Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:48, реферат
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.
В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба ( п.54 )
" Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода ".
Важным
своим деянием вавилонский
царь считал проведение грандиоз-
По весне воду из арреков или прямо из реки на 2 - 3 дня выпускали на поля, чтобы земля стала влажной и мягкой. После смягчения земли её спус-кали. Весь этот процесс подготовки земли был достаточно сложен, учитывая уровень техники того времени, и поэтому нередко происходили крушения дамб, что могло привести к весьма печальным последствиям, так как сев происходил неодновременно и, в результате крушения дамбы при подготовке земли одним общинником, могла быть залита уже подготовленная и засеянная земля друго-го общинника. Вероятно, это случалось достаточно часто, потому Законы Хам-мурапи и установили наказание за халатное отношение к ирригационным соо-ружениям ( см. выше ).
После спуска воды на поле выпускали волов, у которых копыта были замо-таны тряпками. Волы, гуляя по полю, разрыхляли землю и, одновременно, вытаптывали сорняки. Затем мотыгами рыхлили землю ( а в боле поздние времена выпускали быков с плугами ) и сеяли. В летние месяцы вода для полива доставлялась на поля по небольшим каналам или с помощью деревян-ных ведр, множество которых было найдено археологами на месопотамских полях.
Урожай жали серпами, причем в сборе урожая участвовали, в основном, женщины. После сбора происходила молотьба - зерно разбрасывали по полю и ездили по нему повозками или специальными салазками с заострёнными кон-цами. После этого веяли и мололи. Наиболее популярной культурой для выра-щивания в Мессопотамии был ячмень и кунжут.
Как уже говорилось, в Мессопотамии были достаточно неблагоприятные усло- вия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу ( п.42, 43, 44 ). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:
" Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взбо-ронить и вернуть хозяину поля ".
Другие
две статьи носят по
смыслу примерно такое же
содержание. И они были
написаны вовсе не для
борьбы с тунеядством, а
для сохранения плодо-родия
почв, так как из-за
жаркого климата земля
быстро засыхала и если её
не обрабатывать постоянно то
она теряла свои качества
и, таким образом, после этого
арендатора-тунеядца эту испорченную
землю было очень трудно
опять отдать в аренду, а
это уже означало сокращение
земельного фонда, что для
такой аграрной страны могло
иметь негативные последствия,
особенно если бы это происходило
в массовых количествах.
Садоводство
Одной из отраслей сельского хозяйства в Мессопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада и по истечение этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым ( п. 60 ).
" Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод наса-
дит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. "
А
на случай недобросовестного
выполнения своих обязанностей
со стороны садовода вводились
статьи карающие столь нехорошее
деяние. Например в
п. 61 говориться о том
что та часть сада, которая
осталась невозделанной при
разделе должна войти в долю
садовода. В случае же полного
невыполнения своих обязанностей
садоводом действовала статья
под номером 62, гласящая,
что и в этом случае садовод
должен выпла- тить арендную
плату полностью и к тому же
эту землю, перед тем как отдать
хозяину, должен обработать
( это правило не распространялось
только на целинные земли ).
Скотоводство
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы ), так и крупного ( быки ) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специ-альным пастухам ( наемным или царским людям ), которые несли ответствен-
ность за
потраву, а также за любой
другой ущерб, происшедший в
стаде по вине пастуха ( п.263
- 265 и 267 ). Статьи 244 - 251 также
можно отнести к скотоводству: в
них, достаточно подробно, рассматриваются
различные случаи найма скота,
а также возмещение убытков связанные
с этим наймом, что в свою
очередь может свидетельствовать о
том, что скот являлся достаточно
большой ценностью в Месопотамии в
те времена и обладать им мог
не вся-кий, а только достаточно
состоятельные люди. В то время
как обработка зем-ли требовала
больших усилий и без помощи
животных здесь было бы очень
трудно обойтись.
Ремесло
Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царс-кому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, глася-щем:
" Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потрнбован обратно по суду ".
Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребе-нок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец ( который в это время мог быть в плену ) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в свободное от походов время и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому ( или храмовому ) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям ( и не важно каким: родным ли, приемным ли ), то его в будую- щей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка.
В Законах весьма часто такие профессиии как строитель, врач, корабель-щик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленни-ками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это однако не озна-чает того, что ремесленников данного рода вообще не существовало или ору-жие штамповали все кому не лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым спросом. Их потенциальными заказчиками могла быть только знать ( а таковых было несоизмеримо меньше, чем простых людей ). Если услуги строителя при постройке дома были нужны почти каждому, то оружие требовалось далеко не всем, к тому же оно, вероятно, и стоило приличных денег, так, что простой народ не мог приобрести его в силу своей бедности. К тому же воины в мирное время были земледельцами и это оружие просто бы хламилось за не надобностью, а в военное время армия вооружалась, наверное, за счет казны. А после похода воины сдавали свое оружие на какой-нибудь склад и шли по своим домам. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся, то заказывать новое оружие можно было не всякий раз, когда затевалась война. Да и армии в условиях тогдаш-ней численности населения были не такими уж и большими. Все это и наво-дит на мысль, что люди эти были призваны удовлетворят только потребности
государства и высших слоев населения и сушествовало их мало.
В
судебнике Хаммурапи
БАИРУМ - вероятно, легковооруженный солдат.
РЕДУМ - вероятно, тяжеловооруженный солдат.
ДЕКУМ - вероятно, нечто вроде фельдфебеля.
ЛУБИТТУМ - вероятно, один из офицерских чинов.
В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: НАДИТУМ, ЭНТУМ, ЗИКРУМ ( п. 179 ) этими названиями были, вероят-но, представлены различные категории жриц ), а также храмовая дева и хра-мовая блудница ( п. 181 ).
Жрицы-надитум,
по-видимому сравнительно мало
обремененные культовыми обязанностями,
занимались также частной хозяйственной
деятельностью ( через братьев или
нередко через агентов, так
как свобода их передвижения
за преде-лами обители была
ограничена ). Эта деятельность
нисколько не изменилась и
после того, как с 1789 г.
вся обитель вошла в состав
царского хозяйствен-ного сектора,
а ее люди стали царскими
слугами. Почти все надитум
проис-ходили из богатых фамилий,
среди них и царевны. Освобожденные
от мук деторождения в антигигиенических
условиях - удела их современниц
- и от домашних забот, они,
бывало, доживали до глубокой
старости, а свой доста-ток
передавали приемным дочерям
( не обязательно из родствениц
), которые тоже должны были
принять сан надитум. При
вступлении обитель надитум
по-лучали приданное в виде
кольцевидных слитков серебра,
дальних предшест-венников монеты.
За время жизни в обители
они покупали частную собствен-ность
и сдавали в наем поля,
дома и финиковые плантации,
давали в рост серебро, а
также участвовали в торговле.
Торговля
Мессопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортиро- вала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.
К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.
Сначала устанавливался общий принцип партнёрства ( п. 99 )
" Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну ".
( т. е., скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов ).