Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Цель реферата:
Рассказать об аграрном вопросе, а так же о законопроектах в Первой и Второй Думах. Охарактеризовать ситуацию в России этого периода, до и после реформ. Рассказать о Столыпине, его взглядах. Показать цели, средства достижения этих целей, итоги, критику и оценки столыпинской аграрной реформы.

Оглавление

1) Цель реферата;
2) Краткая биография Столыпина П.А.;
3) Краткое, общее описание реформы;
4) События реформы в историческом контексте;
5) Ситуация к моменту начала реформ:
а) Сельское хозяйство в России 1905 году;
б) Аграрный вопрос;
в) Крестьянские волнения;
6) Мероприятия и законодательные акты аграрной реформы:
а) Взгляды Столыпина;
б) Укрепление в собственность крестьян надельных земель;
в) Продажа крестьянам казенных и удельных земель;
г) Операции Крестьянского Поземельного Банка;
д) Агрономическая помощь;
ж) Кооперативное движение;
з) Административная реформа сельской общины;
и) Аграрные волнения в 1907—1914 годах;
к) Судьба реформ Столыпина после 1911 года;
7) Итоги реформы;
8) Оценки реформы;
9) Список используемой литературы;

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 74.06 Кб (Скачать)

 

 

 

Судьба  реформ Столыпина после 1911 года

Реформы Столыпина, вопреки  распространенному мнению, начали приносить  свои главные плоды как раз  после 1911 года – благодаря законодательным актам 1911 года реформа обретает второе дыхание.

Буквально по всем стадиям  землеустройства средние показатели 1912-1913 гг. превосходят - и весьма значительно - аналогичные показатели 1907-1911 гг. Так, в 1907-1911 гг. в среднем ежегодно подавалось 658 тысяч ходатайств об изменении  условий землепользования, а в 1912-1913 гг. - 1166 тыс., закончены подготовкой  в 1907-1911 гг. дела 328, тыс. домохозяев на площади 3061 млн. десятин, в 1912-1913 гг. - 774 тыс. домохозяев на площади 6740 млн. десятин, утверждено землеустроительных проектов в 1907-1911 гг. для 214 тыс. домохозяев на площади 1953 млн. десятин, в 1912-1913 гг. - 317, тыс. домохозяев на площади 2554 млн. десятин. Это касается как группового, так и индивидуального  землеустройства, в том числе  и единоличных выделов из общины. За 1907-1911 гг. в среднем за год по России хотели выделиться 76 798 домохозяев в год, а в 1912-1913 – 160 952, т.е. в 2,9 раза больше. Еще выше рост числа окончательно утвержденных и принятых населением землеустроительных проектов единоличных  выделов - их число увеличилось с 55 933 до 111 865 соответственно, т.е. в 2,4 раза больше в 1912-13 гг., чем в 1907-1911 гг. Принятые в 1907-1912 гг законы обеспечили быстрый рост, например, кооперативного движения даже во время ПМВ: с 1914г. по 1 января 1917 г. общее число кооперативов выросло с 32975 до почти 50 000 к 1917 году, т. е.более чем в 1.5 раза. К 1917 г. в них состояло 13.5-14 миллионов человек. Вместе с членами семей получается, что до 70-75 млн. граждан России (около 40 % населения) имели отношение к кооперации.

 

Итоги реформы

Итоги реформы  в численном выражении оказались  следующими:

  • ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13.5 млн.
  • из 13.500 тыс. крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1.436 тыс. (10.6 %) [71];
  • из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25.2 млн. (21.2 %), ещё на 9.1 млн десятин (7.6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель).
  • при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1.04 млрд руб, крестьяне приобрели 9.65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель).
  • около половины крестьянских домохозяйств, ходатайствовавших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности; в том числе, 1.8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба.
  • помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

 

 

Оценки и критика  реформы

Реформа, затронувшая важнейшие  социальные и демократические интересы, породила в дореволюционный период обширную литературу. Оценка реформы  современниками не могла быть беспристрастной. Отзывы о реформе прямо зависели от политических позиций. Учитывая большой  вес критиков правительства в  общественной и научной жизни  того времени, можно считать, что негативное отношение преобладало над позитивным. Народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения на аграрный вопрос подразумевала акцентуацию страданий и эксплуатации крестьянства, представления о позитивной роли общинного землевладения и общую антикапиталистическую тенденцию, надежды на положительный эффект отчуждения помещичьих земель, обязательную критику любых начинаний правительства. Правые, подчеркивавшие позитивную роль дворянского землевладения, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель. Октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в Думе, старались повысить собственную значимость путем затягивания рассмотрения всех законопроектов путем внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений. При жизни Столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности; мнения о Столыпине заметно смягчились после его трагической смерти.

Современные российские историки, при  большом диапазоне мнений, в целом  склонны позитивно относиться к  реформам Столыпина, и в особенности, к аграрной реформе.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда  не были осуществлены полностью. Сам  Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам Столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»). Характер инициированных реформой перемен, как институциональных (повышение качества права собственности), так и производственных (переход на 7-9 летние севообороты), был постепенным, долговременным и не давал оснований ожидать существенного эффекта за 6-7 лет активного хода реформы (считая реальное развертывание реформы в 1908 году и приостановку её хода с началом войны в 1914 году). Многие наблюдатели 1913—1914 года полагали, что страна наконец подошла к началу стремительного аграрного роста; однако, данное явление было заметным не в основных показателях сельскохозяйственной статистики, а в косвенных проявлениях (бурное развитие низового сельскохозяйственного образования, столь же бурное увеличение спроса на современное сельскохозяйственное оборудование и специальную литературу и т. п.).

При достигнутых в 1913 году темпах землеустроительных работ (4.3 млн десятин в год) землеустроительная деятельность была бы завершена к 1930-32 году, а учитывая нарастание скорости — быть может, к середине 1920-х годов. Война и революция не дали осуществиться этим широким планам.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

 

  1. Батуринский Д.А. Аграрная политика царского правительства и Крестьянский поземельный банк
  2. Горемыкин М.И. Аграрный вопрос. Некоторые данные к обсуждению его в Государственной Думе
  3. Ковальченко И. Д. Соотношение крестьянского и помещичьего хозяйства 
  4. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа
  5. Челинцев А.Н. Русское сельское хозяйство перед революцией
  6. Изгоев А. П.А.Столыпин. Очерк жизни и деятельности
  7. П.А.Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы



Информация о работе Столыпинская аграрная реформа