Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939-1945) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

Оглавление

Введение
Глава 1. Участие Германии в европейской интеграции
Глава 2. Участие Германии в НАТО в 1950-1960гг
Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с ГДР https://docs.google.com/document/d/1MwAD5yY3hoeeWx-0deRgPXmzkPBJo_JwdemyKRw5GtE/edit?pli=1
Глава 4. Взаимоотношения ФРГ с СССР
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 

 Поставки различных  видов продукции, предусмотренные  планом Маршалла, осуществлялись  по нескольким направлениям. Главным  из них считались поставки  продуктов питания, топлива, одежды. В плане было заложено, что ежегодно американские ассигнования на эти цели будут сокращаться, а собственные ресурсы европейских стран - возрастать. Но поскольку большинство стран были не в состоянии оплатить долларами американские поставки, основная часть товаров шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, полученная после продажи ввозимой продукции, направлялась европейскими правительствами на сокращение бюджетного дефицита. Это позволяло им заметно снизить инфляцию, развернуть добычу угля, производство металла, строительных материалов и других остродефицитных ресурсов, а также средств транспорта.

 

 Другим, не менее важным  направлением поставок по плану  Маршалла являлось промышленное  оборудование, причем американцы предпочитали поставлять его на условиях международных займов. Третий вид поставок, которые финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение Экспортно-импортного банка США, складывался из промышленного сырья, сельскохозяйственной техники, запасных частей к машинам и оборудованию и пр.

 

 Сочетание плана Маршалла  с внутренними экономическими  программами способствовало быстрому  послевоенному возрождению западноевропейских  стран, присоединившихся к американской 

 

319

 

 программе помощи. В  результате за 1947-1950 годы общий  объем промышленной продукции  в базовых отраслях этих стран  увеличился более чем на 50%, а  по некоторым видам продукции  - еще больше: так, производство  калийных удобрений выросло на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. Успешное выполнение плана Маршалла позволило возродить экспортные возможности западноевропейских стран. Объем экспорта в целом увеличился за 1948-1952 годы на 40%, что свидетельствовало об укреплении конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках, особенно в области новых технологий.

 

 И все же следует  отметить, что план Маршалла сыграл  и другую роль в послевоенной  истории. Дело в том, что  на рубеже 1940-1950-х годов мир раскололся на два противоборствующих лагеря, отношения между которыми получили название "холодной войны". В этих условиях американская программа все больше стала принимать форму военной помощи западным странам. На это был направлен закон о взаимном обеспечении безопасности (1951), содействовавший увеличению поставок в Европу оружия, военной техники, боеприпасов, обмундирования и пр. А западноевропейские страны со своей стороны должны были предоставить свою территорию для американских военных баз. Кроме того, они обязывались прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами со странами "народной демократии", что еще больше запутывало международные отношения, способствовало взаимному отчуждению, укреплению духа недоверия и конфронтации.

 

 Следует подчеркнуть,  что Германия очень умело использовала  иностранную помощь. Правительство  страны направляло эти средства  в основном не на потребление,  а на развитие и обновление  производства. Известны данные, согласно  которым каждый доллар, полученный Германией по плану Маршалла, принес экономический эффект в разных хозяйственных секторах от 10 до 20 долл.

 

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское "экономическое  чудо" (1950-1960-е годы). И все же интересы оздоровления немецкой экономики  требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов победила идея разумного сочетания этих двух подходов, разработанная и

 

320

 

 воплощенная в жизнь  профессором Людвигом Эрхардом17. Свою систему он назвал социальным  рыночным хозяйством, получившим  наиболее эффективное воплощение  в экономике Германии.

 

 Эта система основана  прежде всего на реальных представлениях о человеке, главным стимулом для которого является стремление к собственному благополучию. Истинным двигателем социальной рыночной экономики выступает постоянное стремление человека к улучшению условий своей жизни в совокупности с его социальной ответственностью, когда принятые человеком решения идут на пользу не только его семье, но и всему обществу. Рыночная экономика, писал Л. Эрхард, может функционировать только при условии свободы потребления, свободы выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательства, основанной на частной собственности, и т.д. При этом свобода экономическая непременно должна сочетаться со свободой политической.

 

 Основой экономических  преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. Конечно, в социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли "ночного сторожа", а быть "конституирующей", "управляющей" и "регулирующей" силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

 

 В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

 

321

 

 Первой ступенью  к новой экономической системе  стала денежная реформа, целью  которой было избавление от  избыточного "денежного навеса" и создание твердой валюты. Эта  реформа была, пожалуй, самой непопулярной  и даже довольно жесткой среди  всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно "заморожена", позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

 

 Основная  часть денежных обязательств  предприятий пересчитывалась в  соотношении 1:10. Все заводы, фабрики  и другие промышленные предприятия  получили наличные деньги для  выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

 

Переход к свободным  рыночным ценам начался 24 июня, когда  был опубликован закон о принципах  хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу. Данный закон давал  Л. Эрхарду право отменить сотни  всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

 

 Отмена государственного  регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, массовой национализации,

 

322

 

 а в правительствах  преобладали сторонники социал-демократических  настроений.

 

 В это же  время в Германии был принят  закон против произвольного завышения  цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал "королем", определявшим лицо рынка.

 

 Третьим направлением  реформ было возрождение свободного  предпринимательства. Именно эту  цель преследовали кредитная  и налоговая политика, антимонопольные  и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал  не только на надзоре за монополиями, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию. В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны монополий.

 

 Для того  чтобы не создавать препятствий  развитию конкуренции, доля продукции  одной монополии не должна  была превышать трети объема  рынка данной продукции, двух-трех монополий - половины, четырех-пяти - двух третей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен "основой благосостояния для всех" и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

 

 Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали  ожесточенное противодействие со  стороны представителей различных  слоев общества, и прежде всего  тех, кто разделял левосоциалистические  идеи, а также профсоюзных лидеров,  руководящего звена монополий и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

 

 Тем не  менее правильность политики  правительства очень скоро была  подтверждена на практике. Буквально  на глазах исчез "черный  рынок", поскольку производство  товаров массового спроса за  два года увеличилось вдвое.  Вместо поиска продуктов люди  стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза,

 

323

 

 как все  опасались, а лишь на несколько  процентов. Примерно в той же  пропорции увеличилась и средняя  заработная плата, причем это произошло в основном за счет повышения на треть производительности труда. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

 

 Экономическое  возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948-1949) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Период наибольшей напряженности пришелся на 1950 год, после чего, в 1951 году, весьма отчётливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, а также сократился уровень безработицы, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

 

 Во время  четвертого этапа (1953-1954) удалось  добиться наибольших результатов.  Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10-15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву "годом потребителя", а общество успешно продолжало продвигаться к "благосостоянию для всех".

 

 В 1954 году  произошел переход к пятому  этапу развития рыночного хозяйства  - этапу высокой конъюнктуры. За 1953-1956 годы объемы промышленного  производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный "перегрев" экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его "приглушению", что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

 

 В середине 1950-х годов Германия вышла на  второе место в мире после  США по объему золотовалютных  запасов, что подтверждало не  только эффективность выбранной  хозяйственной системы, но и 

 

324

 

 высокую работоспособность  всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию. Ее доля в промышленном производстве капиталистического мира возросла с 3% (1946) до 9,4% (1955).

 

 Можно отметить  и другие факторы, которые способствовали  общему экономическому росту:  масштабное обновление основного  капитала, повышение интенсивности  труда рабочих, увеличение капиталовложений, особенно иностранных, достигавших  в тот период 3,5 млрд марок. В свою очередь, германские компании стали активное вывозить свои капиталы в Латинскую Америку, США, Канаду, Южно-Африканский Союз и другие страны.

 

 Значительное  влияние на развитие германской  экономики оказала война в  Корее (1950-1953). Несмотря на то что Германия не принимала в ней непосредственного участия, на многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

 

 Немаловажным  фактором стремительного роста  являлось и то, что Германия  до 1955 года не могла иметь собственные  вооруженные силы и развивать производство военной продукции. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Информация о работе Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.