Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:02, реферат
Практически для всей истории Нового царства, за исключением поздней XVIII династии и правления Рамессидов, была характерна агрессивная внешняя политика, необходимая для поддержания ранней формы античного рабовладельческого общества с помощью добытых материальных богатств и рабов.
Реформированная египетская армия и по своему вооружению, и по организации превратилась в одну из самых лучше всего вооружённых и многочисленных армий своего времени.
Введение 3
Внешняя политика древнего Египта во время правления фараонов XVIII царской династии 5
Военная политика Египта в эпоху ранней 18-й династии 5
Заключение: 48
Список литературы: 51
В царствование Яхмоса I Египет превращается в сильное рабовладельческое государство. Объединение и укрепление внутренних ресурсов в руках централизованного правительства способствует расширению внешней агрессии и дальнейшему развертыванию военной политики. Ничто не может удержать египетских фараонов этого периода от завоевательных походов против давних врагов Египта — темнокожих нубийцев «подлой страны» Куш, ливийцев северной Африки и западных областей и многочисленных азиатских племен, перед силой которых египетские правители часто испытывали страх, богатствам которых они жадно завидовали и которых они всегда остро ненавидели, как своих самых опасных противников.
Поэтому вряд ли можно думать, что миролюбивый характер какого-либо фараона или стремление еще больше укрепить внутренние силы страны могли содействовать развитию мирной политики Египта в этот бурный и грозный период египетской истории, когда агрессивно настроенный правящий класс рабовладельческой аристократии толкал правительство на все новые и новые завоевания, обрекая страну на все тяготы военного времени. Поэтому нельзя согласиться с норвежским историком Либлейном, который полагает, что преемник Яхмоса, Аменхотеп I обладал миролюбивым характером и помимо того должен был заботиться о восстановлении порядка в стране после иноземного господства. Источники не дают нам никаких оснований говорить о «миролюбивом характере» Аменхотепа I. Памятники нередко изображают его в традиционной позе воинственного фараона, поражающего своих врагов в той обычной сцене триумфа, которая сохраняла свое политико-сакральное значение со времен глубокой древности. Этим самым как бы наглядно указывалось, что Аменхотеп I считал необходимым продолжать завоевательную политику предшествующего периода. Едва ли в его царствование еще остро чувствовалась необходимость в установлении внутреннего порядка в стране после смут, которые происходили в период гиксосского завоевания. Ведь Яхмос царствовал свыше 20 лет, так что в его царствование объединенный Египет снова смог превратиться в сильное и сплоченное государство, как я старался показать выше. Наконец, если надписи того времени сохранили мало сведений о его военных походах, то нельзя все же говорить о «миролюбивом характере» фараона. В данном случае применять argumentum ex silentio было бы, по меньшей мере, неосторожным. Ведь многие надписи и документы этого времени могли безвозвратно исчезнуть, а многие, может быть, еще до сих пор не вскрыты заступом археолога.
Однако все же сохранились некоторые довольно ясные свидетельства, несомненно, указывающие на военные походы Аменхотепа I. Так, Яхмос, сын Иабаны, служивший в египетском военно-речном флоте еще при Яхмосе I, описывает поход Аменхотепа I в Нубию. Он рассказывает в своей автобиографии, как «царь Верхнего и Нижнего Египта Джесер-ка-Ра (Аменхотеп I) правогласный» «отправился вверх по реке в страну Куш, чтобы расширить пределы «Черной страны» [Египта]. Его величество захватил в плен нубийского иноземца (букв. лучника — иунти-сети, т. е., очевидно, вождя нубийских племен лучников. В. А.) среди его войска». Описывая далее разгром нубийских полчищ египтянами, Яхмос, сын Иабаны, с гордостью говорит, что египтяне часть нубийцев взяли в плен, а часть уничтожили. Заслугу этой победы египетский командир отчасти приписывает самому себе, так как, по его словам, он во время этого похода был «во главе нашего войска». Яхмос далее рассказывает, как храбро он сражался, как он лично взял пленников, представил их царю и был награжден царем за свою доблесть и назначен «воином правителя». Разгромив нубийцев, египтяне, по словам Яхмоса, «преследовали его (т. е. нубийского правителя В. А.) людей и его скот».29a Этот краткий, но выразительный полурассказ, полуотчет о нубийском походе Аменхотепа I вскрывает завоевательный и агрессивный характер внешней политики Аменхотепа. Царь предпринимает поход против Нубии для того, чтобы «расширить пределы Черной страны», т. е. чтобы завоевать богатые области Нубии, издавна привлекавшие к себе взоры египетских завоевателей, в частности фараонов Среднего царства, которые вели упорную борьбу за завоевание Нубии. Во всяком случае, этот поход Аменхотепа I далеко превосходил размеры карательной экспедиции или разбойничьей razzia. Египетские войска преследуют бегущих нубийцев и их скот, захватывают пленных и, возможно, берут богатую добычу. Брэстед с некоторым основанием полагает, что во время этого похода Аменхотеп I достиг области 2-го нильского порога. Это доказывается тем, что Яхмос в своей надписи говорит, что он доставил фараона в Египет от водохранилища Верхней страны.
С другой стороны, это подтверждает и нахождение надписи, помеченной 8-м годом царствования Аменхотепа I, на скале около острова Уронарти, недалеко от Семнэ, т. е. именно там, где фараоны Среднего царства создали укрепленную пограничную линию, использовав для этой цели нильские пороги и построив здесь ряд мощных укреплений.
Нубийский поход Аменхотепа I был достаточно крупным, чтобы сохраниться в памяти его современников. Он упоминается не только в надписи Яхмоса, сына Иабаны, но и в надписи Яхмоса Пен-нехбета, который, правда, кратко, но все же достаточно ясно сообщает, что он «следовал за царем Верхнего и Нижнего Египта Джесер-ка-Ра, правогласным» и «взял в плен для него в стране Куш одного живого пленника». Наконец, в надписи некоего «Великого чистого жреца Амона в Фивах, писца у врат храма Амона Пентаурта» мы находим своеобразный титул фараона «Владыки двух стран Джесер-ка-Ра, владыки сияния Аменхотепа в стране Карай, благого бога». Имеются все основания предполагать, что эта область Карай находилась на далеком юге, очевидно в Нубии.
После похода в Нубию Аменхотеп
I был принужден совершить
Несколько преуменьшая значение военной
деятельности Аменхотепа I, историки обычно
изображают его царствование в качестве
мирного периода затишья
Крупные завоевательные походы Аменхотепа I дали ему возможность присоединить к Египту довольно обширные области. Так, например, к Египту была присоединена довольно значительная часть Нубии, которая при Аменхотепе I была соединена с южными областями Египта в один большой административный округ. С целью наилучшей организации этих вновь присоединенных областей, а также для того, чтобы систематически эксплуатировать их естественные богатства и в то же время держать в повиновении местные нубийские племена, завоеванные нубийские области были соединены с южными номами Верхнего Египта и во главе всего округа был поставлен особый высокий чиновник, получивший титул «царского сына Куша и начальника южных областей». О жизни и деятельности одного из таких сановников, некоего Гормина, мы узнаем из его надписи, в которой он сообщает, что он «провел многие годы в качестве главного начальника Нехена [Гиераконполя]» и «приносил его дань к Владыке Двух стран». С гордостью рассказывает он, что он «достиг преклонных лет в Вавате, будучи любимцем своего господина». Он «ежегодно приходил на север к царю с данью для него». Либлейн вполне справедливо предполагает, что Гормин еще до нубийского похода Аменхотепа I мог занимать должность номарха Нехена и именно поэтому был назначен царем на должность вновь образованного большого округа, в состав которого вошли присоединенные к Египту нубийские области и главным городом которого был объявлен Нехен.
Богатая добыча, захваченная Аменхотепом I во время его завоевательных походов, дань, наложенная на покоренные соседние племена, и эксплоатация богатых областей, присоединенных к Египту, в частности богатейших золотоносных районов Нубии дали возможность фараону продолжить строительную деятельность своего предшественника во славу египетских богов, строя в честь них храмы, воздвигая им памятники и щедро одаряя их храмы и их жрецов. В Нубии, в горах Ибрим, Аменхотеп I приказал высечь пещеру, посвященную богине Сатит, одной из богинь нильских порогов. В его царствование систематически эксплоатировались каменоломни в Сильсиле. При его гробнице в западной равнине была построена часовня, а в Карнаке были воздвигнуты монументальные храмовые ворота и колоссальная статуя. Наконец, в Омбосе было сооружено несколько помещений из белого туррасского известняка. О довольно значительной строительной деятельности Аменхотепа I повествует в своей автобиографической надписи придворный царский зодчий Инени в следующих словах:
«Аменхотеп I, он воздвиг в качестве своего памятника для своего отца Амона, владыки Фив [Несут-тауи], соорудив для него большие ворота [высотой] в 20 локтей у двойного фасада храма, из белого айянского известняка, которые сын солнца Аменхотеп, живущий вечно, сделал для него». Можно предполагать, что Инени в данном случае описывает как раз те ворота в южной части Карнакского храма, которые были обнаружены под более поздней кладкой. Это тем более вероятно, что на это уже более ясно указывают дальнейшие слова в надписи того же Инени:
«Аменхотеп I воздвиг в качестве своего памятника для своего отца Амона, владыки Фив [Несут-тауи], построив его дом, воздвигнув его храм, соорудив южные ворота, построенные высотой даже в 20 локтей из прекрасного белого известняка...»
«...его двери были сделаны из меди, выделанной в виде одного куска: отдельные его части были сделаны из электрума. Я наблюдал за тем, что сооружал его величество... бронза, азиатская медь, нагрудные украшения, сосуды, ожерелья. Я был начальником всех работ, все должности были под моим наблюдением...».
Как предполагает Брэстед, этот роскошный храм Амона, описанный Инени, главным строителем фараона Аменхотепа, есть не что иное, как заупокойный храм Аменхотепа I, обнаруженный Шпигельбергом в 1896 г. в Дра-абу-ен-Негга в западной части Фив. Очевидно, это были крупные и заметные для того времени постройки, может быть, связанные с первым праздником хеб-сед, т. е. тридцатилетним юбилеем царя.
Памятники изобразительного искусства того времени сохранили образ царя-воителя, победителя иноземных врагов и покорителя соседних стран и племен. Характерна маленькая деревянная стэла, изданная Розеллини и описанная Масперо. На ней изображен Аменхотеп I, заносящий свой меч над поверженным иноземным врагом. На деревянных стэлах Британского музея и Лувра сохранились любопытные варианты этой традиционной сцены царского триумфа. В одном случае художник изобразил царя на своей колеснице, на другом памятнике фараон сжимает в своих руках двух полузадушенных иноземцев, наконец, царь повергает мощным ударом наземь захваченного врага. Описывая эти типичные сцены царского триумфа, сохранившиеся от времени царствования Аменхотепа I, Масперо полагает, что не следует переоценивать значения этих трафаретных изображений, которые лишь чисто внешним образом фиксируют воинственность царя, создавая своего рода обманчивую видимость («Се sont là de simples apparences bslliqueuses aux quelles il est prudent de ne point se laisser tromper»). Я уже указывал, что, с другой стороны, мы не имеем никаких оснований недооценивать захватнического характера военных походов Аменхотепа I против нубийцев, азиатов и ливийцев, так как на это самым недвусмысленным образом указывают подлинные документальные надписи его времени.
У нас имеются все основания предполагать, что Аменхотеп I сделал энергичную попытку возобновить великодержавную завоевательную политику своих великих предшественников времени Среднего царства. Подобно им, он претендовал на политическое влияние в Сирии, изображая себя в качестве победителя иноземных племен и, возможно, совершая походы в Азию. Подобно им, он начал строительную деятельность в Фивах, в Карнаке и в Дейр-эль-Бахри. Подобно им, он заботился о развитии изобразительного искусства, стремясь увековечить свой образ завоевателя и обожествленного правителя в произведениях искусства, порой высокого художественного совершенства. Так, государственная власть, следуя древней традиции, использует формы искусства и религии для укрепления авторитета царя и царской власти с целью оправдать политику захватнических войн и упрочить классовый строй, основанный на рабовладельческой эксплуатации.
Эта близость идеологии времени Аменхотепа I к эпохе Среднего царства, может быть, сознательно, особенно резко подчеркивается тем, что строительная и художественная деятельность египетских мастеров времени Аменхотепа I особенно близко примыкает к деятельности египетских зодчих и художников предшествующего периода расцвета Египта. Как обнаружили раскопки Нью-Йоркского музея изящных искусств в 1923—1924 гг., Аменхотеп I построил маленький храм в Дейр-эль-Бахри, т. е. именно там, где фараоны Среднего царства построили одно из замечательнейших сооружений своего времени, знаменитый заупокойный храм с колоннадами и пирамидообразной надстройкой. Во время американских раскопок под двором храма Хатшепсут были найдены подлинные фундаменты маленького храма, построенного фараоном Аменхотепом I и царицей Нофрет-ари. Тут же были найдены и кирпичи с их именами, которые были впоследствии использованы для других построек, а также вотивные предметы этого времени. Из Дейр-эль-Бахри происходит далее прекрасная статуя фараона Аменхотепа I, изображенного в виде Озириса, а также верхняя часть стэлы с изображениями Аменхотепа I и фараона Среднего царства Ментухотепа Небхеру-неб-Ра, что особенно резко показывает стремление Аменхотепа I подчеркнуть свою тесную связь с царями Среднего царства. Оба этих ценнейших памятника времени ранней 18-й династии ныне хранятся в Британском музее.47) Не менее характерно и то, что гробница Аменхотепа I была воздвигнута в Дра-абу-ен-Негга среди гробниц фараонов 11-12-й династий, как видно из текста папируса Аббот. Как предполагает Масперо, эта гробница Аменхотепа имела форму мастабы-пирамиды, воспроизводя тем самым тип гробницы Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри. Наконец, нельзя не отметить и тех тесных связей, которые соединяют статуарное искусство времени Аменхотепа I с искусством Среднего царства. В этом отношении особенно типичны прекрасная туринская статуэтка Аменхотепа и каирская статуя того же царя и голова колосса во дворе обелиска в Карнаке. Тщательный стилистический анализ этих статуй показывает, что художники времени Аменхотепа I в своем творчестве были еще прочно связаны с художестве иными традициями предшествующего периода, хотя в произведениях их мастерства постепенно начинают пробиваться элементы нового стиля, характеризующего искусство Нового царства.