Законы вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы, устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. – подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и регулировались обычным правом).

Оглавление

1. Законы Хаммурапи как источник права. 3
2. Правовое положение различных групп населения в Законах Хаммурапи. 7
3. Регулирование имущественных отношений в Законах Хаммурапи 9
Список использованных источников и литературы 12

Файлы: 1 файл

ЗХ.doc

— 65.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 

     ЗАКОНЫ  ВАВИЛОНСКОГО ЦАРЯ ХАММУРАПИ 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     1. Законы Хаммурапи как источник права.

     Законы  Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - шестого  царя первой вавилонской династии - были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама ) и в настоящее время хранятся в Луврском музее в Париже1.

     Законы  Хаммурапи высечены на черном базальтовом  столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии  в XII в. до н. э. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э.) в Ниневии.

     Клинописный текст состоит трех частей: введения, законы и заключения. В первой и  последней части Хаммурапи характеризует  себя и свое правление, а также  указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы, подчеркивая, таким образом, религиозную охрану правовых норм.

     Законы  Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы, устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. – подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и регулировались обычным правом)2. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие «простейшие» случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.

     Законы  Хаммурапи содержат несколько сотен правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Каждая норма вводится словом «если», после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. Таким образом, текст Законов Хаммураппи является казуальным. При издании текста законов современными учеными он был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные нумерацией, всего таких параграфов 282.

     Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по «предмету» регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (§1-5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьей. Следующие статьи (§ 6-25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (§ 26-41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наемника, подлежит смертной казни (не за «дезертирство», как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за «кражу»). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а §42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (§ 42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

     Дальнейшие  разделы посвящены следующим  нормам:

     §89-126 - торговые и коммерческие операции.

     §127-195 - семейное право.

     §196-214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

     §215-282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).

     Своим законодательством Хаммурапи пытался  закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой  должны были стать мелкие и средние  рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.

     Законник  Хаммурапи по содержанию и форме  соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

     В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

     Вместе  с тем, закон сохраняет немало пережитков первобытных отношений:

     а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ЗХ, 23, 24);

     б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ЗХ, 116, 210, 230);

     в) изгнание преступника из данной местности  или «из дома»;

     г) сохранение в ряде случаев принципа талиона «равным за равное» (ЗХ 196, 197).

     За  одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право Законов Хаммурапи носило ярко выраженный классовый характер. 
 

     2. Правовое положение различных групп населения в Законах Хаммурапи.

     Общественный  строй Древнего Вавилона был сословным: Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. Хотя жестких граней между категориями людей не было и все они обладали правоспособностью как в области имущества, так и  личных прав3.

     А) Самое высокое положение занимал  царь. Он мог сам вершить суд, за ущерб его имуществу наказание было наиболее тяжелым. Как правило –смерть. (ЗХ, 6)

     Б) Полноправной и свободной личностью  считался авилум («человек») – самостоятельный мужчина-хозяин. Он был собственником выделенной общинной земли.

     В) Следующую категорию полноправных и свободных составляли  мушкенум («падающий в ниц»). Мушкенум был владельцем участка земли переданного ему на определенных условиях из царского фонда. Законы дешевле оценивали жизнь и имущество мушкенум, хотя мушкенум представляли предмет особой заботы и охраны царской юстиции, т.к. их земельная собственность относилась к разряду храмовой и дворцовой.

     Г) Полноправным субъектом права могли  быть не только мужчины, но и женщины. Для этого необходимо было выйти  из патриархальной власти отца или  мужа (вдовство, развод – в случае если женщина не была виновной) (ЗХ, 181). Особое место среди женщин занимали жрицы-энтум. Они получали значительные привилегии в отношении собственности, но на них налагались и определенные запреты, в основном морального характера.

     Д) Еще одну категорию населения  составляли воины – редум, баирум («погонщик», «ловец») – за свою воинскую службу они наделялись землей, где вели сельское хозяйство на определенных условиях. Надел мог быть передан по наследству, если в семье есть сын, даже малолетний, но впоследствии сын должен был служить (ЗХ, 28). Закон обязывал воина строго выполнять свои обязанности – воинскую службу. За отказ идти в поход воина ждала смерть4.

     Е) Рабы. Рабство было патриархальным или дворцовым, рабами могли обладать и авилум и мушкенум, причем рабы авилума обладали большими правами. В основном рабы рассматривались как имущество, но например рабы авилум могли вступать в брак со свободной и дети от этого брака считались свободными, а также рабы сами отвечали за совершенные преступления. В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

     3. Регулирование имущественных отношений в Законах Хаммурапи

     Особенностью  древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства5.

     Человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным делало только владение землей.

     Законы Хаммурапи выделяют государственную (царскую), храмовые, общинные и частные земельной собственности. Земли могли совободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины6, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать.. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности – «соседями» во временное пользование по жребию7. Право собственности на иную недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

     Верховным собственником земли являлся  царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя «имущество илку», в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. «Имущество илку» было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

     Договор мог быть заключен при наличии  сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя обо всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере.

     Изменить  договор можно было только по обоюдному  согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в  особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь8. 

     Список использованных источников и литературы

  1. Графский  В.Г. Всеобщая история права и  государства. М.: Норма, 2004. 752с.
  2. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. / Под общ. Ред. А.О. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М.: Издательство НОРМА, 2003. 624 с.
  3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1. М.: ТОН, 2000. 528 с.
  4. Прудников М.Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 415 с.
  5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Под ред. З.М. Черниловского. М.: Юрид.лит , 2004. 472 с.

Информация о работе Законы вавилонского царя Хаммурапи