В ежегоднем Послании
народу Казахстана главы государства
Н. Назарбаева, прозвучавшем на совместном
заседании палат Парламента 1 марта
2006 г., прослеживается четкая взаимосвязь
внутри – и внешнеполитического
курса в свете реализации стратегии
развития страны до 2030 г.
Известный «Стратегический план развития
Республики Казахстан» от 4 декабря 2001
г. определил модель развития Казахстана
до 2010 г. Тогда же были взяты стратегические
приоритеты по двенадцати направлениям
социально-экономической политики, поскольку
Казахстан «стоит на рубеже нового этапа
социально-экономической модернизации
и политической демократизации» [1]. В 2006
г., через пять лет, значимые результаты
позволяют принять более масштабное решение,
которое можно оценить как дальнейшее
развитие ранее взятого курса в стратегическом
направлении Казахстана по его вхождению
в число 50-ти наиболее конкурентоспособных
и динамично развивающихся государств
мира.
В этом смысле оправданно желание видеть
Казахстан страной, развивающейся в соответствии
с глобальными экономическими тенденциями,
занимающей в системе мирового хозяйства
пусть небольшую, но свою конкретную «нишу»,
и способной быстро адаптироваться к новым
экономическим условиям. Представленные
в последнем Послании семь приоритетов
последовательно показывают шаги по продвижению
страны в заданном ритме, каждый из которых
учитывает динамику мирового и регионального
развития и связан с непосредственными
интересами Казахстана. Вместе с тем, указанные
приоритеты соизмеряются как с результативными
успехами, так и с еще нерешенными проблемами,
стоящими перед страной.
На внешнюю политику РК ложится особая
ответственность за выполнение данного
программного документа. Активная и разносторонняя
внешняя политика способна противостоять
вызовам 21 века и обеспечить долгосрочные
национальные интересы. Как бы подытоживая
сказанное в первых шести пунктах, в последнем
седьмом пункте («важнейший приоритет»)
акцент сделан на сбалансированном курсе
внешней политики страны.
Казахстан, являясь полноправным членом
международного сообщества, берет на себя
важные функции по обеспечению геополитической
стабильности и безопасности в регионе.
Уникальность геополитического положения
Казахстана, - находится в фокусе коммуникационного
потока между Европой и Азией, - может быть
использована в интересах своей страны.
Так, определяющим фактором при формировании
внешнеполитической доктрины Казахстана
выступал фактор геополитики, расположение
страны в центре Евразии, регионе, где
переплетено множество стратегических
интересов и проблем современного мира.
В регионе Центральной Азии наблюдается
«явное соперничество великих держав
за экономическое доминирование», поэтому
Казахстан стремится к сбалансированной
внешней политике, позволяющей «занять
правильную позицию по отношению к этой
глобальной геоэкономической проблеме»
[2]. Геополитика остается доминантой реализации
многовекторного внешнего курса Республики
Казахстан.
Следует отметить, что формирование концепции
национальной безопасности, разработка
внешнеполитической доктрины и поиск
союзников в девяностые годы прошлого
столетия, «особые годы по накалу страстей
и эмоций», осуществлялись практически
одновременно, исходя из текущих внутри-
и внешнеполитических реалий и интересов.
Подводя в 2005 г. итоги, Н. Назарбаев отмечал
высокие показатели, свидетельствующие
о том, что уже создана успешно работающая
рыночная экономика, ВВП увеличен в два
раза. К этому времени в экономику привлечено
около 30-ти миллиардов долларов США прямых
иностранных инвестиций. При этом заметно
диверсифицировалась география внешней
торговли, которая в первые годы независимости
в основном включала Содружество Независимых
Государств. В 2004 г. в структуре товарооборота
Казахстана на первое место вышли государства-члены
ЕС, Россия, Швейцария и Китай [3]. Все это
вызвало необходимость назвать в 2006 г.
важнейшим приоритетом успешную интеграцию
Казахстана в мировую экономику как основу
качественного прорыва в экономическом
развитии страны, а также дальнейшую модернизацию
и диверсификацию отечественной экономики
как фундамент устойчивого экономического
роста.
Способствовать же интеграции Казахстана
в глобальную экономику может и должно
участие в многосторонних международных
экономических проектах в рамках международных
экономических объединений и ассоциаций.
Если в 2001 г. говорилось о недостаточном
использовании возможностей интеграционных
процессов и региональных объединений,
и вместе с этим политики экономической
экспансии в регионе СНГ, то в 2005-2006 гг.
устойчивое значение получает ЕврАзЭС
и формирование Единого Экономического
Пространства.
Следует отметить преемственность и последовательность
развития данной внешнеполитической доминанты.
Адаптированная концепция внешней политики
РК, изложенная на заседании Совета безопасности
министром иностранных дел РК Е.А. Идрисовым
(15 марта 2001 г.), утверждала следующую стратегическую
линию – «развитие интеграционных процессов,
в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС, ШОС,
СВМДА, ДКБ, Центральноазиатского экономического
союза». Тогда упор традиционно был сделан
«на двустороннее сотрудничество», при
котором главными партнерами Казахстана
назывались Россия, Китай, страны СНГ,
США, страны ЕС, а также Япония, Индия, Турция,
Иран [4].
В Послании 2005 г. вновь было указано на
продолжение интеграции в регионе, так
как «это путь к стабильности, прогрессу
региона, экономической и военно-политической
независимости. Только так мы обеспечим
безопасность, и будем эффективно бороться
с терроризмом и экстремизмом. Такое объединение,
отвечает интересам людей, живущих в нашем
регионе». Последовало предложение создать
Союз Центрально-Азиатских государств,
прочной базой для объединения может служить
Договор о вечной дружбе между Казахстаном,
Узбекистаном, Кыргызстаном. Союз открытое
объединение, он не исключает другие страны
региона, которые имеют общие экономические
интересы, культурно-исторические корни,
язык, религию, экологические проблемы,
внешние угрозы. Названы наиболее благоприятные
предпосылки для интеграции, соизмеримые
с предпосылками, существовавшими в прединтеграционный
период в Европе. Причем призыв к тесной
экономической интеграции, движению к
общему рынку и общей валюте не означает
первостепенный выбор двустороннего сотрудничества.
Это уже отход от линии 2001 г. и отстаивание
интеграционной политики на основе многосторонности.
Казахстан, став региональным лидером,
остается инициатором и активным участником
интеграционных процессов на Евразийском
пространстве. Сотрудничество и всесторонние
связи с соседними государствами в регионе,
как указывается в Послании 2006 г., позволяет
поддерживать темпы интеграции в торгово-экономической
и культурно–гуманитарной сферах в регионе.
«Мы укрепляем свои транзитные возможности,
становимся поставщиком ценных на мировом
рынке товаров – нефти, газа, руды и сельскохозяйственного
сырья. Уже видны контуры новых нефтегазопроводов,
авто- и железных дорог 21 века, которые
идут примерно по маршрутам древнего Шелкового
пути», - говорилось годом ранее [5]. Действительно,
центральноазиатский регион вновь становится
экономически важным для мировой экономики.
Учитывая, что в глобальной экономике
значение имеют крупные рынки, экономический
компонент внешней политики РК, с одной
стороны, заключается в содействии доступа
казахстанской продукции на мировой рынок,
а с другой, привлечение иностранных инвестиций
в такие секторы казахстанской экономики,
как новые технологии, машиностроение,
инфраструктура, сельское хозяйство, малый
бизнес.
Как известно, в стратегических интересах
нашей страны находится скорейшее вступление
во Всемирную торговую организацию на
условиях, полностью учитывающих интересы
Казахстана. Полным ходом идет переговорный
процесс с этой организацией, представительная
группа экспертов и дипломатов работает
в Женеве над проблемой предстоящего вступления
в ВТО. Членство в этой мировой организации
считается дополнительным инструментом
экономической модернизации страны и
ее конкурентоспособности на международных
рынках. В 2005 г. был принят ряд важных решений
относительно требований к конкурентоспособности
отечественной сельскохозяйственной
продукции. Правовая сторона также приводится
в соответствие с нормами ВТО. Тем самым,
Казахстан, вовлекаясь в глобальные экономические
отношения, стоит перед нелегкой задачей
противостоять острой конкуренции в мировой
торговле, и это тем более важно, что некоторые
ближайшие соседи – КНР, Кыргызстан уже
являются членами ВТО, а Российская Федерация
готовится к вступлению в ВТО.
В этом смысле важны те неизменные приоритетные
направления во внешней политике – развитие
сотрудничества со странами, которые оказывают
всемерную поддержку внутренним реформам,
процессу вступления во Всемирную торговую
организацию, в целом в международном
сообществе. Это такие большие направления,
включающие измерения глобального и регионального
масштаба – Россия, Китай, США, Европейский
Союз. Вместе с ними немалое значение имеет
взаимодействие со странами исламского
мира в Азии и на Ближнем Востоке [6].
Трактовка подобной регионально-страновой
последовательности в приоритетных направлениях
внешнеполитческого курса объясняется
общими интересами и проблемами, а также
задачами, сближающими нас в совместном
преодолении трудностей и совместных
решениях. Вместе с тем, Казахстан в последнее
время идентифицирует себя как региональная
держава, обладающая сильной экономикой
и прочными позициями в международном
сообществе.
Так, казахстанско-российский вектор характеризуется
сотрудничеством путем конструктивного
диалога и с учетом взаимных интересов
в политической и экономической сфере
в региональном измерении. Прежде всего
имеется в виду развитие региональной
интеграции ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС. Сближает
Казахстан и Россию взаимопонимание по
вопросам укрепления безопасности.
Политика региональной безопасности и
взаимовыгодного экономического сотрудничества,
также правовые вопросы, включая область
миграции и др. в рамках ШОС и на основе
конкретных двусторонних инициатив и
договоренностей имеют перспективы успешной
реализации совместно с Китайской Народной
Республикой.
Как с Россией, так и с Китаем снята напряженность
в вопросе делимитации границ, с обеими
странами Казахстан подписал и ратифицировал
исторические договоры, юридически оформившие
государственную границу Казахстана с
РФ и КНР.
Казахстанско-американские отношения
строятся на основе долгосрочного и стабильного
партнерства. Обе страны сближают вопросы
взаимодействия по обеспечению международной
энергетической стабильности и безопасности,
борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом.
С Европейским Союзом Казахстан сближает
общая заинтересованность в области региональной
и международной безопасности, экономики,
социального и культурного развития, в
проведении инвестиционной деятельности,
крупных международных проектов, привлечения
в Казахстан передовых технологий и знаний.
На европейском поле остается важным для
Казахстана многостроннее взаимодействие
по всему спектру направлений в рамках
ОБСЕ, прежде всего, по решению проблем
и вызовов современности, обеспечению
мира и безопасности, обеспечению основных
свобод человека. Тем более, что инициативы
Казахстана в этой организации нашли понимание
и выдвижение кандидатуры нашей страны
на председательство в этой организации
в 2009 г. обязывает с особой ответственностью
относится к демократическому процессу,
социальной и политической модернизации
страны.
Только совместные активные действия
Казахстана с ведущими акторами международных
отношений (государствами и организациями)
способны противостоять объективно существующим
угрозам 21 века, о которых было заявлено
как о реальности в 2005 г. К ним относятся
«распространение нестабильности и религиозного
экстремизма в регионе», «непрекращающийся
наркотрафик, в центре которого оказался
Казахстан в силу своего географического
положения», «международный терроризм».
Актуальной проблемой становятся эпидемии
и эпизоотии. Говоря об этих угрозах, следует
иметь в виду, что наша страна на практике
доказывает заинтересованность и практическое
участие в международных мероприятиях.
Так, в конце января 2005 г. Алматы был выбран
местом проведения выездного заседания
Контртеррористического комитета Совета
Безопасности ООН, в котором приняли участие
руководители сорока (40) международных
организаций. Здесь еще раз подчеркивалось,
что для эффективной борьбы с международным
терроризмом требуются усилия всего мирового
сообщества и Республика Казахстан доказывает
это своими инициативными и практическими
действиями.
С одной стороны, участие в антитеррористической
коалиции казахстанского саперного отряда
в стабилизации ситуации в Ираке, а с другой,
объявление Верховным судом РК незаконными
четыре террористические организации
и принятие закона «О противодействии
экстремистской деятельности» подкрепляют
заявления нашей страны на самом высоком
уровне о том, что «мы готовы пойти на качественно
новый уровень координации действий и
активности всех государств региона и
заинтересованных стран».
Таким образом¸ обеспечение национальной
безопасности тесно увязывается с безопасностью
в международном масштабе. Послание Президента
Н.Назарбаева 2006 г. увязано с разработанным
проектом Стратегии национальной безопасности
на 2006-2010 гг., где по каждому направлению
обеспечения безопасности на предстоящие
годы определены приоритеты и задачи практического
характера.
В частности, в сфере внешней безопасности
активизируется политика в центральноазиатском
регионе и создание ЦАС. Приоритет дается
стратегическим и конструктивныем взаимоотношениям
с Россией, Китаем и США как в двустороннем
формате, так и в рамках таких организаций,
как ОДКБ, ШОС, НАТО/СЕАП, СВМДА в борьбе
с международным терроризмом, религиозным
экстремизмом, наркобизнесом, в процессе
нераспространения оружия массового уничтожения,
решении проблем социально-экономической
реабилитации Афганистана [7].
Как говорил министр иностранных дел К.
Токаев, «РК позиционировала себя как
существенный фактор обеспечения стабильности
и безопасности как в центральноазиатском
регионе, так и на обширной территории
евразийского континента. Была поставлена
задача обеспечения благоприятного внешнего
окружения реформам внутри страны путем
налаживания стабильных и дружественных
взаимоотношений, прежде всего с соседними
государствами, а также с ведущими политическими
и экономическими центрами современного
мира» [8].
Параллельно с названными приоритетными
направлениями казахстанское руководство
вполне прагматично стремится диверсифицировать
свои отношения за счет сближения с государствами
арабского и тюркоязычного мира и Индийского
субматерика, прежде всего с Турцией и
Ираном, Египтом, Саудовской Аравией, Индией
и Пакистаном.
Важно, Казахстан выразил готовность стать
одним из центров межкультурного и межконфессионального
диалога на международном уровне, направленном
на сближение понимания между Востоком
и Западом по ключевым проблемам современного
мироустройства. Таким образом, международная
инициатива Казахстана, если она будет
адекватно воспринята в мире, станет формой
так называемого диалога цивилизаций
с целью обеспечения толерантности, межконфессионального
и межкультурного согласия [9].
Таким образом, седьмой приоритет Послания
Президента Н. Назарбаева народу Казахстана
от 1 марта 2006 г. свидетельствует о последовательной
реализации сбалансированного и ответственного
внешнеполитического курса, учитывающего
интересы Казахстана и динамику регионального
и мирового развития.
Литература
1. Стратегический план развития Республики
Казахстан» от 4 декабря 2001 г. // Казахстанская
правда. 5.12. 2001
2. Послание Президента Республики Казахстан
Н.Назарбаева народу Казахстана. "Казахстан
на пути ускоренной экономической, социальной
и политической модернизации". 18 февраля
2005 г.
3. там же
4. Концепция внешней политики Казахстана,
одобренная 16 марта 2001 г. Советом Безопасности
РК // Kazakhstan today. 16 марта 2001 г.
5. Послание Президента Республики Казахстан
Н.Назарбаева народу Казахстана. "Казахстан
на пути ускоренной экономической, социальной
и политической модернизации". 18 февраля
2005 г. // http://www.mfa.kz/rus
6. Послание Президента Республики Казахстан
Н.Назарбаева народу Казахстана. «Стратегия
вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее
конкурентоспособных стран мира». 1 марта
2006 г. //http://www.mfa.kz/rus
7. Проект Стратегии национальной безопасности
РК на 2006-2010 г. //
8. Выступление Министра иностранных дел
Касымжомарта Токаева на конференции
«Стратегия Казахстан-2030 в действии»,
11 октября 2005 года, Астана //http://www.mfa.kz/rus
9. Послание Президента Республики Казахстан
Н.Назарбаева народу Казахстана. «Стратегия
вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее
конкурентоспособных стран мира». 1 марта
2006 г. // http://www.mfa.kz/rus
Опубликовано:
Задачи внешней политики Республики Казахстан
в реализации стратегического курса страны//
Формирование конкурентоспособности
Казахстана: теория и практика. – Алматы,
2006. – С.178-183. |