Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939-1945) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

Оглавление

Введение
Глава 1. Участие Германии в европейской интеграции
Глава 2. Участие Германии в НАТО в 1950-1960гг
Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с ГДР https://docs.google.com/document/d/1MwAD5yY3hoeeWx-0deRgPXmzkPBJo_JwdemyKRw5GtE/edit?pli=1
Глава 4. Взаимоотношения ФРГ с СССР
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

Договор о создании ЕОС был подписан в январе 1952 г., но процесс его ратификации натолкнулся  на большие трудности, особенно во Франции, где общественное мнение разделилось на сторонников и противников «европейской армии». Острая политическая борьба в этой стране завершилась в августе 1954 г., когда французский парламент отклонил договор о создании ЕОС.

Советское руководство  решительно выступало против любой формы ремилитаризации ФРГ, и в частности против формирования «европейской армии». Советские пропагандисты утверждали: «Главной целью ЕОС должна была стать подготовка войны против СССР и других социалистических стран». Москва стремилась укрепить позиции противников создания ЕОС и перехватить инициативу в германском вопросе.

После осуществления  раскола Германии на два государства  руководители каждого из них выступали  за объединение страны. Однако сам  процесс объединения мыслился совершенно по-разному. Руководство ГДР, поддерживаемое Москвой, предлагало осуществить постепенное сближение двух германских государств на основе их полного равноправия и равенства. Бонн и его западные союзники выступали за проведение свободных выборов под международным контролем на всей территории Германии и формирование общегерманского правительства на основе результатов этих выборов.

Важным шагом  Кремля стала советская нота правительствам трех западных держав от 10 марта 1952 года. СССР соглашался на проведение общегерманских выборов как первого шага к заключению мирного договора с Германией. Важное место в ноте занимал проект Основ мирного договора с (с.121) Германией. Суть проекта заключалась в двух ключевых пунктах – нейтральный военный статус объединенной Германии при наличии национальных вооруженных сил и соответствующей военной промышленности; территориальный статус Германии, соответствовавший Потсдамским соглашениям. В апреле советское предложение было дополнено согласием на международный контроль над общегерманскими выборами, организованный четырьмя оккупационными державами.

Безусловно, советские  предложения означали важный шаг  навстречу позиции Запада. По своему содержанию они открывали путь к  созданию объединенной нейтральной  Германии в границах 1945 г., достаточно дружественной в отношении Советского Союза, Был ли Сталин искренним сторонником подобного развития событий? Вряд ли. Советская инициатива носила в первую очередь пропагандистский характер и была призвана помешать включению ФРГ в западные военно-политические объединения. Сталин рассчитывал на отклонение Западом его инициатив как не выгодных в первую очередь Вашингтону. В его беседе с руководителями Социалистической единой партии Германии (коммунистами ГДР) в апреле 1952 г. зафиксировано: «Тов. Сталин считает, что какие бы предложения мы ни вносили по германскому вопросу, западные державы не согласятся с ними и все равно не уйдут из Западной Германии. Думать, что выйдет компромисс или что американцы примут проект мирного договора, значило бы ошибаться. Американцам нужна армия в Западной Германии, чтобы держать в руках Западную Европу. Они говорят, что имеют там армию против нас. На самом деле назначение их армии состоит в том, чтобы держать Европу, Американцы вовлекут Западную Германию в Атлантический пакт. Они создадут западногерманские войска».

Таким образом, стратегической задачей советской  внешней политики являлось ослабление связей между США и Западной Европой, попытка вытеснить американцев  из Старого Света. Для этого можно  было пойти и на некоторые уступки в германском вопросе. Однако Сталин правильно предвидел негативную реакцию Запада на советские предложения. Наиболее жесткой и бескомпромиссной была позиция канцлера ФРГ К. Аденауэра. Западные руководители последовательно выступали за включение ФРГ в атлантические военно-политические структуры.

Провал планов создания ЕОС вызвал раздражение  и недовольство его инициаторов. Вашингтон и Лондон стали энергично  искать обходные пути осуществления  ремилитаризации (с.122) ФРГ. В сентябре 1954 г. премьер-министр Франции Мендес-Франс предложил включить Великобританию в новую военно-политическую организацию Запада, лишенную элементов наднациональности.

Лондонская конференция  западных держав (28 сентября — 1 октября) приняла решения, открывавшие путь к перевооружению ФРГ. Предусматривалось ее вступление (вместе с Италией) в Западный союз, созданный на основе Брюссельского пакта (1948 г.). При этом Федеративная Республика Германии отказывалась от производства оружия массового уничтожения (атомного, химического и бактериологического), от создания дальнобойной артиллерии, стратегической бомбардировочной авиации и военных кораблей водоизмещением более 3000 тонн. Проверка реализации этих решений возлагалась на вновь создававшееся Агентство по контролю над вооружениями. В обмен Франция согласилась на вступление ФРГ в НАТО.

Лондонские решения  были развиты и конкретизированы в Парижских соглашениях, подписанных  в октябре 1954 года. Эти соглашения предусматривали изменение Брюссельского  пакта 1948 г., включение в него ФРГ и Италии и создание Западноевропейского союза, тесно связанного с НАТО. Государства-члены НАТО приняли резолюцию о присоединении Федеративной Республики Германии к Североатлантическому пакту. ФРГ получила право на формирование 12 пехотных дивизий, военно-воздушных и военно-морских сил, одновременно ей запрещалось производство оружия массового уничтожения. Тогда же США, Великобритания и Франция подписали протокол об окончании оккупационного режима в Западной Германии, документы о Берлине и о пребывании иностранных вооруженных сил на территории ФРГ.

Парижские соглашения узаконили ремилитаризацию ФРГ  и ее включение в НАТО. Они укрепляли  систему военно-политических союзов Запада и соответствовали логике холодной войны. Эти соглашения вступили в силу 5 мая 1955 года.

СССР энергично  выступал против Парижских соглашений, но не мог воспрепятствовать их реализации. В сложившейся обстановке советское  руководство не придумало ничего лучше, как аннулировать договоры о  дружбе и союзе с Великобританией 1942 г. и с Францией 1944 года.

Действия лидеров  и Запада, и Советского Союза наглядно демонстрировали систему представлений, характерную для холодной войны, хрупкость попыток ослабить международную  напряженность в середине 50-х  годов. (с.123)

 

2. СОЗДАНИЕ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА

Основным ответом  советского руководства на ремилитаризацию  ФРГ и ее включение в НАТО стало  создание военно-политической организации  социалистических стран Европы аналогичной  Североатлантическому пакту.

Варшавский договор  о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан в столице Польши 14 мая 1955 г. представителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

Варшавский договор  предусматривал взаимные консультации его участников по всем важным международным  вопросам, затрагивающим их общие интересы, а также безотлагательные консультации в случае, если возникнет угроза вооруженного нападения или произойдет такое нападение на одно или несколько государств — участников договора. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с реализацией соглашения, был создан Политический консультативный комитет (ПКК) с участием всех членов Варшавского договора.

Договор предусматривал принцип коллективной обороны. В  случае вооруженного нападения в  Европе на кого-либо из его участников все другие государства, подписавшие договор, обязались оказать подвергшемуся нападению государству (или государствам) немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы.

Подписанное соглашение стало основой для формирования Организации Варшавского договора. Его участники договорились о создании Объединенного командования (ОК) вооруженными силами, выделенными в его распоряжение. Главнокомандующим Объединенными вооруженными силами неизменно являлся кто-либо из советских военачальников (первым стал маршал И. Конев). Стремясь сохранить благоприятные возможности для переговоров по германскому вопросу, участники Варшавского договора решили отсрочить интеграцию армии ГДР в систему ОК. Тем не менее, включение ГДР в Организацию Варшавского договора означало новый этап в эволюции германского вопроса. Два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков.

Варшавский договор  был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на следующие 10 лет.

Вместе с тем  создание Варшавского договора не означало существенного изменения соотношения  сил в Европе, (с.124) поскольку СССР и ранее был связан двусторонними  союзными договорами с социалистическими  странами Европы. Варшавский договор скорее мог использоваться для осуществления военно-политических акций внутри «социалистического содружества» — как это и случилось в отношении Чехословакии в 1968 году.

Что же нам известно о военных планах Варшавского  договора? Недавно рассекреченные документы показывают, что военная доктрина Варшавского договора была оборонительной, с точки зрения стратегии, и наступательной, с точки зрения тактики. Военный план ОВД 1964 г. исходил из возможности агрессии НАТО против социалистических стран в Европе. Организация эффективной оборонительной операции призвана была гарантировать успех силам Варшавского договора и их переход в решительное наступление. Планировалось, что через девять дней боевых действий советские войска выйдут к французскому городу Лиону. Предусматривалось, что обе воюющие стороны применят атомное оружие, которым они располагали. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

Участники Варшавского  договора неоднократно выдвигали предложения  западным державам заменить противостояние военно-политических группировок в Европе системой коллективной безопасности на континенте.

 

3. БЕРЛИНСКИЙ  КРИЗИС 1958—1961 ГГ.

К концу 50-х годов  ослабление международной напряженности  пошло на спад. Лидеры Востока и  Запада не смогли договориться по вопросам разоружения и создания системы коллективной безопасности в Европе. Два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков. Руководители ФРГ выступали за приобщение бундесвера к ядерному оружию. Деятели ГДР жаловались на возраставшие социально-экономические трудности. Поскольку граница между Восточным и Западным Берлином оставалась открытой, а сравнение жизненного уровня двух Германий было не в пользу ГДР, то с 1949 по 1961 г. страну покинули 2,6 млн. граждан.

Н. Хрущев решил оказать давление на Запад по германской проблеме. В ноябре 1958 г. он резко поставил вопрос о ненормальной ситуации в германском вопросе на митинге советско-польской дружбы. Чуть позже, 27 ноября, советское (с.125) правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту (ультиматум Хрущева), в которой содержалось требование в течение шести месяцев подписать мирный договор с двумя германскими государствами. В случае отказа западных правительств советское руководство угрожало заключить сепаратный мирный договор с Германской Демократической Республикой. В этом случае СССР отказывался бы от своих прав и обязательств оккупационной державы, и в частности, передавал бы властям ГДР контроль над коммуникациями между Западным Берлином и ФРГ. Что касается самого Западного Берлина, то Хрущев предлагал превратить его в «вольный демилитаризованный город».

Какие цели преследовало советское руководство своей  инициативой в германском вопросе? В целом эти цели носили скорее оборонительный характер. Кремль добивался предотвращения доступа ФРГ к ядерному оружию. Вместе с тем он стремился укрепить международные позиции ГДР. Тем более, что ее лидеры оказывали на Москву усиленное давление с целью ужесточить ее подход к диалогу с Западом. Летом 1958 г. В.Ульбрихт призывал Н.Хрущева «действовать с позиции силы» для ответа империалистам. К тому же сказывалась и борьба внутри советского руководства, влияние противников компромиссных договоренностей с Западом.

Москва стремилась оказать давление на западные державы, не прибегая к решительным военно-политическим мерам. Начался процесс обмена мнениями по дипломатическим каналам, в ходе которого выяснилась полная неприемлемость советских предложений для западных держав. Хрущев и сам сознавал, что для руководителей США принятие его предложений означало бы капитуляцию в германском вопросе. Он тянул время, отодвигал срок своего ультиматума, откладывая реализацию намеченных акций.

Вместе с тем  руководство ГДР наращивало давление на Москву, требуя от нее более решительных  мер для вытеснения США, Великобритании, Франции, а также ФРГ из Западного Берлина. В феврале 1959 г. В. Ульбрихт в письме Хрущеву подчеркивал, что Западный Берлин должен рассматриваться как часть территории ГДР. Однако советское руководство решило отложить германский вопрос до визита Н. Хрущева в США, намеченного на сентябрь 1959 г., и его бесед с президентом Д. Эйзенхауэром.

Эти беседы проходили  в непростой, а иногда и напряженной  обстановке. Тем не менее, лидерам  двух стран удалось договориться о встрече руководителей СССР, США, Великобритании (с.126) и Франции в Париже весной 1960 г. и о визите президента Эйзенхауэра в Советский Союз летом того же года. На Парижском совещании предполагалось обсудить и германский вопрос. Казалось, что во время бесед в загородной резиденции американского президента Кэмп Дэвиде лидерам СССР и США удалось нащупать почву для компромисса: Хрущев отказался от ультимативных сроков для решения германского вопроса, а Эйзенхауэр признал, что вокруг Западного Берлина сложилась ненормальная ситуация, и ее надо изменить. После советско-американской встречи Москва готова была сохранить прежнее существование двух германских государств, но без их доступа в какой-либо форме к ядерному оружию. Что касается Западного Берлина, то здесь можно было бы найти какой-либо промежуточный компромиссный вариант. Однако при этом каждая из сторон ждала от партнера уступок по другим международным проблемам.

Как уже отмечалось, Парижское совещание руководителей  четырех держав было сорвано. В Москве решили ждать выборов нового президента США в ноябре 1960 года. Следует отметить, что в этой очень непростой обстановке Москва избегала жестких военно-политических мер в отношении Западного Берлина. Хрущеву приходилось сдерживать руководителей Германской Демократической Республики, выступавших за более решительные действия. Более того, власти ГДР организовали инциденты в отношении официальных американских представителей, передвигавшихся в районе Большого Берлина. Советские дипломаты и военные деятели призывали руководителей ГДР к терпению и сдержанности. Во время встречи Хрущева с Ульбрихтом 30 ноября 1960 г. была достигнута договоренность о том, что власти ГДР не будут осуществлять односторонние акции в отношении Западного Берлина и представителей западных держав. Со своей стороны, Хрущев пообещал подписать мирный договор с ГДР в 1961 году.

Информация о работе Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.