминутной выгодой ( ведь свои деньги в качестве налогов он с этой сделки все равно по- лучил бы ), так как если этого попавшего в беду общинника заставить отдавать долг, то он, не имея из каких средств отдать, должен будет залезть в другой долг и в конце концов может попасть в долговое рабство.
Это можно проследить и в других статьях, не касающихся арендноростовщи-ческих отношений. Например в статье 266, гласящей, что пастух не несет ответственности если падеж в загоне произошел по воле бога.
Обьектом аренды могла быть не только недвижимость, а также любое дви-
жимое имущество. В статьях 236 - 239 говорится о найме речных судов для транспортировки различных грузов водным путем. Наличие этих статей в кодек-се наверное можно объяснить тем, что построить какое-нибудь, хотябы мало-мальски пригодное судно в те времена было делом хлопотным и достаточно дорогим и позволить это себе мог не каждый, но в тоже время в транспорт-ных средствах для осуществления торговых операций нуждались многие, поэтому суда приходилось нанимать. Водный путь следовательно был самым оптимальным средством осуществления торговых сделок, ибо в статье 239 можно проследить следующее:
" Если человек наймет корабельщика, он должен давать ему 6 курру хлеба в год ".
Сдесь речь идет не о каком-нибудь разовом рейде, а о целенаправленной долговременной торговой деятельности, которая и осуществлялась речным путем.
Говоря о всех этих корабельных делах, хотелось бы упомянуть о еще одной статье достаточно интересной по содержанию. Это статья 240.
" Если судно, идущее вверх по течению, ударит судно, идущее вниз по течению, и потопит его, то хозяин судна, чье судно было потоплено, должен клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шед-шее вниз по течению, должно возместить ему судно и все погибшее у него ".
Судя по содержанию этой статьи вавилонские реки, были достаточно силь-ны, и путь вниз по течению был достаточно трудоемок и опасен, т. к. только в условиях сильного течения можно испытывать затруднения в управлении суд-ном. Интересно и то, что виновато оказывалось судно, идущее вверх по тече-нию, видимо Хаммурапи считал, что у идущих вверх больше шансов увернутся от столкновения. Другой вопрос - были ли в реальной жизни идущие вверх все время виноваты, ведь если человек имеет больший шанс уклониться, это не значит, что он обязательно должен быть в состоянии им воспользоваться.
Еще одним объектом из движимого имущества, часто бравшимся в аренду был скот. И это не удивительно, ведь все сельское хозяйство держалось на нем. С помощью него пахали, перевозили различные грузы, крутили жернова и т. д. . Но скот в те времена сам по себе стоил не малых денег, а потом еще нужно было отстегивать средства, чтобы его содержать, а меж тем в тягловой силе животных нуждались все земледельцы. Вот и приходилось тем, кто не имел скота как-то выкручиваться, брать в аренду. По-видимому это было дос-таточно частым занятием и столкновения между арендаторами и владельцами по различным причинам тоже происходили, раз Хаммурапи решил отвести для него ряд законов. В частности статьи 241 - 249 рассматривают возможные кон-фликты между арендатором и хозяином животного. Причем здесь Хаммурапи тоже учел случаи потери животного, происшедшие не по вине арендатора. Например в п. 249 говорится, что:
" Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет, то че-
ловек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть сво-
бодным от ответственности ".
Теперь поговорим о еще одной сфере экономической деятельности - об
ростовщичестве. Ростовщичество, как известно, существовало в разных
странах и Вавилон, конечно же, не был исключением. Если богатые могли
обеспечить себе хорошую жизнь, то бедные, а таковых было, естественно, большинство вынуждены были хоть как-то сводить концы с концами и, пы-таясь достать хоть немного денег, прибегали к заему у других. Такими финан-