Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939-1945) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

Оглавление

Введение
Глава 1. Участие Германии в европейской интеграции
Глава 2. Участие Германии в НАТО в 1950-1960гг
Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с ГДР https://docs.google.com/document/d/1MwAD5yY3hoeeWx-0deRgPXmzkPBJo_JwdemyKRw5GtE/edit?pli=1
Глава 4. Взаимоотношения ФРГ с СССР
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 

331

 

 В настоящее  время Германия все еще переживает  кризис, но аналитики предсказывают,  что в XXI веке она сможет  занять достойное место среди передовых стран, поскольку обладает современными технологиями, высококвалифицированной рабочей силой и способна производить качественную продукцию, пользующуюся спросом во, всем мире.

 

332Европейское объединение угля и стали

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 Перейти к:  навигация, поиск 

 

 Флаг ЕОУС  на момент основания

 

 Карта ЕОУС  на момент основания в 1952 году

 

Европе́йское  объедине́ние угля́ и ста́ли (сокр. ЕОУС) — международная организация, объединившая угольную и сталелитейную промышленности шести европейских стран и заложившая основу современного Европейского союза. ЕОУС была первой организацией, основанной на принципах надгосударственности.[1]

 

ЕОУС впервые  было предложено 9 мая 1950 года Робером  Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».[2] Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

 

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи  с истечением срока действия договора.Европейский союз

 

 

Это статья часть  серии:

История

 Европейского  союза

До 1945

[показать]

1945–1957[показать]

[показать]

1958–1972[показать]

[показать]

1973–1993[показать]

[показать]

1993–2004[показать]

[показать]

2004–наши дни[показать]

См. также

История Европы

Расширение - Договоры

Хронология - Председательство

Содержание  [убрать]

1 Интеграционные  процессы в послевоенной Европе

2 Декларация  Шумана и учреждение объединения

3 История

4 Институты

5 См. также

6 Примечания

 

[править]

Интеграционные  процессы в послевоенной Европе

 

Процессу интеграции послевоенной Европы мешали неравномерность  политического и экономического развития различных стран, недоверие  в отношении Германии, а также  англо-французское соперничество  за лидерство в объединённой Европе.

 

Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учреждённая в 1948 г. участниками плана Маршалла. Она, однако, располагала лишь координационными функциями.

 

В 1949 г. была создана  первая европейская политическая организация — Совет Европы, однако его решения носили лишь рекомендательный характер, а деятельность СЕ была затруднена развернувшейся холодной войной.

 

В 1950 году был  выдвинут проект создания европейской  наднациональной военной организации — Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) — наряду с Европейским политическим сообществом. Парижский договор о создании ЕОС был подписан министрами иностранных дел Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Этот договор, однако, в августе 1954 г. был отвергнут французским парламентом.

 

Гораздо больший  успех имела интеграция Западной Европы в экономической области. Её идейным отцом стал французский  экономист Жан Монне, генеральный  комиссар по вопросам планирования, который  подготовил доклад, лёгший в основу так называемой декларации Шумана.

[править]

Декларация Шумана и учреждение объединения

См. также: Декларация Шумана

 

 Выступление  Роберта Шумана 9 мая 1950 г.

 

9 мая 1950 г.  министр иностранных дел Франции  Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

 

В результате последовавших  межправительственных переговоров  и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет и вступил в силу 25 июля 1952 г..

 

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий  рынок угля, железной руды, железного  лома, стали, чугуна и специальных  сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

 

Уже к 1955 г. добыча угля в государствах-членах выросла до 250 млн тонн, а производства стали — до 60 млн тонн в год.

Что означали в 1950-1960-е годы слова "европейская  интеграция".

 

 

 

 Под политической  интеграцией понимают процесс,  посредством которого две или  более страны усиливают контакты по взаимному сотрудничеству . В качестве желательного или логического конечного результата интеграции часто рассматривается политическое объединение. Политическая интеграция требует формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Кроме того, интеграция предполагает высокий или повышающийся уровень ведения дел между странами, а также возрастающее сознание общности интересов и ценностей. Интеграцию иногда рассматривают и как состояние, и как процесс.

 

В условиях холодной войны и биполярности Европа не хотела быть местом, где две сверхдержавы выясняли отношения между собой. Европейская интеграция началась как процесс экономического взаимопроникновения потенциалов Франции и Германии в областях, по сути, стратегической для военного сектора промышленности — угля и стали. К Германии и Франции в интеграции этих секторов присоединились еще 4 страны, и таким образом было положено начало длительного процесса экономико-политической интеграции. Чисто политические институты и формы интеграции на этом периоде не получили своего развития — разрешить в одночасье колоссальное число противоречий в политике ведущих европейских держав оказалось невозможно. Поэтому на протяжении 50-х гг. развивается идея постепенной экономической интеграции. Своей высшей точки она достигла в 1957 году, когда было создано Европейское Экономическое Сообщество, объединившее в единое целое промышленные и сельскохозяйственные рынки стран «шестерки». В договоре об учреждении ЕЭС главный упор делается на создание свободного бестаможенного рынка промышленной и сельскохозяйственной продукции при общем планировании распределения ресурсов и итоговой продукции, целенаправленном внедрении в сельскохозяйственный сектор современных технологий и пр.; свободное перемещение людей, услуг и капиталов, что реализовывало постепенный процесс ментальной интеграции, поскольку именно личное восприятие европейцами себя как разных народов во многом являлось главным тормозом процессов политической интеграции.

 

Множество веков  фрагментарной Европы не могли закончиться в одночасье. С 60-х годов ЕЭС шло, казалось бы, по экстенсивному пути развития (прием новых членов), а завершился этот этап резким углублением процессов интеграции, их выходом на качественно новый политический уровень — подписанием Маастрихтских соглашений и созданием Евросоюза. Первое расширение ЕЭС — принятие Дании, Ирландии и, как ни странно в тех обстоятельствах, Великобритании принесло ЕЭС значительный прирост финансовых, промышленных, сельскохозяйственных и людских ресурсов (в первую очередь за счет Великобритании). Второе расширение 80-х годов принесло целый ряд проблем, поскольку в ЕЭС вступали страны по преимуществу с аграрной экономикой: Испания, Португалия, в меньшей степени — Греция.

 

В 90-е годы было принято говорить о дезинтеграции стран социалистического блока — распад Варшавского блока, а затем распад СССР.

 

 

5555555555555555555555555555555555555555555555555555

 

европейской

интеграции;

ЕОУС 

и

«план

Плевена».

Проблема 

включения

Германии 

в

западные

структуры

безопасности

 

 Как зародился  процесс западноевропейской интеграции? Как и в каких целях было  создано Европейское сообщество (объединение) угля и стали?

2. Какие формы  приобрело стремление к военно-политической  интеграции в Западной Европе («план Плевена»)?

3. В чем состояли  основные положения Боннского  договора (1952)? Какие сложности возникли  в связи с ратификацией Парижского  договора о ЕОС?

1. Приступать  к решению вопроса о «возвращении  Германии» в Европу со сферы  военной и оборонной политики было недальновидно. Европейская общественность все еще относилась к Германии настороженно. Поэтому французские «интегратисты» начали с экономики. Ситуация во французском национальном собрании была, как всегда, сложной. Главным сторонником «интеграции» с ФРГ выступал министр иностранных дел Франции, христианский демократ Робер Шуман, которого считали наиболее активным сторонником «атлантической» линии в европейской политике, т.е. курса, основанного на тесном сотрудничестве Франции с США и НАТО. Но против «интеграции» выступали голлисты, которые были не согласны с ограничением суверенитета Франции в любой сфере, включая производство угля и стали. Социалисты тоже не хотели поддерживать интеграционные проекты, так как считали, что их реализация приведет к усилению зависимости Франции от США, поскольку инициативы интеграции поддерживаются Вашингтоном и непосредственно исходят от Р. Шумана как сторонника проамериканской линии.

 Дебаты об  интеграции с Францией остро  протекали и в ФРГ. Правые  радикалы в Германии, подобно голлистам, были против ограничения западногерманского суверенитета интеграционными рамками. Они напоминали о 18 млн немцев, находившихся «под властью коммунистов» в ГДР, и призывали бороться за их освобождение, а не принимать на себя ограничительные обязательства. Но канцлер К. Аденауэр в противовес правой критике выдвинул идею привлечь к себе восточногерманских немцев посредством примера экономического процветания, а не военной силы. По его логике, интеграция с западноевропейскими партнерами будет способствовать росту благосостояния ФРГ и ее превращению в сильное государство. Эту политику канцлер называл «экономическим оружием» борьбы за объединение. Идея «экономического оружия», как он потом вспоминал, вызревала у К. Аденауэра давно. Кроме того, интеграционные проекты хорошо сочетались в сознании канцлера с экзотической, но в те годы казавшейся правильной, идеей своеобразного «католического интернационала» в Западной Европе, основой которого было наблюдение: в начале 1950-х годов в ФРГ и Франции, а также Италии и Бельгии у власти находились правительства, возглавляемые представителями католических (христианско-де- мократических) партий, что создавато, по крайней мере, ощущение идейного единства руководителей ключевых европейских стран.

 План интеграции с Западной Германией был разработан по заданию Р. Шумана генеральным комиссаром планирования во французском правительстве Жаном Монне. После предварительного обсуждения его рабочего варианта с американскими и западногерманскими представителями 9 мая 1950 г. Р. Шуман впервые изложил этот проект публично.

 Смысл проекта  состоял в формировании многостороннего  надправи- тельственного органа, в  ведение которого передавались  бы вопросы добычи и производства  угля и стали, развития металлургии  и рынков энергетического сырья и металлургической продукции в западноевропейских странах. Париж и Бонн должны были согласиться с ограничением собственного суверенитета ради интересов формирования общего европейского рынка угля и стали.

 Переговоры  по обсуждению «плана Шумана» продолжались с июня 1950 по апрель 1951 г. и 18 апреля 1951 г. завершились подписанием договора о создании Европейского сообщества угля и стали (Еигореап Соа1 апй 31еа1 СоттипНу; на русский язык это название традиционно переводится как «Европейское объединение угля и стали», ЕОУС, что не точно соответствует смыслу слова «соттипНу»). В него вошли шесть стран - Франция, ФРГ, Италия и государства Бенилюкса. Британия отказалась присоединиться к ЕОУС.

 ЕОУС представляло  собой в самом деле наднациональный институт. Его рабочими органами стали верховный орган, совет министров и ассамблея, которая формировалась как путем делегирования депутатов из состава парламентов стран-участниц, так и через прямые выборы. Причем внутри ассамблеи депутаты организовывались не по страново- му, а по партийному принципу - свои фракции образовывали социал- демократы, христианские демократы и либералы и т.

 

д., представлявшие все государства ЕОУС. Совет министров  состоял из министров иностранных  дел или министров экономики  соответствующих стран. Во многих случаях он принимая решения большинством голосов, при условии, что в состав большинства входят голоса делегатов страны, дающей не менее 20% стоимости продукции ЕОУС. Фактически это означало, что ни одно ключевое решение нельзя было принять вопреки мнению Франции и ФРГ. Учредительные документы ЕОУС провозглашали его субъектом международного права. Создание ЕОУС было первым в истории случаем формирования подлинно интеграционного объединения.

2. ХОТЯ США  с 1950 г. ориентировались на включение ФРГ в НАТО, они учитывали страхи Франции по поводу усиления Западной Германии и не противодействовали собственным французским проектам найти средство контроля над германской оборонной политикой при помощи интеграционных механизмов. Успех идеи ЕОУС подтолкнул Париж к новой интеграционной инициативе, на этот раз военно-политической. В октябре 1950 г премьер-министр Франции Рене Плевен огласил во французском национальном собрании идею создания Европейского оборонительного сообщества (Еигореап Ие/епсе СоттитГу). Его главным элементом должна была стать единая европейская армия под наднациональным командованием. Европейское оборонительное сообщество должно было тесно сотрудничать с ЕОУС и в перспективе слиться с ним в единую структуру, руководимую общими политическими органами. В декабре 1950 г. совет НАТО в основном одобрил французские предложения и рекомендовал разработать соответствующий конкретный план.

Информация о работе Внешняя политика ФРГ в 1950-1960гг.