Внешняя политика Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Практически для всей истории Нового царства, за исключением поздней XVIII династии и правления Рамессидов, была характерна агрессивная внешняя политика, необходимая для поддержания ранней формы античного рабовладельческого общества с помощью добытых материальных богатств и рабов.
Реформированная египетская армия и по своему вооружению, и по организации превратилась в одну из самых лучше всего вооружённых и многочисленных армий своего времени.

Оглавление

Введение 3
Внешняя политика древнего Египта во время правления фараонов XVIII царской династии 5
Военная политика Египта в эпоху ранней 18-й династии 5
Заключение: 48
Список литературы: 51

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Древнего египта в эпоху правления фараонов 18 династии 12.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Все это указывает  на то, что идеология времени царствования; Аменхотепа I, весьма возможно, вполне сознательно, тесно смыкалась с  идеологией времени Среднего царства. Идеология в данном случае помогала рабовладельческой деспотии внушать массам в зримых образах мысль, что новое египетское государство, полностью оправившееся после гиксосского завоевания и острой социальной борьбы, снова возобновляет завоевательную политику царей времени Среднего царства.

Так, уже в царствование Аменхотепа I были созданы материальные, политические и моральные основы для дальнейшего развертывания  военно-захватнической политики, которая  получила уже значительно больший  размах в царствование Тутмоса I.

Судя по надписям этого  времени, Египет при Тутмосе I выступает  на арену широкой международной  политики и крупных завоеваний в  качестве могущественного великодержавного государства, претендующего на видное и влиятельное положение не только в Палестине Финикии и в Сирии, но и в сопредельных с ними странах Передней Азии, а также в районе Эгейского моря. Очевидно, сила египетского оружия дала себя чувствовать в странах Передней Азии. Опираясь на многочисленное и сильное войско, овладевшее передовой боевой техникой того времени, египетский фараон претендует уже не только на «расширение границ» Египта, но и на господство во всех странах, «которые окружает солнце», т. е. на мировое господство. Так полностью оформляется в этот период египетской истории великодержавная идеология и великодержавная политика египетского государства, которые, в конечном счете, привели к истощению сил египетского народа, а также к дальнейшему упадку и крушению египетского государства.

Четко и образно формулируется эта великодержавная политика египетского государства в томбосской надписи, высеченной на скалах острова Томбос близ 3-го нильского порога. В этой надписи возвещается о нубийском походе Тутмоса I, о его победах в Нубии и о постройке крепости на острове Томбос для защиты южных границ Египта. И вместе с тем в этой надписи торжественно провозглашается великодержавная политика, которая при Тутмосе I достигает значительной зрелости и значительного напряжения. Автор в следующих словах описывает могущество фараона:

 

«...в качестве верховного правителя двух стран, чтобы править  над тем, что окружает бог солнца, над югом и севером в качестве правителя уделов Гора и Сэта, объединителя двух стран.

Он сел на престол  Геба, облекшись сиянием двух корон  юга и севера, посохом своего величества.

Он завладел наследством  своим. Он опустился на престол Гора для того, чтобы расширить пределы  Фив и территорию Хафтет-хер-Небес, чтобы племена хериуша и иноземцы работали для них.

Бог чувствует отвращение к племенам ханебу. Пойманы племена акбет. Южане приходят вниз по реке, северяне приходят вверх по реке, все страны соединяются, чтобы принести свою дань благому богу, извечному Аа-хепер-ка-Ра, живущему вечно, могучему Гору, владыке двух стран... Племена хериуша, начальники их племен приходят к нему, падая на землю. Внутренние племена соседних стран посылают к нему, преклоняясь перед находящейся на его челе владычицей змеей».

Правящий класс рабовладельческой  аристократии, заинтересованный в развитии рабовладельческого хозяйства, всячески стремился к расширению завоевательной политики. Поэтому великодержавная идеология и военно-захватническая политика египетского государства, претендующего на мировое господство, торжественно провозглашается с высоты престола. Эти идеи проповедуются упорно и настойчиво, они приобретают устойчивую, почти стандартную форму, которая находит свое внешнее выражение в строго установленной, напыщенной и часто однообразной фразеологии. Так, в надписи высокого чиновника времени Тутмоса I, придворного царского архитектора, который носит пышные титулы «князя, начальника житницы Амона, начальника работ в Карнаке» мы находим краткую и яркую характеристику военного могущества египетского фараона:

«... благой бог, сокрушающий  нубийские племена сетау, владыка  могущества, уничтожающий азиатские племена ментиу. Он установил границу свою у «Рога земли» и болот Кебех... Племена хериуша приносят свою дань, подобно податям юга и севера. Отправляет его величество ее в Фивы, отцу своему Амону ежегодно».

В этой надписи уже  ясно указывается, что иноземные племена хериуша, вносящие дань, как полузависимые племена, приравниваются полностью к подданным фараона, которые платят ему ежегодную подать. Таким образом, египетское государство включает в свои пределы, в качестве полностью завоеванной и целиком подчиненной фараону страны, области, населенные «жителями песков» — хериуша. Характерно в данном отрывке и указание на то, что эту дань фараон передает в фиванский храм Амона. Очевидно, уже в эту эпоху жречество начинает постепенно превращаться в могущественную высшую группу рабовладельческой аристократии, которая активно участвует в эксплоатации завоеванных стран. Получая значительную часть военной добычи, жрецы Амона полностью поддерживали завоевательную политику египетского государства этого времени.

Особенно характерно во всех этих текстах указание на то, что Тутмос I расширил границы Египта, тем самым превратив Египет в  сильнейшую страну. Об этом читаем мы и  в абидосской надписи, в которой  Тутмос I перечисляет все, что он сделал для египетских богов, храмов и жрецов, в частности для храма Озириса в Абидосе. Великодержавная политика Египта определяется в кратких, но ярких словах этой надписи:

«Я установил границы  «Любимой страны» [Египта] до [тех пределов], которые окружает солнечный диск. Я сделал сильными пребывающих в страхе. Я отвратил зло от них. Я поставил Египет превыше всякой страны...». Таким образом, в этих словах ясно звучит претензия египетского государства установить мировое господство, сделав Египет первым, высшим и господствующим государством среди всех известных тогда государств.

Великодержавная политика Египта находит свое выражение в  резко выраженной завоевательной политике. Тутмос I поэтому особенно гордится своими завоеваниями, которые привели  к «расширению границ» страны. На это отчетливо и определенно указывается в следующих словах томбосской надписи:

«(Он) взял границы земли  в свое владение. (Он) сокрушил обе  крайние части ее своим могучим  мечом, ища сражения, но не нашел  никого, кто противостал бы ему. Он проник в долины, которых [его царственные] предки не знали. Не видели их те, которые носили двойную диадему коршуна и змеи... Южная граница его достигает до этой земли (Нубии), северная же до перевернутой воды, которая течет вниз по течению реки, идя вверх по течению. (Подвластны) ему острова великого круга (океана), вся земля — под его ногами».

Таким образом, весь мир, известный египтянам того времени, казалось, преклонился перед мощью  египетского фараона. Очевидно, уже  его предшественник Аменхотеп I во время  своего азиатского похода достиг берегов Евфрата, текущего на юг, что особенно удивляло египтян, привыкших к тому, что их Нил течет на север. Во время своего нубийского похода Тутмос I установил границу Египта далеко в южных пределах Нубии. Наконец, и острова Эгейского моря принуждены были признать первенство Египта, державшего в своих руках важные порты и побережье Сирии и владевшего довольно значительным флотом, который, очевидно, был принужден поддерживать флот сирийских прибрежных государств. Таким образом, Египет действительно превратился в сильнейшее военное государство того времени, которое господствовало в северо-восточной Африке, в Палестине, в Финикии, Сирии, а также в восточной части Средиземного моря.

Широковещательные слова  надписей не были пустым бахвальством. Документальные надписи совершенно точно указывают, как далеко на самом деле были раздвинуты границы египетского государства в эту эпоху. Так, в Анналах Тутмоса III указывается, что Тутмос III во время похода в Азию поместил свою надпись на берегу Евфрата около надписи своего отца, царя Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-ка-Ра (Тутмоса I).

 А другая надпись,  находящаяся на острове Арко, ясно  указывает, что Тутмос I во  время своего похода в Нубию  спустился на сорок миль к  югу от 3-го нильского порога. Таким образом, Тутмос I действительно не только продолжил завоевательную деятельность своих великих предшественников времени Среднего царства и своих преемников, первых фараонов 18-й династии, но и во многом их превзошел. Благодаря его завоеваниям, в состав египетского государства была включена большая и плодородная область Донгола «вплоть до страны Карай» (т. е. Напаты) и до местности, которую образные египетские надписи называют «Рогом земли». Весьма возможно, что под этим названием египтяне понимали совершенно пустынную и скалистую местность, которая тянется на протяжении 25 миль там, где Нил пробивается через район 4-го порога.

Некоторые надписи, сохранившиеся  от времени царствования Тутмоса I, позволяют нам иногда в общих  чертах, а иногда и с отдельными подробностями восстановить картину его военных походов в Нубию и в Сирию. Значительно лучше известна нам завоевательная деятельность Тутмоса I в Нубии,так как об этом повествуют одновременно несколько надписей: автобиография Яхмоса, сына Иабаны, и Яхмоса Пен-нехбета, сведения которых подтверждаются и иллюстрируются документальными данными официальных надписей в Томбосе, на острове Сехель и между Махатта и Ассуаном.

Наиболее подробные  сведения об этом походе сохранились  в автобиографической надписи Яхмоса, сына Иабаны. Этот преданный слуга фараона, который всю свою жизнь прослужил в военно-речном Нильском флоте, сражаясь под знаменами трех фараонов, очевидно, уже в конце своей долгой жизни принимал участие в походах Тутмоса I. Он сообщает, что царь двинулся вверх по реке, направляясь в местность Хентхен-Нофер. Целью этого похода, по словам Яхмоса, было намерение царя «заставить раскаяться за военные действия в горных странах и покарать за нападения в горной области». Однако вряд ли это было истинной целью этого похода; это был скорее повод, приличное внешнее обоснование, которое дало возможность египетскому правительству объявить этот разбойничий поход в качестве оборонительного, имевшего своей целью защитить мирное население Нубии от постоянных налетов жителей пустынных гор. На самом деле, истинной целью этого нубийского похода Тутмоса I было завоевание всей Нубии с целью эксплоатации ее естественных богатств, а также захват добычи и рабов. И об этом достаточно ясно говорится в следующих словах той же самой надписи: «Были приведены их люди в качестве живых пленников. Его величество поплыл вниз по реке, (зажав) все страны в своем кулаке».

Яхмос Пен-Нехбет в своей  автобиографической надписи, крайне сжатой и лаконичной, подчеркивающей лишь самое важное, также отмечает единственно существенный для рабовладельцев того времени факт захвата «живых пленников», обращавшихся в рабство. «Я захватил для него (царя. В. А.) — пишет Яхмос — двух живых пленников в стране Куш, помимо живых пленников, которых я доставил из страны Куш, не считая их».

Брэстед этот отрывок переводит: «beside three living prisoners, whom I brought off in Kush without counting them». Однако в тексте не имеется никаких данных для того, чтобы обычный знак множественного числа принять за идеографическое начертание слова «три», которое могло бы быть обозначено фонетически. Не обосновано Брэстедом также и то толкование, которое он дает фразе «не считая их». Брэстед полагает, что это были пленники, которые не были включены в официальный подсчет (not included in the official count). Брэстед в данном случае дает слишком расширительное и произвольное толкование текста. Гораздо проще и правдоподобнее предположить, что Яхмос Пен-Нехбет имел в виду лишь то, что он доставил столько пленных, что не мог их даже подсчитать или, как у нас говорят, «без счета». Это предположение подтверждается словами соответствующего места из надписи Яхмоса, сына Иабаны, в котором о том же самом походе говорится, что в результате этого похода «их народ был доставлен в качестве живых пленников», т. е. все данное нубийское племя было обращено в рабство. Очевидно, действительно этот нубийский поход Тутмоса I окончился полным разгромом нубийских племен. Яхмос, сын Иабаны, описывая этот поход, в образных выражениях рисует победу Тутмоса I. По его словам, царь был разгневан, как пантера, и сам метнул первое копье, которое застряло в теле поверженного врага, очевидно, вождя нубийского племени. Возвращаясь обратно в Фивы, царь приказал повесить на своем корабле тело убитого нубийского вождя вниз головой для устрашения всех непокорных врагов Египта. В официальной томбосской надписи мы найдем подтверждение этого рассказа. Автор надписи в ярких словах повествует о блестящей победе Тутмоса I над нубийскими племенами и описывает опустошительные результаты этого грабительского и завоевательного похода египтян в Нубию. Египетское войско, по словам автора, полностью разгромило нубийцев и предало всю страну огню и мечу. Повторение отдельных деталей боя и даже отдельных выражений, примененных в надписи Яхмоса, сына Иабаны, ясно указывает, что обе надписи описывали одни и те же реальные факты, зафиксированные, очевидно, совершенно точно различными свидетелями и даже, возможно, участниками этого похода.

Так, в томбосской надписи  говорится, что «низверг он (т. е. царь. В. А.) вождя нубийских племен сетау. Негр беспомощен в его руке. Он соединил его границы с двух его сторон. Не было потерь среди (людей) с заплетенными косами, которые пришли, чтобы помочь ему. Не осталось ни одного (в живых) среди нубийских племен сетау, павших во время побоища. Отброшены они в свои области. Их трупная вонь распространилась по долинам их». В образных словах автор надписи повествует о том, как кровь текла рекой по стране и как хищные птицы терзали тела убитых врагов. Судя по тексту этой надписи, Тутмос I опирался в Нубии на союзные египтянам племена. Впрочем, уже надписи Древнего царства содержат указания на то, что целый ряд нубийских племен не только сохранял добрососедские отношения с Египтом, но даже оказывал ему поддержку во время войны. Так, например, в надписи Уны ясно говорится, что контингенты союзных нубийских племен входили в состав египетского военного ополчения.

Документальные данные о завоевательном походе Тутмоса I в  Нубию и о большой победе, одержанной им над нубийцами, сохранились в двух документальных и по деловому лаконичных надписях, которые высечены на скалах на острове Сехель, а также у 1-го порога между Махатта и Ассуаном. Обе эти надписи относятся к 3-му году царствования Тутмоса. В сехельской надписи царский сын страны Куш, очевидно, наместник Нубии, по имени Тура сообщает о том, что:

Гор, могучий бык, любимый  богиней Маат, царь Верхнего и Нижнего  Египта Аа-хепер-ка-Ра, сын солнца, Тутмос, дарующий жизнь вовеки.

Год 3-й, первый месяц (пахон) наводнения, день 22-й.

Проплыл Его Величество по этому каналу победоносной с силой, возвращаясь после сокрушения жалкой страны Куш. Царский сын Тура».

Ассуанская надпись  содержит ту же дату и столь же краткое  упоминание о возвращении царя из Куша после одержанной им там победы. Отличается эта надпись лишь более пространной и более напыщенной титулатурой царя, которая должна была подчеркнуть величие и могущество победоносного фараона.

Завоевание обширных и богатых областей Нубии потребовало  хозяйственной и экономической  организации этой страны египтянами. Чтобы теснее связать Нубию с Египтом и обеспечить судоходство по Нилу в районе порогов, был восстановлен древний канал, имевший большое экономическое и военное значение, так как он облегчал перевозку грузов, людей и войск. О восстановлении этого канала мы читаем в другой сехельской надписи, содержащей ту же дату, что и две только что упомянутых надписи. В этой второй сехельской надписи царский сын страны Куш, по имени Тура, сообщает, что царь приказал прорыть заново этот канал, обнаружив, что он был завален камнями и ни один корабль не мог по нему пройти. По словам Тура, царь прошел по каналу вниз по течению, радуясь тому, что он сокрушил своих врагов. Очевидно, здесь имеется в виду та же победа над нубийскими пленниками, которая описывалась во всех цитированных выше источниках.

Информация о работе Внешняя политика Древнего Египта