Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:40, лекция
Я - Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли, заботливый попечитель Экура, могучий царь, восстановивший Эриду на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу.
Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагиле; семя царственности, которое создал Син, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугаль.
Когда высокий
Ану, царь ануннаков, и Эллиль, владыка
небес и земли, определяющий судьбу страны,
определили Мардуку, первейшему сыну Эа,
владычество (дословно энлильство) над
всеми людьми, возвеличили его среди игигов,
Вавилон назвали его высоким именем, сделали
его могучим среди частей света и утвердили
в нем вечную царственность, основание
которой прочно, как небеса и земля -- тогда
меня, Хаммурапи, заботливого государя,
богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости
в стране, чтобы уничтожить преступников
и злых, чтобы сильный не притеснял слабого,
чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми
и озарять страну, - Ану и Эллиль призвали
меня для благоденствия населения (дословно
для плоти людей).
Я - Хаммурапи,
пастырь, названный Эллилем, скопивший
богатство и изобилие, сделавший все для
Ниппура, связи небес и земли, заботливый
попечитель Экура, могучий царь, восстановивший
Эриду на своем месте, очистивший ритуалы
Эабзу.
Сокрушитель
четырех стран света,
Благоразумный
царь, послушный Шамашу, могучий, укрепивший
фундамент Сиппара, одевший зеленью часовню
Айи, поднявший храм Эбарру, подобно небесному
чертогу.
Герой,
помиловавший Ларсу,
Ярый
буйвол, бодающий врагов, любимец
Туту, радующий Борсиппу, попечитель,
не перестающий заботиться об Эзиде. Бог
царей, знающий мудрость, расширивший
ниву Дильбата, наполнивший житницы для
могучего бога Ураша. Владыка, достойный
жезла и короны, которого сделала совершенным
мудрая богиня Мама, укрепивший границы
города Киша, сделавший обильными чистые
жертвоприношения для богини Нинту. Усердный,
совершенный, определивший пастбища и
водопой для Лагаша и Гирсу, приносящий
великие хлебные жертвы в храм Энинна.
Одолевший врагов, любимец богини Высокой
( эпитет Иштар), исполнивший оракульские
предсказания города Халлаба, радующий
сердце Иштар. Светлый государь, обеты
которого знает бог Адад, успокоивший
сердце Адада, могучего, в Бит-Каркаре,
установивший все нужное в храме Эугалгале,
царь, давший жизнь Адабу, заботящийся
о храме Эмах.
Герой царей,
не имеющий равных в бою, который даровал
жизнь городу Машканшабрим, напоивший
богатством храм Эмеслам Мудрый вождь,
достигший исполнения устремлений, защитивший
людей города Мальгиума от нужды, прочно
основавший их жилища в изобилии; тот,
что богу Эа и богине Дамгальнунне, возвеличившим
его царственность, навечно установил
чистые жертвоприношения. Первейший из
царей, покоривший селения по Евфрату
силою Дагана, своего создателя, тот, который
пощадил население Мэра и Туттуля.
Заботливый
князь, просветливший лик
Я - заботливый,
покорный великим богам
1. Если человек
(авилум) клятвенно обвинил человека, бросив
на него обвинение в убийстве, но не доказал
его, то обвинитель его должен быть убит.
Своеобразное
применение принципа талиона . В случае,
если бы обвинение подтвердилось,убийцу
ожидала бы, очевидно, смертная казнь;
таким образом, ложное обвинение в убийстве
в самом деле было эквивалентно покушению
на убийство самого обвиняемого и, соответственно,каралось
смертью обвинителя
2. Если человек
бросил на человека обвинение
в колдовстве и не доказал
этого, то тот, на которого
было брошено обвинение в
3. Если человек
выступил в суде для
В случае
доказательства вины
4. Если же
он выступил для свидетельства
по поводу зерна или серебра,
то он должен нести наказание
этого дела.
Т.е., то наказание,
которое понес бы обвиняемый, если
бы обвинение подтвердилось. Особым
образом применяется принцип
талиона.
5. Если судья
разобрал дело, вынес решение
и изготовил документ с
В результате
судебной реформы Хаммурапи судебная
система Вавилонии приобрела следующий
вид: каждая община (или общинное объединение)
имела собственный общинный суд (коллегию)
под председательством общинного старосты
по назначению царя; во все крупные города
назначались, кроме того, "царские судьи",
решавшие прежде всего дела, касающиеся
"царских людей", т.е. людей,обязанных
царю повинностью или службой ("ильком").
Наконец, существовали еще и храмовые
суды, роль которых при Хаммурапи свелась
к приведению сторон к клятве именем богов.
Кроме того,могли быть смешанные суды
(так, общинный суд Вавилона мог возглавляться
царским судьей и становиться одновременно
царским судом, а общинные и храмовые судьи
могли кооптировать друг друга в одну
коллегию). Царь не осуществлял судебных
полномочий (иное дело, что он мог налагать
наказания в чрезвычайном административном
порядке), но направлял те или иные дела
в определенные суды с указанием, какую
норму закона здесь надо применить.Смысл
этой статьи тождествен римскому постулату:
«по одному делу дважды не рашают».
6. Если человек
украл имущество бога или
Ст.6-25 посвящены
охране собственности царя («дворца»),
храмов и частных лиц. Первое в
Законах упоминание государственного
хозяйства (включавшего при Хаммурапи
дворцовые и храмовые земли, причем
те и другие включали наделы, выданные
в держание за службу) и его имущества.
Обратим внимание на появление юридических
лиц — «дворца» и «храма». Заметим,
что государство выступает
7. Если человек
купил из рук сына человека
или раба человека либо
Т.е., лица, неправомочного
произвольно распоряжаться
8. Если человек
украл либо вола, либо овцу, либо
осла, либо свинью, либо же лодку, то, если
это принадлежит богу или дворцу, он должен
заплатить в тридцатикратном размере,
а если это принадлежит мушкенуму, он должен
возместить в десятикратном размере. Если
вор не имеет чем платить, он должен быть
убит
Естественно
задать вопрос, имела ли вообще практический
смысл оговорка, предоставляющая
преступнику право откупиться от
наказания многократным штрафом: трудно
представить себе, чтобы человек
стал красть некий предмет, располагая
в то же время средствами на 10-30-кратную
покупку такого же предмета. Таким
образом, своих средств на выплату
штрафа реальный вор, вернее всего, не
имел, и если ему не удавалось
занять их (например, ценой самопродажи
в кабальное рабство), смягчение, допускаемое
первой частью статьи, не имело для него
никакой цены.
9 .Если человек,
у которого нечто пропало,
10. Если
покупатель не привел продавца,
продавшего ему эту вещь, и
свидетелей, перед которыми он
ее купил, а хозяин пропавшей
вещи привел свидетелей, знающих
его пропавшую вещь, тогда покупатель
- вор, он должен быть убит, а
хозяин пропавшей вещи может
свою пропавшую вещь забрать
11. Если
хозяин пропавшей вещи не
12. Если
продавец умер, то покупатель
может взять в доме продавца
сумму иска этого дела в
пятикратном размере.
13. Если
свидетелей этого человека нет
поблизости, то судьи должны назначить
ему срок до шести месяцев,
а если в течение шести