Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Цель реферата:
Рассказать об аграрном вопросе, а так же о законопроектах в Первой и Второй Думах. Охарактеризовать ситуацию в России этого периода, до и после реформ. Рассказать о Столыпине, его взглядах. Показать цели, средства достижения этих целей, итоги, критику и оценки столыпинской аграрной реформы.

Оглавление

1) Цель реферата;
2) Краткая биография Столыпина П.А.;
3) Краткое, общее описание реформы;
4) События реформы в историческом контексте;
5) Ситуация к моменту начала реформ:
а) Сельское хозяйство в России 1905 году;
б) Аграрный вопрос;
в) Крестьянские волнения;
6) Мероприятия и законодательные акты аграрной реформы:
а) Взгляды Столыпина;
б) Укрепление в собственность крестьян надельных земель;
в) Продажа крестьянам казенных и удельных земель;
г) Операции Крестьянского Поземельного Банка;
д) Агрономическая помощь;
ж) Кооперативное движение;
з) Административная реформа сельской общины;
и) Аграрные волнения в 1907—1914 годах;
к) Судьба реформ Столыпина после 1911 года;
7) Итоги реформы;
8) Оценки реформы;
9) Список используемой литературы;

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 74.06 Кб (Скачать)

Ещё более тревожный характер носила так называемая «разборка» имений. Крестьяне, собираясь толпой, взламывали запоры и расхищали запасы зерновых семян, скот и сельскохозяйственный инвентарь имения, после чего в  некоторых случаях поджигали хозяйственные постройки. Крестьяне, как правило, не разграбляли домашнее имущество помещиков и не уничтожали сами помещичьи дома, признавая в данном случае собственность помещиков на все, что не относилось к сельскому хозяйству.

Насилия и убийства по отношению  к помещикам и их представителям были достаточно редкими, прежде всего  потому, что большинство помещиков  покинуло имения до беспорядков.

Наконец, в самых крайних случаях  дело доходило до поджогов имений и  насилия по отношению к прибывшим  на место волнения силам полицейской  стражи или войскам. Действовавшие  на тот момент правила применения оружия при массовых беспорядках  разрешали войскам открывать  стрельбу до начала какого-либо насилия  со стороны толпы, эффективными способами  разгона толпы без стрельбы на поражение ни полиция, ни войска не владели; результатом были многочисленные инциденты с ранеными и убитыми.

Более мирным, но также эффективным  средством борьбы были забастовки крестьян, арендовавших помещичью землю, или  же, наоборот, работавших по найму на помещичьей земле. Крестьяне по сговору  отказывались выполнять заключенные  с помещиком договоры, пока их условия  не будут изменены на более выгодные.

 

Мероприятия и  законодательные акты аграрной реформы

Взгляды П. А. Столыпина

Наиболее ярким выражением личных взглядов П. А. Столыпина является его речь, произнесенная в Государственной Думе 10 мая 1907 года. Начав с убедительных доказательств полной бесперспективности принудительного отчуждения помещичьих земель, Столыпин перешёл затем к изложению сути своей программы: 
«…Цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину … освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь … деньгами.»

При обсуждении земельного законопроекта  в III Думе П. А. Столыпин разъяснял основные идеи реформы так: 
«В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определённое развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя.…»  
«…По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей. Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей …» 

Из приведённых цитат ясно видно  преобладание в идеях Столыпина  стратегических и макроэкономических соображений, акцентуация на проблеме качества прав собственности и экономических  свободах, что было достаточно необычно для правительственного чиновника  того времени и поэтому не вызывало понимания современников.

Многократно высказывались идеи о  том, что Столыпин не столько сам  пришёл к идее аграрной реформы, сколько, при участии своих ближайших  помощников (прежде всего С. Е. Крыжановского, автора текста наиболее важных законопроектов и речей Столыпина, и В. И. Гурко) скомпоновал их из ранее высказанных предложений. Отчасти это верно (в огромном количестве предложений, поданных в ходе работы Совещаний, можно найти любые идеи), но в том, что реформа была реально проведена в жизнь при огромном политическом сопротивлении, видно неоценимое личное участие Столыпина и выражение его энергии и воли.

Укрепление в собственность крестьян надельных земель

Указ 9 Ноября 1906 года — основополагающий акт аграрной реформы

9 ноября 1906 года издается главный  законодательный акт аграрной  реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли.

Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связанной некоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залог имел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, что укрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.

В тех обществах, где переделов  общинной земли не было свыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тот  участок земли, которым он пользовался  на постоянной основе. В тех обществах, где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность  подлежал такой участок, который  данному домохозяйству в настоящий  момент следовал по тем принципам, по которым был произведен последний  передел (например, по количеству работников в семье); дополнительная земля уже  подлежала выкупу у сельского  общества.

При укреплении в собственность  участков за новыми собственниками сохранялось  прежнее право пользования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).

Домохозяева, желающие закрепить землю  в собственность, должны были заявить  о том сельскому обществу. Сельское общество было обязано в месячный срок собрать сельский сход и принять необходимое решение, для чего требовалось 2/3 голосов. Если такое решение не было вынесено, заявитель мог обратиться к земскому участковому начальнику, который далее принимал решение об укреплении своей властью. Жалобы на постановления сельских сходов и решения земских начальников подавались в уездные съезды.

Особое внимание уделялось тем  крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в  разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял и дом владельца — «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.

Закон стимулировал выход на отруба путем предоставления собственникам  отрубных участков более качественных прав собственности. Собственники чересполосных  участков были уравнены в правах со старыми подворными владельцами. Они  не могли огораживать и окапывать  свои полоски и должны были пускать  на них скот односельчан (в те периоды, когда данное поле не было засеяно); таким образом, им приходилось синхронизировать свой сельскохозяйственный цикл со всей общиной. В то же время, собственники отрубных участков могли огородить  свои участки и использовать их по своему усмотрению. Собственники чересполосных  участков могли наследовать землю, но не могли продавать её без согласия общины; собственники отрубных участков могли совершать с ними любые  сделки.

Выделение отрубов (развертывание) было технически и организационно более сложной задачей, чем традиционные переделы при чересполосном землевладении. Следовало определить, что будет разделено, а что останется в мирском пользовании, найти принципы компенсации разной стоимости земли в разных местах за счёт размера участков, расположить новые проезды и прогоны для скота, обеспечить участки доступом к воде, разобраться с оврагами и заболоченной местностью. При всем этом требовалось произвести обширные и дорогостоящие геодезические работы на местности и камеральную обработку их результатов. Как выяснилось, сами сельские общества не были способны справиться с этой задачей, в том числе и на условии найма ими профессиональных землемеров (в губерниях было очень мало землемеров, и они не были знакомы с развертыванием). Поэтому в данной части аграрная реформа буксовала, пока правительство не обеспечило местные землеустроительные комиссии необходимым штатом инструкторов и землемеров и не начало предоставлять услуги по землеустройству бесплатно.

Закон 14 июня 1910 года

14 июня 1910 года был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», представлявший собой закон 1906 года, повторно, после бесчисленных многоступенчатых обсуждений, внесенный правительством в III Думу в январе 1908 года. Закон, кроме описанных выше положений закона 1906 года, содержал также и важные новации; он явился следующим шагом в деле разрушения традиционной сельской общины.

Все общины, в которых не было общих  переделов с момента наделения  их землею, признавались общинами с  подворным землевладением. Все владельцы  участков в общинах с подворным  землевладением (включая и те общины, в которых подворное землевладение  практиковалось ранее, и те общины, которые были причислены к ним  данным законом) получили права частных  собственников, даже если они и не заявляли такого желания. Для юридического закрепления права собственности  крестьянину надо было получить удостоверительный  приговор сельского схода, который  сход должен был постановить в  обязательном порядке в месячный срок, простым большинством голосов. При отказе схода выдать приговор, необходимые документы выдавались земским начальником.Закон провозгласил частную собственность на весьма значительную часть надельных земель.

В тех общинах, которые производили  переделы, за каждым домохозяйством сохранялось  право требовать укрепления земли  в частную собственность на условиях, близких к закону 1906 года. Не претерпели существенных изменений и правила  для крестьян, желающих получить отрубной участок.

Большие дискуссии вызвал вопрос о  том, личной или семейной должна быть собственность. Столыпин твердо держался позиции, что земля должна находиться в личной собственности крестьянина-домохозяина, отсутствие необходимости семейного  консенсуса при распоряжении землей облегчало, по его мнению, хозяйственный  оборот.

Закон о землеустройстве 1911 года

29 мая 1911 года был издан закон «О землеустройстве». Закон существенно детализовал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов, заменив собой действовавшие де-факто ведомственные инструкции. Закон был внесен ещё в I Думу в 1906 году, однако его принятие чрезвычайно затянулось.

Особенностями закона были следующие  положения: 

— возможность принудительного развертывания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель; 

— четкий перечень тех земель, которые не могут быть разверстаны  без согласия владельцев (земли под  застройкой, под виноградниками и т. п. ценными насаждениями, под разными промысловыми сооружениями); 

— право любого селения  требовать выдела земли (если сельское общество состоит из нескольких селений);  

— отдельный домохозяин может требовать выдела себе земли  к одному месту только до решения  общины о переделе, и если это  возможно без особенных затруднений; одна пятая домохозяев может требовать  выдела им участков к одному месту  в любое время и в любом  случае; 

— полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при  общинном владении); 

— возможность производить  землеустройство, не ожидая окончания  различных судебных споров, связанных  с данной землей.

Продажа крестьянам казенных и удельных земель

Одним из первых мероприятий правительства  под руководством Столыпина была передача в собственность крестьян казенных, удельных и кабинетских  земель.

27 августа 1906 вышел указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения». Все казенные земли сельскохозяйственного назначения (а в некоторых случаях и лесные угодья) подлежали, по мере прекращения действующих договоров аренды, продаже крестьянам через Крестьянский банк. Вопрос оценки продаваемых земель и организация землеустроительных работ были возложены на местные землеустроительные комиссии.

Продажа крестьянам казенных земель не вызвала ажиотажного спроса, так  как в тех местностях, где эти  земли имелись, земельный голод  не ощущался сильно. Продажи достигли максимума в 1909 году, когда было продано 55 тысяч десятин, а всего за 1907—1914 годы было продано 232 тысячи десятин, то есть ничтожно малое количество. Крестьяне  находили аренду казенных земель более  выгодной, чем выкуп. В 1913 году было сдано в аренду 3188 тысяч десятин, средние арендные ставки составляли от 184 коп. за десятину в 1907 году до 284 коп. за десятину в 1914 году .

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа