Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939-1945) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

Оглавление

Введение
Глава 1. Участие Германии в европейской интеграции
Глава 2. Участие Германии в НАТО в 1950-1960гг
Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с ГДР https://docs.google.com/document/d/1MwAD5yY3hoeeWx-0deRgPXmzkPBJo_JwdemyKRw5GtE/edit?pli=1
Глава 4. Взаимоотношения ФРГ с СССР
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

Факультет международные  отношения

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.

 

Курсовая работа

по истории международных  отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пашко Ирины  Викторовны

студентки 4 курса

специальности «Международные отношения»

заочной формы  обучения

1 группа

 

 

 

 

Научный руководитель:

Миксюк Анастасия  Станиславовна

 

 

 

 

Минск, 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Участие  Германии в европейской интеграции

Глава 2. Участие Германии в НАТО в 1950-1960гг

Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с ГДР https://docs.google.com/document/d/1MwAD5yY3hoeeWx-0deRgPXmzkPBJo_JwdemyKRw5GtE/edit?pli=1

Глава 4. Взаимоотношения  ФРГ с СССР

Заключение

Список использованных источников

 

Франция м великобритания?????????????7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Экономика  Германии в послевоенный период

 

Возрождение послевоенного  хозяйства Германии. Вторая мировая  война (1939-1945) стала величайшей трагедией  для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

 

 Особенно  страшный урок Вторая мировая  война преподала немецкому народу. Ее последствия для Германии  оказались чрезвычайно тяжелыми: только убитыми она потеряла 7 млн человек, сотни тысяч людей  погибли в концлагерях, более  2 млн стали инвалидами войны;

 

313

 

 в стране  были уничтожены жилые дома, промышленные  предприятия, средства транспорта, электростанции и т.д. 

 

 Материальные  потери дополнялись всеобщим  финансовым истощением, поскольку  военные действия поглощали ежегодно 120- 150 млрд марок. Налоговое бремя с 1938 по 1944 год возросло в два с половиной раза, и в 1943 году его объем составил 42,7 млрд марок. Но эти налоговые поступления не могли восполнить неизбежный бюджетный дефицит. Для его покрытия правительство широко использовало систему внутренних займов и кредитов, что увеличивало и без того огромный государственный долг. Так, если в 1939 году он составлял 30 млрд марок, в 1943-м - 195 млрд, то в 1945 году - 390 млрд марок, что почти в пять раз превышало национальный доход 1938 года.

 

 Как и все  воюющие страны, Германия вовсю  использовала печатный станок, прибегая  к испытанному средству - эмиссии  бумажных денег, которых за  годы войны было выпущено в  обращение на сумму 39,2 млрд  марок, вследствие чего уровень  инфляции достиг 600% по отношению к довоенному периоду. Продолжительность рабочего дня составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 года.

 

 Непрекращающиеся  военные действия, потери в живой  силе и технике сказывались  на экономике Германии самым пагубным образом. Очень остро ощущалась нехватка рабочих рук на производстве, в связи с чем из оккупированных стран насильно депортировались миллионы людей. За 1940-1944 годы численность иностранных рабочих и военнопленных увеличилась с 1 млн до 7,5 млн человек, притом что население Германии в 1941 году составляло 69 млн человек.

 

 Начиная с  1943/44 хозяйственного года в Германии  резко обострилась проблема нехватки  продовольствия. Сельское хозяйство  страны явно не обеспечивало  потребностей фронта и тыла, поэтому немецкие войска занимались прямым грабежом на захваченных территориях. При этом они не только пополняли продовольственные резервы действующей армии, но и отправляли хлеб, скот, овощи, картофель в Германию. Однако это не могло в достаточной мере удовлетворить потребность населения в продуктах питания и в самых необходимы: товарах.

 

 С осени  1944 года началась всеобщая дезорганизация  экономики железные дороги испытывали  дефицит вагонов и локомотивов,  так как они в основном выполняли  перевозки военной техники, боеприпасов, военнослужащих и раненых, и их явно не хватало для доставки топлива, сырья и полуфабрикатов на заводы, фабрики, электростанции.

 

314

 

 Государственные  заказы по выпуску военной  техники все чаще не выполнялись,  а с января 1945 года промышленные предприятия и вовсе остановились. В апреле 1945 года немецкая экономика окончательно рухнула, а 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

 

 Таким образом,  в ходе Второй мировой войны  Германия потерпела не только военно-политическое, но и экономическое поражение. Она вступала в новую послевоенную историю с огромным грузом преступлений, совершенных по отношению ко многим странам, с разрушенной экономикой, с потерпевшей крах агрессивной политикой и идеологией фашизма.

 

 Принципы  послевоенного переустройства Германии  были разработаны главами трех  стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании в  ходе встреч в Тегеране (1943), Ялте  и Потсдаме (1945), в соответствии  с которыми предусматривалась  ее полная демилитаризация. Военные преступники предстали в 1945-1946 годах в Нюрнберге перед Международным трибуналом, осудившим и разоблачившим преступную сущность нацизма.

 

 В соответствии  с решениями глав великих держав  Германия была разделена на  четыре оккупационные зоны, куда были введены войска стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Советская зона включала в себя восточные земли страны, британская - северо-западные, французская - западные, американская - южные. Для решения текущих вопросов в каждой зоне назначался главнокомандующий оккупационными войсками от соответствующей страны. Общие вопросы решались совместно в рамках Контрольного совета, который состоял из всех главнокомандующих (маршала Г.К. Жукова, фельдмаршала Б. Монтгомери, генерала Ж.М. де Латра де Тассиньи и генерала армии Д. Эйзенхауэра).

 

 Постепенно  между странами-победительницами  стали нарастать противоречия, вызванные  различным подходом к организации  хозяйственной жизни в их зонах.  Под давлением советской администрации  в восточной зоне экономика стала развиваться по советскому образцу, а в трех остальных зонах - по рыночному. В декабре 1946 года между США и Англией было заключено "соглашение Бирнса-Бевина", по которому американская и британская зоны объединялись в Бизонию. Это соглашение вступило в силу с 1 января 1947 года, а в феврале 1948 года к нему присоединилась Франция. Данное объединение получило название Тризонии. Контрольный совет фактически прекратил свое существование.

 

315

 

 На основе  Тризонии стали формироваться структуры будущего западногерманского государства. Решающим шагом к его созданию стали проведенные летом 1948 года в этих зонах согласованные с оккупационными администрациями денежная реформа и реформа цен. В сентябре 1949 года в границах Тризонии была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). На территории советской зоны в октябре 1949 года была образована Германская Демократическая Республика (ГДР). Тем самым было положено начало более чем 40-летнему расколу Германии на Западную и Восточную и созданию особого государственного образования - Западный Берлин13.

 

 Полная демилитаризация,  предусмотренная в решениях глав  государств антигитлеровской коалиции, означала прежде всего ликвидацию  предприятий военно-промышленного  комплекса и сохранение исключительно заводов и фабрик, выпускающих мирную продукцию. Германия, как и после Первой мировой войны, вновь лишалась всех ранее захваченных территорий, она должна была выплатить странам-победительницам в качестве возмещения убытков 20 млрд долл., причем не только в денежной форме, но и в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий14.

 

 Итак, экономическое  положение Германии после войны  было катастрофическим. Города лежали  в руинах, большая часть промышленных  предприятий была разрушена или демонтирована. Объем промышленного производства в 1946 году составил около 1/3 от уровня 1939 года, сельское хозяйство было отброшено почти на 30 лет назад. Выплавка стали сократилась в 7 раз, добыча угля - в 2,2 раза и т.д.

 

 Оккупационные власти не торопились развивать экономику на подконтрольных им территориях. В 1946 году производственные мощности в американской зоне использовались лишь на 26%, во французской - на 15-20%, в английской зоне, куда входила Рурская область, показатели были практически такими же. Более того, еще в конце 1945 года английская администрация взяла под свою юрисдикцию угольные шахты Рура, а в августе 1946 года - и всю металлургическую промышленность.

 

 В послевоенной  Германии очень остро стояла  продовольственная проблема. Составители отчета об экономическом положении Западной Германии, преследовавшего цель получения американской помощи,

 

316

 

 в 1947 году  предлагали даже переселить из  страны 20 млн человек, которым  угрожала голодная смерть. Западные  страны были вынуждены ежегодно привозить в свои оккупационные зоны и с большим трудом распределять по карточкам продукты питания и самые необходимые предметы потребления общей стоимостью 1 млрд долл.15.

 

 Гиперинфляция  и острый дефицит практически  всех товаров привели к тому, что денежное обращение в стране было сведено на нет. Повсюду господствовал "черный рынок", на котором можно было путем обмена приобрести любую продукцию. Натуральные отношения преобладали при обмене между отдельными предприятиями, в сфере транспорта и услуг, при оплате труда рабочих и т.д.

 

 В хозяйственной жизни  царил полный хаос, поскольку  в стране одновременно функционировало  несколько порой противоречащих  друг другу экономических "порядков", а рычаги управления экономикой  были сосредоточены параллельно в руках немецких органов самоуправления и оккупационных властей. Толпы людей бесцельно бродили среди развалин городов. Стало назревать народное недовольство, поэтому оккупационные власти уже в 1946 году начали постепенно передавать уцелевшие предприятия в частное владение при сохранении государственных лимитов на сырье и оборудование.

 

 Именно в это время  встал вопрос об оказании помощи  европейским державам, чья экономика  была не только разрушена, но  и полностью деформирована под  влиянием милитаризации производства. Такую помощь были способны оказать лишь США, которые в годы войны увеличили свое могущество, заняв ведущие позиции в мире. Американское правительство, не собираясь заниматься благотворительностью, выдвинуло программу экономического сотрудничества, направленную прежде всего на возрождение европейской экономики. Американцы выступили с лозунгом "восстановления и развития Европы". Во главе группы разработчиков этой программы стоял бывший начальник генштаба США в годы Второй мировой войны генерал Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959), назначенный госсекретарем США в 1947 году, отсюда и название программы - план Маршалла.

 

317

 

 В июне 1947 года этот  план был сформирован и согласован  с представителями ведущих промышленных  и финансовых групп США. Вскоре план Маршалла был представлен на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Первоначально предполагалось, что программа помощи будет предложена и Советскому Союзу. Но СССР подверг ее резкой критике, усмотрев в ней попытку вмешательства во внутренние дела страны, и отказался принять эту помощь. Используя свое влияние, Советский Союз запретил участвовать в плане Маршалла таким странам, как Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия, а позже - и ГДР.

 

 Среди стран, принявших  участие в плане Маршалла, были  Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже к ним присоединилась  ФРГ. В том же 1947 году на Парижской конференции этих стран был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества, главной задачей которого было составление сводной заявки на американскую помощь. Эта заявка формировалась на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, о военных разрушениях и восстановительных работах в странах, нуждающихся в помощи, ее общая стоимость оценивалась в 29 млрд долл.

 

 Через несколько месяцев,  в апреле 1948 года, американский Конгресс  принял закон о помощи иностранным государствам, оговаривавший предоставление помощи европейским странам весьма жесткими условиями. Страны, желающие получить помощь, должны были отказаться от проведения у себя национализации промышленности, предоставить полную свободу частному предпринимательству, заметно сократить производство в тех отраслях, продукция которых могла составить конкуренцию американским товарам, снизить таможенные тарифы на импорт из США, ограничить объем торговли со странами "народной демократии" и т.д. В соответствии с этим законом США могли осуществлять контроль за реализацией данного плана.

 

 За время выполнения  плана Маршалла (1948-1951) общая безвозмездная  помощь европейским странам составила  17 млрд долл., из которых более  66% приходилось на четыре ведущие страны: Великобританию,

 

318

 

 Францию, Италию и  ФРГ16. Среди них США оказывали  явное предпочтение Германии, стремясь  превратить ее из бывшего врага  в своего союзника. В течение  первого года Германия получила 2,422 млрд долл., тогда как Англия - 1,324 млрд, Франция 1,13 млрд, а Италия - 0,704 млрд долл.

 

 Основной смысл плана  Маршалла заключался в том,  чтобы помочь ослабленным европейским  державам возродить собственную  экономику, оживить внутриевропейскую  торговлю, активизировать международные  производственные связи, утраченные в годы войны. Для создания на континенте благоприятного инвестиционного климата и проведения в жизнь идей либерализации внешней торговли в апреле 1948 года была сформирована Организация европейского экономического сотрудничества, переименованная в 1960 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Информация о работе Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.