Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939-1945) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

Оглавление

Введение
Глава 1. Участие Германии в европейской интеграции
Глава 2. Участие Германии в НАТО в 1950-1960гг
Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с ГДР https://docs.google.com/document/d/1MwAD5yY3hoeeWx-0deRgPXmzkPBJo_JwdemyKRw5GtE/edit?pli=1
Глава 4. Взаимоотношения ФРГ с СССР
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 

 Для Аденауэра  военный вклад Германии служил не только средством достижения цели, но и самой целью. Он, прежде всего, рассматривал его как средство повысить безопасность Западной Германии перед лицом советского перевооружения Восточной зоны Германии. Во-вторых, он рассматривал его как возможность ускорения окончания оккупации Германии и, таким образом, восстановления германского суверенитета. И, в-третьих, он ожидал, что этим будет подготовлена почва для европейской интеграции. На переговорах по вопросу перевооружения Германии Бонн не был готов принять вариант, при котором его солдаты служили бы наемниками или "пушечным мясом" для союзников, и не допускал в отношении их открытой дискриминации.

 

 В 1951 году  в Петерсберге вблизи Бонна  начались переговоры между союзническими верховными комиссарами и немецкими военными экспертами по вопросу германского вклада в НАТО. Они проходили одновременно с переговорами о ЕСО в Париже по приглашению французского правительства. Аденауэру оставалось только догадываться о главных проблемах союзников. Хотя канцлер ФРГ был твердо настроен на примирение с Францией и рассматривал возможность перевооружения, как наиболее осуществимую в контексте европейской интеграции, он, тем не менее, понимал, что только США обладают необходимой мощью для гарантии безопасности ФРГ. В результате этого Бонн придавал первостепенное значение переговорам с союзническими верховными комиссарами, а в Париж послал лишь небольшую делегацию. В обоих случаях на переговорах главное внимание уделялось тому, как создать германские воинские части, чтобы они были достаточно мощными в военном отношении и при этом приемлемыми для Франции. Однако скоро стало ясно, что единственным решением, приемлемым для всех на данном этапе, был европейский вариант. Это также удовлетворяло канцлера ФРГ, который, прежде всего, хотел воспрепятствовать планируемой западными державами отсрочке перевооружения на неопределенное время и не допустить того, чтобы в будущем они искали решение германского вопроса и проблем европейской безопасности в переговорах с Советским Союзом, который предлагал провести переговоры между четырьмя державами.

 

 Главными  проблемами перевооружения были  статус немецких войск, численность  воинских частей однородного  национального состава, и связи  между ЕСО и НАТО. Вопрос численности воинских частей был решен посредством создания небольших дивизий, а связь должна была поддерживаться посредством декларации о взаимных гарантиях. Однако вопрос регулирования производства оружия Германией оставался нерешенным до самого конца переговоров. Бонн не был готов принять настойчивые предложения Франции об отказе от возможности восстановления оборонной промышленности.

 

 Когда 27 мая  1952 года в Париже был подписан  Договор ЕСО с дополнительными  протоколами и приложениями, всем  участникам стало ясно, что это было не лучшим решением проблемы. Для США было важно обеспечить скорейшее усиление обороны Запада посредством существенного военного вклада Германии. Если этого нельзя было достичь в структуре НАТО, то следовало обеспечить его посредством создания европейской армии. Но было важно, чтобы в этом участвовала Франция. Одновременно с этим Парижу не удалось ни предотвратить перевооружение Германии, ни перевести под полный контроль Франции военного вклада Бонна. Да и ФРГ была не в состоянии понять свою главную цель вступления в НАТО. В итоге, она приняла решение, которое включало множество дискриминационных аспектов, но, по крайней мере, открыло возможность более тесной интеграции с Европой в будущем. Благодаря одновременному подписанию Общего договора, который является Соглашением о взаимоотношениях между тремя державами и Федеративной Республикой Германией, Бонн обеспечил перспективы завершения режима оккупации и восстановления своего национального суверенитета. Несмотря на всю критику, которой правительство подверглось внутри страны, у него были причины испытывать удовлетворение в связи с достигнутым результатом, хотя оба соглашения предстояло еще быстро ратифицировать и затем осуществить.

 

 В Германии  вопрос перевооружения в любой  форме вызывал сильную внутреннюю оппозицию и горячие споры о конституционности военного вклада Германии, в результате чего было создано движение горластых популистов под названием “Без меня”. Несмотря на это ЕСО и Общий договор были должным образом ратифицированы. Но ратификация вызвала проблемы во Франции, где росла оппозиция этим соглашениям. Премьер-министр Пьер Мендес-Франс пытался смягчить широко распространенные опасения в своей стране за счет дополнительных уступок со стороны Германии, в том числе отсрочек введения любых наднациональных правовых положений на срок от пяти до восьми лет, в течение которых германские военные части должны были быть подчинены французскому командованию. Он также потребовал уступок от Германии по вопросу Саарского района, находившегося тогда под управлением Франции. Когда Бонн отказался пойти на уступки, ратификация была поставлена под вопрос. Альтернативный вариант вступления в НАТО был также закрыт, так как государственный секретарь США Джон Фостер Даллес сохранял приверженность варианту ЕСО.

 

30 августа 1954 года Национальная Ассамблея  Франции проголосовала за снятие  с повестки дня договора о  ЕСО. Возобладал страх перед  возрождением Германией, даже  притом, что ФРГ должна была  прочно интегрироваться в Европейское  экономическое сообщество. В предыдущем месяце в Женеве Франции удалось (при советской поддержке) найти решение своей трудной проблемы Индокитая. Поэтому у Парижа были причины пойти на встречу СССР при решении его проблем. Тем временем политика Германии и США пришла к краху. Тогда казалось, что четыре года трудных переговоров были потрачены зря.

 

Путь в НАТО

 

 Тогда инициативу  взял на себя Лондон. Три державы  уже заявили в 1952 году, что если  ЕСО не будет реализовано, то  проблема перевооружения Германии  должна будет решаться в рамках комплекса мер, включающего прекращение режима оккупации. Они также выступили с обещанием немедленно приступить к работе по выработке нового решения. Британский министр иностранных дел Энтони Иден и его американский коллега Джон Фостер Даллес начали искать выход из этого тупика. Результатом стало приглашение Великобритании всем шести государствам ЕСО, Канаде и США на конференцию девяти держав в Лондоне. На повестку дня были вынесены три вопроса: окончание оккупации в ФРГ; пересмотр Брюссельского договора 1948 года и приглашение присоединиться к нему Федеративной Республике Германии и Италии; принятие ФРГ в НАТО.

 

 По понятным  причинам Франция настаивала  на гарантиях защиты от возникновения  негативных тенденций в Германии, в тоже время ФРГ хотела, чтобы  ее рассматривали на равных основаниях с другими и относились к ней без предвзятости. В Брюссельском договоре было предложено решение этой проблемы. На основе пункта об автоматическом оказании помощи этот договор был превращен в систему коллективной безопасности в Европе (Западноевропейский союз или ЗЕС), в которую можно было включить аспект перевооружения Германии. ЗЕС также обеспечил основу для установления пределов перевооружения Германии, как это было сделано в договоре о ЕСО. Но когда на пресс-конференции Аденауэра спросили, станут ли генералы Гитлера также генералами Аденауэра, канцлер ответил, что в НАТО, вероятно, не будут принимать восемнадцатилетних мальчишек. В качестве жеста по отношению к Франции Великобритания обязалась разместить в Европе четыре дивизии и тактические ВВС и не выводить их до согласия всех других участников. США, со своей стороны, уже выделили в 1951 году дополнительные дивизии для размещения на европейском континенте.

 

 В 1949 году  любые мысли о вступлении ФРГ  в НАТО, высказанные вслух, могли вызвать такую отрицательную реакцию, что эта идея была бы обречена на провал.

 

 

 

 

Для Парижа заверения  Великобритании наряду с аналогичными американскими гарантиями были очень  важны, так как он усматривал в  англо-американских силах противовес армии Германии. Германскому правительству не только предоставили возможность вступления в НАТО, как равному государству-члену, но и обеспечили также пересмотр Общего договора и устранение ряда спорных пунктов. Присутствие иностранных войск в Западной Германии также регулировалось в рамках договорных отношений по Конвенции о правах и обязательствах иностранных сил (Конвенция о силах). ФРГ затем выполнила требование о публичном отказе от производства любых видов атомного, биологического и химического оружия. В свою очередь, три державы заявили, что они поддерживают восстановление объединенной свободной Германии. Бонн обязался стремиться к воссоединению только мирными средствами и вести свою внешнюю политику в соответствии со ст. 2 Устава ООН.

 

 Однако прежде  чем могли быть завершены переговоры о вступлении Германии в НАТО, следовало решить проблему статуса Саарского района. Франция увязала свое утверждение результатов переговоров с решением этого вопроса. На продолжавшемся всю ночь совещании между Аденауэром и Мендес-Францем была достигнута договоренность создать европейский Статут Саара. Этот регион должен был получить политическую автономию, но при этом сохранить экономическую связь с Францией. По требованию Франции население должно было проголосовать по этому статуту в ходе референдума. Париж был настолько уверен в положительном исходе голосования, что не предусмотрел никаких условий для отклонения его результатов. По итогам референдума население Саара проголосовало против статута, таким образом, фактически обязав Францию принять присоединение Саара к ФРГ. Таким образом, 1 января 1957 года после переходного периода Саар стал землей, или административной областью ФРГ, уже после того, как Германия вступила в НАТО.

 

23 октября 1954 года Североатлантический совет принял решение пригласить Федеративную Республику Германию вступить в НАТО. На следующий день было подписано двенадцать важных договоров. 6 мая 1955 года, после того как во всех государствах был завершен процесс ратификации, ФРГ заняла свое место за столом НАТО. За день до этого вступили в силу Общий договор, Конвенция о силах и европейский Статут Саара. Окончилась оккупация после объявления верховных комиссаров союзников об окончании ее режима. Федеративная Республика Германия воссоединилась с семейством государств-членов НАТО

 

 

 

СССР И ФРГ.

Внешняя политика СССР в период «оттепели»

 

(середина 1950 - первая  половина 1960-х гг.)

 

 

К середине 1950-х  гг. на международной арене существовала достаточно напряженная обстановка. Продолжалась жесткая «холодная  война». Шло создание военных блоков, направленных на сдерживание влияния «социалистического лагеря» (СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС). После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными странами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивало геополитические интересы СССР. ФРГ отказывалась признать послевоенные границы с Польшей и Чехословакией. Перед лицом реальной военной угрозы 14 мая 1955 г. социалистические страны (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистических стран была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В ее рамках существовало объединенное военное командование и велась координация внешнеполитической деятельности. Присутствие советских войск на территории Центральной и Юго-Восточной Европы получило юридическое основание. Создание военно-политических блоков накаляло международную обстановку, способствовало усилению конфронтации. В США с начала 1950-х годов существовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими странами. В свою очередь социалистические страны максимально ограничили контакты с капиталистическим миром. Вся их внешнеторговая деятельность проходила в рамках СЭВ.

 

Либерализация внутренней жизни после 1953 г. приводит к серьезным изменениям и в международной политике Советского государства. Обновленное советское руководство (в 1956 г. получил отставку министр иностранных дел В.М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28 лет этот пост занимал

 А.А. Громыко)  руководство понимало, что «холодная  война» с ее гонкой вооружений  ведут мировое сообщество в  тупик. Оно отказывается от  нереалистичной и опасной сталинской  внешней политики. Приостановке  «холодной войны» способствовало  успешное испытание в СССР в августе 1953 г. водородной бомбы. Оно создало временное военно-стратегическое преимущество Советского Союза и заставило западные державы изменить политику в отношении его. Начинается поиск новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Среди важнейших задач советской дипломатии на международной арене: снижение военной угрозы, завершение «холодной войны», расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире в целом.

 

Положительные сдвиги на международной арене начались уже с 1953 г.

27 июня этого  года было наконец подписано  соглашение о прекращении огня  в Корее. Успехом закончилась  Женевская конференция 1954 г., решения  которой урегулировали ситуацию  в Индокитае. Франция вывела свои войска и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. 15 мая 1955 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, парламент которой принял решение о постоянном нейтралитете.

 

Путь к разрядке напряженности новое руководство СССР видит и в урегулировании двухсторонних связей со многими странами. В 1955 г. дипломатические отношения были восстановлены с Австрией и Югославией. После визита в сентябре 1955 г. в Москву канцлера К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В октябре 1956 г. в результате переговоров нормализовались отношения с Японией. СССР отказался от репарационных претензий и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирного договора так и не было подписано из-за территориальных разногласий. К концу 1950-х годов Советский Союз имел торговые и дипломатические отношения более чем с 70 странами мира. В 1954 - 1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, Италии и многих других стран мира. Советским Союзом в это время была предложена новая форма внешнеполитической деятельности - публичная дипломатия.

 

Влияние СССР растет после вступления его в 1954 г. в ЮНЕСКО - организацию по вопросам образования, науки и культуры при ООН - и в Международную организацию труда (МОТ). В 1958 г. Советский Союз возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Информация о работе Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.