Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:48, реферат
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.
1) Водная ордалия
Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось,
что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он
считался оправданным.
2) Клятва во имя богов
Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на
ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы
считалось достаточным
тельством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжес-
видетельство каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым на-
казанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что главной основой благополучия Вавилона было ирригационное земледелие, которое в свою очередь основывалось на тягловой силе жи-вотных, следовательно само скотоводство тоже было одной из глав-ных составляющих сельского хозяйства. Садоводство также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Из торговых отноше-ний можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от им-порта им самим сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами ТАМКАРАМИ, которые в свою очередь действовали с помощью сво-их помощников ШАМАЛЛУМОВ, они то непосредственно участвовали в небезопасных торговых предприятиях. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, войны которой получали за свою служ-бу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом. В социальных отношения наметился опреде-ленный прогрес, в частности рабы подлежали нака-занию только по суду, и слабый мог выступать на суде против силь-ного, во всяком случае это видно из самих законов, другой вопрос - насколько слабому в реальной жизни удавалось отстоять свои права, впрочем это не вина кодекса, ибо коррупция существовала во все времена. Но несмотря на это мы все же видим, что женщина всетаки не имела, ну или почти не имела никаких прав, особенно, если она не принадлежала к числу свободных. И, нако-нец, что бросается в глаза - это сильный “ бюрократизм “, вавилонян, которые привыкли все сделки заключать при свидетелях, что, конечно же отнюдь не поощряло торго-вые отношения.
Минестерство образования Российской Федерации
Пермский
Государственный Педагогический Университет
Законы
Хаммурапи как
исторический источник
1998 г.