Законы Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:48, реферат

Краткое описание

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.

Файлы: 1 файл

реферат по Законам Хаммурапи.DOC

— 215.50 Кб (Скачать)

   Высшая  группа  держателей  царской   земли  -  тамкары,  жрицы-надитум,  представители  администрации   и  крупные  мастера  ремесленники  не  были  обязаны  пожизненно  нести  службу  (  которая  к  тому  же  в  ряде  случаев  за

менялась  денежными  взносами  ) :  они  могли  в  любой  момент  продать  свой  надел  вместе  с  обязанностью  служить  по  данной  должности  и,  возможно,  также  поэтому  не  охватывались  понятием   " мушкенум ",  а считались авил-лумами,  как и граждане  общины  не  связанные с царем или храмом.  Размеры их  наделов составляли  от  12  до  75  га  (  а при Рим-Сине  и 300  ) ;  они,  несом-ненно принадлежали  к  классу  рабовладельцев.  Если  (  как  чаще  всего  и быва-ло  )  им  трудно  было  по  характеру  своей  службы  отлучаться  для  личного  участия  в  работах  на  наделе,  они  сдавали  его  в  аренду;  иначе  же  вели  хозяйство  самостоятельно  с  помощью дополни-тельной рабочей силы  -  наем-ников,  должников и,  конечно,  собственных рабов.  К сожалению,  имеющнгося  документального материала недостаточно  для того,  чтобы судить,  что было  употребительнее -  самостоятельное ведение  хозяйства  на  наделе  или  сдача  его  в  аренду.  Любопытно,  что  арендная  плата  (  рента  )  частного  арендатора  называлась  темже  терми-ном,  что  и  натуральный  побор  с  работников,  сидев-ших  на  царской  земле,  -  бильтум  или  миксум. Очевидно,  отношения арендо-дателя  с арендателем мыслились как аналогичные отношения между царем и людбми,  работавшими на  него  за  надел,  хотя  первые  заключали между собой договор как равные  стороны,  а зависимость работников  от  царя  определялась  в значительной  степени произволом  царской власти.

   Царские   служащие  и  ремесленники  средней  категории  получали  наделы  раз-мером  9  -  12  га;  надел  война  обычно  составлял  12  га;  по  мере  воз-можности  и  они  применяли  рабский  труд,  а  также  прикупали  или  приарендовывали землю.

   Служба  воина  считалась  " вечной ".  Точно  также  " вечной "  считалась  и       служба  низшей  категории   работников  царского  хозяйства,  лиц,  создававших  материальные  блага.  Терминология  в  законах  и  документах  тут  колебдется:  иногда  все  царские  люди,  по  видимому  охватывались  термином  " мушкенум ",  и  тогда  вся  низшая  категория  обозначалась  как  " наши-биль-тим "  -  " принося-щие  доход "  и  подразделялась  более  подробно  по  разным  профессиям;  иногда  же  в  соответствии  со  словоупотреблением  в  реаль-ной  жизни  только  люди  этой  низшей  категории  называются  " мушкенум ";  в  таком  случае  они  подраз-деляются  на  " приносящих  доход "  в виде  материальных  предметов,  или собст-венно " наши-бильтим "  (  термин,  под кото-рым в данном  случае подразуме-ваются  прежде  всего рядовые ремесленники  ),  на  земледельческих работников  -  ишшакум и пастухов  -  ре'ум.  Люди  этой  категории  обычно  получали  группо-вые  наделы,  не  превышав-шие  18  га  на  группу.  Если  иметь  в  виду,  что  все  они  либо  являлись  земледельцами-издольщиками,  либо  были  обязаны  кроме  работы  на  своем  наделе  заниматься  либо  ремесленной  или  како-нибудь  дру-гой  работой  на  дворец,  то  станет  ясно,  что  существовать  они  могли  лишь  впроголодь.  Но  в  отдельных  случаях  даже  ишшакум  мог  нанимать  работника,  а  иной  раз  владеть  рабом.  Воинской  службе  люди  этих  категорий  не подлежали.

   Служащим  царя  не  возбранялось  приобретать   частную  землю  из  общинного   фонда  (  п. 39  )

   " Из  поля,  сада  и  дома,  которые   он  купил  и  приобрел,  он  может  отписывать  своей   жене  и  дочери,  а  также   отдавать  за  свой  долг ".

   Большинство   служащих  высшей  и  даже  средней  категории  так   и  делали. Гла-ва  индивидуальной  семьи  мог  иметь  в   своем  частном  владении  участок  на  об-щинной  земле   размером,  по  имеющимся  данным  от  1  до  60  - 80  га.  Хотя  в  Законах  Хаммурапи  об  этой  земле  и  ее  собственниках  почти  ничего  не  гово-рится,  но  из  частноправовых  документов  видно,  что  она  существовала  и  вре-менами  отчуждалась  (  если  на  такие  сделки  не  распрос-транялся  временный  запрет  или  очередной  мишарум,  но  столь  радикаль-ные  указы  о  " справедли-вости ",  видимо,  издавались  редко  и,  вероятно,  действовали  только  тогда,  когда  можно  было  доказать,  что  земля  была  продана  именно  в  связи  с  задол-женностью  ).  Собственники  такой  земли  должны  были  выставлять  людей  на  общегосударственные  повинности  и  платить  налог. 

Семья,  семейные  отношения.

   Семейные  отношения  видимо  играли  в  Вавилоне  достаточно  большую   роль,  т. к.  им  в  Законах  Хаммурапи  уделяется  немало  внимания,  поэтому  на  них стоит  остановиться  подробнее.

  Брак  в  Вавилоне,  как  и   везде,  считался  законным  при   соблюдении  опреде-ленных  юридических   формальностей:  необходимо  было  заключить  брачный  контракт,  причем  при  свидетелях  (  обычно  устный  ),  а  иначе  этот  брак  не  имел  законную  силу  (  п.  128  )

   " Если  человек  возьмет  жену  и   не  заключит  письменного   договора,  то  зта  женщина  -  не  жена ".

   Неверность  со  стороны  жены  каралась  смертью  (  129  ).  Были  установлены  подробные  правила  для  разбирания  обвинений  такого  рода  (  130  -  136  ).  При  определенны  обстоятельствах  она  могла  быть  и  оправдана,  например,  в  п  134  говорится:  " Если  человек будет уведен  в плен,  а в его доме  нет средств для пропитания,  то  его жена  может войти в дом другого;  эта женщина не виновна ".

   Тоесть,  здесь  Хаммурапи  поступил  мудро,  включив  в  судебник  такую  статью,  ибо  в   условиях  частых  войн  того  времени,  пленине,  видимо,  случалось  доста-точно  часто,  а  так  как  большинство  семей  жило,  скажем  так,  ниже  среднего  уровня  и  мужчина  был  единственным  кормильцем,  то  отсутствие  подобной  статьи  могло  бы  привести  просто  к  сильному  сокращению  населения  и,  соответственно,  падению  силы  государства.

   При   возвращении  же  война  из  плена,  его  жена  возвращалась  к  нему,  что  сказано   в  п.  135,  но  это  правило   не  распространялось  на  ее  детей,  рожден-ных  от  другого.  В  этом  пункте  прямо  так  и  говорится:  " дети  следуют  за  их  отцами ",  что  может  свидетельствовать  о  том,  что  эта  женщина  могла  войти  в  дом  другого  человека,  уже  имея  собственных  детей,  и  в  случае  возвращения  своего  мужа  из  плена  эти  дети,  конечно  же,  уходили  назад  вместе  с  ней,  но  она  не  могла  забрать  с  собой  детей  рожденных  от  человека,  который  ее  со-держал  все  это  время.

   Но,  если  этот  человек,  так   сказать,  дезертировал,  то  его  жена,  после  его  возвращения  назад  не  должна  была  возвращатся  к  нему  (  п.  136  ).

   " Если  человек  бросит  свою  общину  и  убежит  и  после   этого  его  жена

войдет  в  дом  другого,  то  если  этот  человек  вернется  и  захочет  взять  свою  жену,  -  так  как  он  возненавидел  свою  общину  и  убежал,  жена  беглеца  не  должна  возврашаться  к  своему  мужу ". Дети,  в  этом  случае  тоже,  вероятно,  не  возвращались.

   Если  же  жена  в  отсутствие  мужа  могла  прокормить  себя,  но  вошла  в  дом  другого,  то  этот  случай  приравнивался  к  измене  и,  соответственно,  карался  смертью  (  п.  133  ).

   Правда  эти  законы  о  супружеской   неверности  распространялись  только  на  женщин,  муж  же,  наоборот  мог  сожительствовать  с рабынями  и прижитых  с ними  детей признавать  своими  законными детьми  (  п.  170  ).  Смертной  казнью  он  карался лишь  в том случае,  если  соблазнил жену  свободного  человека,  хотя  если  муж этой  женщины хотел простить  ее,  то  ему  тоже  могли  сохранить  жизнь  (  п.  128  ).

   " Если  жена  человека  будет  захвачена   будет  захвачена  лежащей   с  другим  мужчиною,  то  должно  их  связать  и   бросить  в  воду.  Если  хозяин  жены  сохра-нит  жизнь   своей  жене,  то  и  царь  сохранит  жизнь  своего  раба ".

   Однако  законы  в  этом  случае  предусматривают,  что  если  муж  буде  изменять  ей  с  свободными,  " ходить  из  дома  в  дом ",  то  жена  могла  забрать  свое  при-даное  и  уйти  в   дом  своего  отца  (  п.  142  ).

   В   определенных  обстоятельствах:  болезнь  жены  (  п.  148  ),  женитьба  на

жрице,  которой  не  позволялось  иметь  детей  (  п.  145  ),  плохое  поведение

жены  (  п.  141  )  муж  мог  взять  вторую  жену.  Целью  этого  брака  являлось

рождение  детей,  которые  унаследуют  семейное  имущество  и  будут  поддер-живать  культ  предков.  Весьма  интересна  в  семейных  отношениях  статья  141:   " Если  жена  человека,  которая  живет  в  доме  человека  вознамерится  уйти  и  станет  поступать расточительно,  станет  разорять  свой  дом,  позорить  своего  мужа,  то  ее  должно  изобличить,  и если  ее  муж решит покинуть  ее,  -  он  мо-жет покинуть  ее;  он  может в ее  путь  не  давать  ей  никакой разводной платы.  Если  ее  муж решит не  покидать  ее,  то  муж ее  может взять замуж другую  женщину,  а та  женщина должна  жить  в доме  своего  мужа,  как рабыня ".

   Слова  " станет  разорять  свой  дом  "  могут  свидетельствовать   о  том,  что

замужние  женщины в древнем Вавилоне  могли наравне с мужчинами за-ниматься  торговыми делами  и распоряжаться средствами  семьи по-своему

усмотрению,  естественно  на  благо  семьи.  В  этом  же  случае  она  могла,  так  сказать  копить  свои  собственные  заначки  по  вполне  понятным  причинам.

  Так   как  в  браке  большую   роль  играло  имущество,  то  Законы  Хаммурапи

подробно  рассматривают  вопрос  о  имущественных  отношениях  между  супру-гами:  о  приданом  и  брачном  выкупе  (  159  -  164 ),  о раздельной  ответствен-ности по  долгам,  возникшим до  брака (  151  -  152  ),  об  имуществе жены  о котором сказано в п. 150,  который сам по  своему  содержанию  очень оригина-лен:

  " Если  человек  подарит  своей   жене  поле,  сад,  дом или движимое  имущество и выдаст  ее  документ  с печатью,  то  после смерти  ее  мужа  ее  дети  не  могут требовать от  нее ничего  по  суду;  мать  может отдать  то,  что будет после нее своему  сыну,  которого  любит,  брату она не  должна  отдавать ".

  Эта   статья  говорит,  что  женщина   в  Вавилоне  могла  иметь   свое  личное  иму-щество,  принадлежащее   только  ей  и  которым   никто,  кроме  нее,  не  мог   распо-ряжаться.  Не  случайно  в  статье  упоминается,  что   муж  должен  выдать  ей  доку-мен,  который  подтверждает  право  ее  владения  и  наследственного  права  на  это  имущество  тоже  никто  не  имел.

  Хотя  в  законах  есть  упоминание  о  выкупе  за  невесту,  однакао   всеже  вави-лонский  брак  не  был  браком-куплей,  так  как  размер  приданого  был  больше  чем  размер  выкупа.

  Вообще  же  наследству  уделялась   большая  роль  и  лишение   оного  допуска-лось  только  в  исклучительных  случаях,  а  именно  если  сын  дважды  совершил  тяжкий  грех  против  отца  (  п.  167 - 168  ).

  Как   уже  упоминалось,  целью   брака  было  рождение  детей   и  поэтому  в  случае  бездетного  брака  выход   искали  в  усыновлении  чужих   детей  по  согласованию  с   их  кровными  родителями  или   найденышей  (  п. 185  ). 

Судопроизводство

  Судебный  процесс  в  Вавилоне  был   устным  и  состязательным.  Дела  возбуж-дались  лишь  по  жалобе  заинтересованной  стороны,  а  в  ходе  процесса  каж-

дая  из  сторон  должна  была  доказывать  свои  утверждения.  Протоколы  не  ве-лись,  хотя  некоторые  важные  моменты  могли  фиксироваться  и  письменно.  Ре-шения  и  приговоры  были  устными.  Основным  доказательством  на  суде  были  свидетельские  показания  ( п. 9  -  11 ).  Например  п. 9:

   " Если  человек,  у  кого  пропало  что-либо,  схватит  пропавшую  вещь  в  руках  другого  человека,  и  тот,  в  чьих  руках  будет  схвачена  пропавшая  вещь,  скажет:  " Мне,  мол  продал  продавец,  я  купил,  мол, при  свидетелях ",  а  хозяин  пропав-шей  вещи  скажет:  " Я,  мол,  представлю  свидетелей,  знающих  мою  пропавшую  вещь ",  то  покупатель  должен  привести  продавца,  продавшего  ему  вещь  и  сви-детелей,  при  ком  он  купил;  также  и  хозяин  пропавшей  вещи  должен  привести  свидетелей,  знающих  его  пропавшую  вещь.  Судьи  должны  рассмотреть  их дело,  а  свидетели,  при  которых  была  произведена  покупка,  и  свидетели,  знаю-щие  пропавшую  вещь,  должны  рассказать  перед  богом  то,  что  они  знают,  и  тогда  продавец  -  вор,  его  должно  убить;  хозяин  пропавшей вещи  должен  по-лучить  свою  пропавшую вещь  обратно;  покупатель  должен  взять отвешенное  им  серебро из  дома  продавца ".

   В   этой  статье,  как нельзя  лучше,  представлена  важность  свидетельских   по-казаний  на  суде, причем  если  свидетелей  не  оказывалось по  близости,  то,  как написано  в п. 13,  суд отлагался на  6  месяцев,  в течение которых человек должен  был отыскать  своих свидетелей,  а иначе его ждала незавидная участь.

  Конечно   свидетельские  показания  вещь  хорошая,  но  в  некоторых  случаях, при  отсутствии  иных  способов  установления  истины  прибегали  к  " божьему  суду ",  который  мог  иметь  две  формы:

Информация о работе Законы Хаммурапи