Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Цель реферата:
Рассказать об аграрном вопросе, а так же о законопроектах в Первой и Второй Думах. Охарактеризовать ситуацию в России этого периода, до и после реформ. Рассказать о Столыпине, его взглядах. Показать цели, средства достижения этих целей, итоги, критику и оценки столыпинской аграрной реформы.

Оглавление

1) Цель реферата;
2) Краткая биография Столыпина П.А.;
3) Краткое, общее описание реформы;
4) События реформы в историческом контексте;
5) Ситуация к моменту начала реформ:
а) Сельское хозяйство в России 1905 году;
б) Аграрный вопрос;
в) Крестьянские волнения;
6) Мероприятия и законодательные акты аграрной реформы:
а) Взгляды Столыпина;
б) Укрепление в собственность крестьян надельных земель;
в) Продажа крестьянам казенных и удельных земель;
г) Операции Крестьянского Поземельного Банка;
д) Агрономическая помощь;
ж) Кооперативное движение;
з) Административная реформа сельской общины;
и) Аграрные волнения в 1907—1914 годах;
к) Судьба реформ Столыпина после 1911 года;
7) Итоги реформы;
8) Оценки реформы;
9) Список используемой литературы;

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 74.06 Кб (Скачать)

Операции Крестьянского Поземельного Банка 

Задачи Крестьянского Поземельного Банка состояли в кредитовании сделок по покупке крестьянами частновладельческих земель. Крестьяне получали кредит под залог земли, который затем, в срок от 13 до 55½ лет, погашался аннуитетными платежами. Продавцы получали 5% и 6% обязательства банка. С 1903 года банк начал не только кредитовать сделки, но и покупать земли за свой счет и затем продавать их крестьянам (также с кредитованием последних). В 1900—1903 годах крестьянами через кредитование банком ежегодно приобреталось от 700 до 820 тыс. десятин частновладельческих земель, от 90 до 130 тыс. десятин крестьяне покупали напрямую у банка.

14 октября 1906 года был издан  указ, которым были понижены платежи  заемщиков Крестьянского банка.  Процентные ставки кредитов, под  которые банк продавал землю  крестьянам, были уменьшены не только для новых заемщиков, но и по действующим кредитным договорам. Ставка по неипотечному кредиту на 55½ лет с аннуитетными платежами составила 4,0 % (против прежних ставок 4,9 % и 5,2 %), при кредите на 13 лет — 2,9 % (против прежних ставок 5.4-6.0 %). Кредиты крестьянам получили льготный, субсидируемый государством характер; одновременно с решением о выдаче этих кредитов государство, для покрытия дефицита бюджета, делало внешние займы под 5,7 % (внешний займ 1906 года на 874 млн рублей), а сам Крестьянский банк выпускал обязательства под 5 % (для свободного обращения) и под 6 % (именные, без права продажи).

15 ноября 1906 года был издан указ, отменявший закон 14 декабря 1893 года и разрешавший крестьянам  и сельским обществам в целом  получать ссуды Крестьянского  банка под залог надельных  земель. Ссуды можно было расходовать  на выкуп наделов у переселяющихся  членов обществ, для компенсации  недостающей части стоимости  покупаемых у банка земель (кредит  под покупаемую землю выдавался  под 90 % её стоимости), для компенсации разных расходов при развертывании земель. Размер кредита составлял от 40 до 90 % стоимости залога.

Данные меры позволили несколько интенсифицировать деятельность Крестьянского банка, заметно приостановившуюся в 1905—1906 годах (крестьяне верили в грядущую национализацию и бесплатную раздачу помещичьих земли и не желали покупать её). После указа 1906 года, за период 1906—1916 годов через кредитование сделок банком крестьяне приобрели 5.822 тыс. десятин, а напрямую у банка (также с кредитованием) крестьяне за тот же период приобрели 2.825 тыс. десятин.

Земля приобреталась отдельными крестьянами (17 %), сельскими обществами (18 %) и товариществами (65 %) (товарищества представляли собой объединения крестьян только в целях покупки земли, которая в дальнейшем обрабатывалась индивидуально).

Политика банка была рассчитана преимущественно на поддержку крепких  и устойчивых крестьянских хозяйств. 70 % покупщиков земли составляли крестьянские хозяйства, владевшие более чем 9 десятинами земли (то есть, выше средней обеспеченности). Крестьяне оказались достаточно надежными заемщиками, и к 1913 накопленные недоимки составляли только 18 млн руб., в период 1909-13 годов за год банк обращал взыскание на 20-35 тыс. десятин земли, то есть не более чем на 2 % годового объёма продаж.

В части кредитования крестьян под  залог их земель инерция мышления в правительственных кругах оказалось  очень сильной. Защита крестьянских земель от изъятия за долги казалась одной из основ аграрного строя (хотя и полностью противоречила  принципам проводимой аграрной реформы); сильное сопротивление Министерства финансов привело к тому, что в  действительности кредитование под  залог надельных земель не заработало. За 1906—1916 годы банк выдал только 43 млн руб. ипотечных кредитов под залог 560 тыс. десятин земли. Парадоксальность ситуации состояла в том, что крестьянин, не имеющий ничего, мог кредитоваться под залог земли. Крестьянин, уже купивший землю за собственные деньги (то есть заведомо более надежный заемщик), не мог под залог этой земли получить кредит на развитие хозяйства.

Агрономическая помощь

Начиная с 1906 года агрономическая помощь крестьянам во всех её видах резко  интенсифицируется. Инициатором процесса выступал ГУЗиЗ, который часть мероприятий производил своими силами, часть — путем субсидирования деятельности земств. Земства, при обещании государством все новых и новых субсидий, активно подключились к развитию агрономической помощи. В 1905 году расходы государства на агрономическую помощь составили 3.7 млн руб., с 1908 начался быстрый рост ассигнований, и в 1913 году агрономическая помощь обошлась казне уже в 16.2 млн руб.

Эффективность агрономической помощи объяснялась прежде всего тем, что  крестьянское хозяйство сильно отстало  от передовых агротехнологий, что давало ему огромный резерв для развития. Основные возможности роста заключались в применении вместо устарелого трехполья развитых севооборотов (тогдашняя наука предлагала севообороты от простых 4-х польных до 11-польных, к зерновым добавлялись картофель, сеяные травы, лен, сахарная свекла), использовании эффективных сельскохозяйственных машин (прежде всего стальных плугов и рядных сеялок), введение травосеяния, увеличение количества операций по обработке земли, сортировке семян, применении искусственных удобрений (ещё в незначительном количестве), установлении оптимального баланса между пахотными, луговыми и пастбищными землями и увеличении роли животноводства в хозяйствах. Нормальной была ситуация, когда урожай на опытных полях оказывался на 50-90 % выше, чем у крестьян.

Деятельность земств, государственных  и земских агрономов была весьма разнообразной. Земства содержали  опытные поля (для этого они  арендовали участки крестьян, обработка  велась под руководством агрономов), которые оказались самым действенным  средством убеждения крестьян, более  доверявшим личному опыту, чем лекциям  и книгам.

Результатом оказалось быстрое  внедрение в крестьянское хозяйство  современных агрономических технологий и механизация хозяйства. Общая  стоимость сельскохозяйственных орудий в стране увеличилась с 27 млн руб. в 1900 году до 111 млн рублей в 1913 году. Статистика урожайности за отдельные годы не является надежной (по причине больших колебаний урожая между урожайными и неурожайными годами), однако общий сбор хлебов в Европейской России в 1913 году оказался рекордным — 4.26 млрд пудов, в то время как средний сбор за период 1901—1905 составлял 3.2 млрд пудов.

Кооперативное движение

В начале ХХ в. стала быстро возрастать роль зародившихся в 1860-х гг. учреждений потребительской и кредитной  кооперации (т.н. «мелкого кредита»: кредитные  товарищества, ссудо-сберегательные товарищества, земские кассы мелкого кредита). 7 июня 1904 г. Было принято «Положения о мелком кредите», которое. отражало сдвиг ориентации правительства  на «крепких» хозяев. П.А.Столыпин, еще  будучи Саратовским губернатором, уделял кооперативному движению большое внимание.

Росту кооперации способствовала начавшаяся столыпинская аграрная реформа, ликвидировавшая ряд имущественно-правовых ограничений крестьян, а также проведение правительством через Гос. Думу (в 1907-1912гг) ряда законов: «Положение о городских и общественных банках», учреждение «Центрального банка обществ взаимного кредита» и других, часть которых была инициирована «снизу» (III Съезд представителей обществ взаимного кредита, 1907) и поддержана правительством П.А.Столыпина. Свыше 90% кредитных товариществ начинали свою деятельность с помощью ссуд Государственного банка. Координационным центром системы кредитной кооперации стал затем Московский Народный банк (1912).

Количество кооперативов в России к 1914г. всего составило 32975: из них  кредитных кооперативов 13839, далее  шли потребительские 10000, сельскохозяйственные 8576, ремонтные 500 и 60 прочие. По общему количеству кооперативных организаций Россия уступала только Германии.

Административная реформа сельской общины

5 октября 1906 года был издан  указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний». Указом был предусмотрен широкий ряд мероприятий, ослаблявших власть сельского общества над своими членами:

— для поступления на учебу и в духовное звание более  не требовалось разрешение (увольнительный приговор) сельского общества;

— дозволялось поступать  на государственную службу, заканчивать  курс учебных заведений, продолжая  при этом оставаться членом сельского  общества;

— разрешалось одновременно быть членом нескольких сельских обществ;

— разрешалось увольняться  из сельских обществ, не испрашивая их согласия (при условии отказа от пользования мирской землей).

Ряд положений указа был направлен  на расширение правоспособности крестьян с целью уравнения их прав с  другими сословиями:

— крестьянам, как и всем другим лицам бывших податных сословий, дозволялось поступление на государственную  службу;

— были полностью отменены подушная подать и круговая порука в тех немногих местностях, где  они еще существовали;

— было отменено наказание  крестьян земскими начальниками и волостными судами за мелкие проступки, не перечисленные в законе;

— крестьянам было разрешено  обязываться векселями;

— тем крестьянам, которые  имели необходимое цензовое имущество, разрешалось участвовать в выборах в Государственную Думу по соответствующим цензовым куриям;

— крестьяне самостоятельно избирали гласных в земские собрания (ранее крестьяне избирали несколько кандидатов, гласные выбирались из их числа губернатором);

— уездные съезды могли отменять приговоры сельских обществ только по причине их незаконности (ранее дозволялось это делать под предлогом нецелесообразности решений, то есть произвольно).Положения данного указа рассматривались правительством как временные и переходные до момента реализации куда более широкой по замыслу реформы местного управления. Однако, сам указ застрял в III и IV Думах навсегда. Законодатели двух учреждений — Думы и Государственного Совета — оказались неспособными найти компромисс, и предпочли бесконечные затяжки в принятии законопроектов какому-либо конструктивному решению. Соответственно, не приходилось даже думать о законодательном утверждении и каких-либо последующих, более радикальных, мер. В результате, временные правительственные меры 1907 года продолжали действовать до 1917 года без изменений.

Аграрные  волнения в 1907—1914 годах

При начале аграрной реформы  аграрные волнения, достигшие пика в 1905—1906 годах, пошли на спад. Летом 1907 года волнения ещё были очень  значительными (хотя и меньшими, чем  в 1906 году), но с осени 1907 года беспорядки пошли на спад, и далее их интенсивность уменьшалась год за годом, до полного исчезновения к 1913 году.

Причинами прекращения аграрных волнений можно полагать:

— интенсивные карательные  мероприятия;

— общее прекращение революционных  волнений и стабилизацию обстановки по всей стране;

— начало реальных мероприятий  по укреплению земли в собственность и развертыванию земель (землеустроительные работы на местности проводятся между сбором осеннего урожая и подготовкой под посадку озимых, то есть в середине осени; первые землеустройства по указам 1906 года были проведены осенью 1907 года).Признаком постепенного успокоения ситуации является количество земли, предложенной частными владельцами Крестьянскому банку. В 1907 году предложение носило ажиотажный характер, к продаже предлагалось 7.665 тыс. десятин земли, из которых банк купил только 1.519 тыс. десятин. Ещё 1.8 млн десятин было куплено крестьянами у дворян напрямую при содействии банка. Но в следующем 1908 году из некупленных 4.3 млн десятин к продаже было предложено только 2.9 млн. Таким образом, помещики поверили в то, что аграрные волнения в полном объёме более не возобновятся, и прекратили панические попытки продать землю. Далее, объём продаваемых помещичьих земель сокращался год за годом. Вторым доказательством является сохранение относительно стабильных цен на землю даже в момент её наиболее широкого предложения к продаже в 1907 году. Хотя помещики и предлагали землю к продаже, имеющиеся поместья продолжали приносить им доход, в связи с чем цена на землю не могла упасть ниже предельной цены, соответствующей текущей рентабельности помещичьего хозяйства (по деловым обычаям того времени, стоимость имений исчислялась исходя из 6 % доходности). Цены на землю разделились на два периода — до волнений и после (до середины 1906 года сделки практически не совершались, так как покупатели считали грядущую национализацию земли решенным делом). Однако, с открытием III Думы стало ясно, что национализации не будет, и сделки возобновились по прежним ценам (хотя в некоторых местностях цена земли упала на 10-20 %, средняя цена не изменилась).Изменился и характер аграрных беспорядков — если ранее они представляли собой нарушение прав собственности помещиков, то теперь они превратились в протесты против землеустройства на таких условиях, которые казались крестьянами несправедливыми (закон требовал укрепления земель за всяким желающим крестьянином даже в случае отказа сельского общества вынести необходимый приговор). Другой точкой сосредоточения протеста было так называемое «отграничение» общинных и помещичьих земель в ходе землеустроительных работ (помещичьи и общинные земли часто имели сложную границу, вплоть до чересполосности, которую при развертывании общинной земли землеустроители старались упростить), будоражившее старые претензии к помещикам. Предоставление крестьянам реальной свободы хозяйственной деятельности, внезапный переход от традиционной модели существования к образу жизни с множеством возможных вариантов поведения - остаться в общине, выйти на хутор, взять кредит и купить землю, продать имеющийся надел - привел к созданию конфликтной обстановки в деревне и множеству личных трагедий.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа