Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его фамилии службе, он не стал ни дипломатом, ни военным. Окончив Виленскую гимназию, неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После окончания университета он служит в Министерстве государственного имущества, но через год переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителем дворян, в Ковенскую губернию, где на собственном опыте познает заботы и тяготы аграрной России

Оглавление

1. Политическая карьера П. А. Столыпина 2
2. Социально-политическое и экономическое положение
в России на рубеже веков. 4
3. Аграрная реформа
3.1. Сущность аграрной реформы Столыпина 9
3.2. Содержание аграрной реформы 12
3.3. Методы аграрной реформы 17
3.4. Итоги реализации аграрной реформы 18
4. Заключение
4.1. Уроки аграрной реформы. 21
4.2. Причины неудач реформаторства Столыпина. 24
5. Литература 25
6. Приложения 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Столыпинская аграрная реформа.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации 

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского  государственного университета

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

Студент  группы Ю-074

 Доронин  С. Е.

 

Курсовая работа

по  иСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  
ГОСУДАРСТВА  И  ПРАВА

Столыпинская  аграрная

реформа

 

 

 

Руководитель

к.э.н., доцент

 Иванов В.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

допущена к защите

__________________

      подпись  руководителя

    «__» __________  2007 г.

Курсовая работа

защищена с оценкой  «_______»

__________________

      подпись  руководителя

   «__»___________ 2007 г.


 

 

 

 

Новокузнецк, 2007г.

           “Природа вложила в человека  некоторые врождённые инстинкты,  как-то чувство голода, половое  чувство и т. п. и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности.

Нельзя любить чужое наравне  со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном  пользовании, наравне со своею землёю.

            Искусственное в этом отношении  оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нём врождённого чувства собственности ведёт ко многому дурному и, главное, к бедности”.

                                         П. А. Столыпин.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Политическая карьера П. А. Столыпина                             2

2. Социально-политическое и экономическое  положение 

     в России  на рубеже веков.                                               4

3. Аграрная реформа                                              

          3.1. Сущность аграрной реформы Столыпина              9

          3.2. Содержание аграрной реформы                             12

          3.3. Методы аграрной реформы                                     17

          3.4. Итоги реализации аграрной реформы                    18

4. Заключение

          4.1. Уроки аграрной реформы.                                      21

          4.2. Причины неудач реформаторства Столыпина.     24

5. Литература                                                                             25

6. Приложения                                                                           26

1. Политическая карьера П. А. Столыпина

П. А. Столыпин (1862-1911 гг.) - выходец из старого дворянского рода, известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся политических и литературных деятелей. Бабушка М. Ю. Лермонтова - урожденная Столыпина. Прадед - сенатор А. А. Столыпин - друг М. М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, друг Л. Н. Толстого, навещавший его в Ясной Поляне. Мать П. А. Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова - племянница канцлера России А. М. Горчакова, одноклассника А. С. Пушкина по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А. В. Суворова. Таким образом, семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П. А. Столыпина владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях.

Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его  фамилии службе, он не стал ни дипломатом, ни военным.  Окончив Виленскую гимназию, неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После окончания университета он служит в Министерстве государственного имущества, но через год переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителем дворян, в Ковенскую губернию, где на собственном опыте познает заботы и тяготы аграрной России.

В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором говорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно высказался за уничтожение общинной чересполосицы и за расселение по хуторам. Это заявление явилось неким начальным положением его в будущей обширной "аграрной реформе". Надо отдать должное смелости Столыпина: когда разгорелась полемика о путях аграрной реформы между Витте и Плеве, он не поддержал позиции своего начальника, хотя в 1902 году убеждения Столыпина были еще весьма далеки от четкой программы Витте, которая была отклонена накануне революции 1905 - 1907 года.

В марте 1903 года Столыпина  назначают губернатором в более  крупную и важную саратовскую  губернию. Здесь и застала его  первая революция, в которой проявились две его характерные черты: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны Государственной Думы: "Не запугаете!", но и на самом деле вел себя бесстрашно.

В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел  и вся борьба с революцией ложится  на его плечи. Вскоре он сменяет Горемыкина на посту председателя Совета министров. Ему было доверено проложить политический курс в новых исторических условиях - обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с "народным представительством". Подключившись к работе, он начал политику успокоения народа.

Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые, по его мнению, не будут  способствовать развитию экономики  и повышения качества жизни народа. В намерения Столыпина не входило  ни восстановление абсолютизма, ни уничтожение  народного представительства - он стремился лишь к установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии. Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая и культурно развитая. "Противникам государственности, - сказал он, выступая в Думе, - хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!"

 

2. Социально-политическое и экономическое   положение в России на рубеже веков.

К концу XIX века стало  ясно, что положительный преобразовательский  потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен  контрреформистским  курсом консерваторов  после трагической гибели Александра II в 1881г. Необходим был новый цикл реформ.

На рубеже XIX-XX веков  потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально-экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции.  По целому ряду причин, особенностью именно российской крупной буржуазии была готовность пойти на какой-либо компромисс с абсолютизмом и, следовательно, соответствующей ему феодальной социально-экономической базой. Не смотря на это, по чисто субъективным соображениям царя, абсолютизм не желал идти навстречу. И в XVIII, и в XIX, и в XX веке власти шли на какие-либо преобразования в обществе и государстве из соображений сохранения династии, укрепления своих позиций.

К сожалению, верхи монархии не редко не совсем верно оценивали реальную социально-политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней  лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как  С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

1905-1907 гг. со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов тогдашней России. История же, по мнению Н. Эйдельмана, предлагает следующие пути:

1. Продолжение революции  снизу, что представляется весьма  реальным;

2. Контрреволюция сверху, в какой-то степени она осуществляется.

3 июня 1907 г. - разгон II Государственной  Думы - довольно отчетливый пример... Однако большего, правители себе позволить не могли. Кроме нового, "бесстыжего" избирательного закона, увеличившего представительство в Думе крупных землевладельцев и буржуазных элементов, никаких крупных контрреволюционных мер не последовало. 

При угрозе новых революционных  волнений снизу и более чем  скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по третьему пути - еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии.   С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе!

Интересно отметить, что  П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в государстве, не суть главное и тем более  не есть условие реформ экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие: программа реформ была рассчитана на буржуазно-демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно-демократические (например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной для качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и верил в личность императора - политика, как показало время, недалекого. Этот факт едва ли не основной в идеологии столыпинского реформаторского курса. 

Он считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (напр. политической или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы.

Уместно заметить, что этот спор актуален и сегодня, спустя почти век. Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительных результатов реформирования одной общественной сферы без изменения другой. По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с курса на новое государство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо нам знакомая щетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть и не может, пока он всевластен, и если нет в стране, говоря словами Столыпина, самостоятельных собственников. 

6 марта 1907 года, П. А.  Столыпин выступил перед II Государственной Думой с изложением правительственной программы реформ. Список открывал знаменитый указ 9 ноября, а также другие аграрные мероприятия. Несколько законопроектов касались свободы совести (переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др.). Были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства, рабочим - профессионального союза и государственного страхования, стране в целом - реформа образования. Большое значение в программе придавалось возрождению боевой мощи армии и флота, утраченной в русско-японскую войну.

10 мая Столыпин выступил с изложением правительственной концепции решения аграрного вопроса. Это была его итоговая коронная речь во II Государственной Думе. Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином - бездельником и крестьянином - хозяином в пользу последнего.      

Всегда были и будут  тунеядцы, решительно заявил премьер. Но не на них должно ориентироваться  государство: только "право способного, право даровитого создало право собственности на Западе". Способный, трудолюбивый крестьянин - "соль земли русской", и поэтому его надо поскорее освободить "от тисков" общины, передав ему землю в неотъемлемую собственность.

Чтобы подчеркнуть генеральное значение избранного курса, Столыпин закончил свое выступление фразой, которая, как показало время, оказалось лучшей в его ораторском арсенале и наиболее политически эффектной. Она заканчивалась так: "им (противникам государственности, радикалам) нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".

И действительно, к этим "противникам государственности" правительство отнеслось со всей жестокостью.

24 августа 1906 года была  опубликована правительственная  программа, состоящая из двух  частей - репрессивной и реформистской. В соответствии с первой в местностях, объявленных на военном положении и положении чрезвычайной охраны, вводились военно–полевые ("скорорешительные") суды, а в центре реформистской части был вышеупомянутый указ 9 ноября 1906 года о выходе из общины с сопутствующими ему законами. Именно с этими составляющими, по свидетельству А. Я. Авреха, - столыпинской аграрной политикой и "столыпинскими галстуками"- у современников в первую очередь и ассоциировался новый глава правительства.

Его декларация перед III Государственной Думой, мало чем отличавшаяся от предыдущей, объявляла первой и основной задачей правительства не "реформы", а борьбу с революцией, противопоставляя этому явлению только силу.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа