Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Цель реферата:
Рассказать об аграрном вопросе, а так же о законопроектах в Первой и Второй Думах. Охарактеризовать ситуацию в России этого периода, до и после реформ. Рассказать о Столыпине, его взглядах. Показать цели, средства достижения этих целей, итоги, критику и оценки столыпинской аграрной реформы.

Оглавление

1) Цель реферата;
2) Краткая биография Столыпина П.А.;
3) Краткое, общее описание реформы;
4) События реформы в историческом контексте;
5) Ситуация к моменту начала реформ:
а) Сельское хозяйство в России 1905 году;
б) Аграрный вопрос;
в) Крестьянские волнения;
6) Мероприятия и законодательные акты аграрной реформы:
а) Взгляды Столыпина;
б) Укрепление в собственность крестьян надельных земель;
в) Продажа крестьянам казенных и удельных земель;
г) Операции Крестьянского Поземельного Банка;
д) Агрономическая помощь;
ж) Кооперативное движение;
з) Административная реформа сельской общины;
и) Аграрные волнения в 1907—1914 годах;
к) Судьба реформ Столыпина после 1911 года;
7) Итоги реформы;
8) Оценки реформы;
9) Список используемой литературы;

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 74.06 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Столыпинская аграрная реформа»

 

 

Кем выполнен:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оглавление:

 

1) Цель реферата;

2) Краткая  биография Столыпина П.А.;

3) Краткое,  общее описание реформы;

4) События  реформы в историческом контексте;

5) Ситуация  к моменту начала реформ:

а) Сельское хозяйство в  России 1905 году;

б) Аграрный вопрос;

в) Крестьянские волнения;

6) Мероприятия и законодательные акты аграрной реформы:

а) Взгляды Столыпина;

б) Укрепление в собственность крестьян надельных земель;

в) Продажа крестьянам казенных и удельных земель;

г) Операции Крестьянского Поземельного Банка;

д) Агрономическая помощь;

ж) Кооперативное движение;

з) Административная реформа сельской общины;

и) Аграрные волнения в 1907—1914 годах;

к) Судьба реформ Столыпина после 1911 года;

7) Итоги реформы;

8) Оценки реформы;

9) Список используемой литературы;

Цель реферата:

Рассказать об аграрном вопросе, а так же о законопроектах в Первой и Второй Думах. Охарактеризовать ситуацию в России этого периода, до и после реформ. Рассказать о Столыпине, его взглядах. Показать цели, средства достижения этих целей, итоги, критику и оценки столыпинской аграрной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография  Столыпина П.А.

 

Пётр Аркадьевич Столыпин (2 апреля 1862, Дрезден, Саксония — 5 сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра.

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как  реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую  он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

Во время выступлений перед  депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!» и  «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»  стали крылатыми.

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось и  было совершено 11 покушений. Во время  последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

 

 

 

 

 

 

 

Краткое, общее  описание реформы

Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа представляла собой  комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью  реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового  недовольства (в первую очередь, прекращение  аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель — процветание — сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.

Реформа разворачивалась  в нескольких направлениях:

  • Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
  • Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
  • Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по развертыванию чересполосных общинных земель.
  • Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
  • Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
  • Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
  • Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского  надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

 

События реформы  в историческом контексте

Возникновение идеи аграрной реформы  и её развитие было более всего  связано с двумя явлениями — деятельностью первых трёх Государственных Дум и аграрными волнениями как частью революции 1905—1907 годов.

Ситуация в 1900—1904 годах многим наблюдателям казалась тревожной, отовсюду раздавались голоса, предупреждавшие  правительство об обострении аграрного  вопроса, тяжелой ситуации в деревне, обнищании и безземелье крестьян, их нарастающем недовольстве. Правительственная  реакция была достаточно вялой. Цепочка  сменявших друг друга правительственных  Совещаний по аграрному вопросу продолжала свою неторопливую деятельность, не приводящую к определённым результатам.

В январе 1904 началась Русско-японская война, окончившаяся в августе 1905 года поражением России.

18 февраля 1905 года Высочайший  указ призвал всех подданных подавать правительству «виды и предположения по вопросам, касающимся обсуждения государственного благоустройства». За весьма неожиданным для населения указом последовал столь же неожиданный для правительства поток предложений (наказов) сельских обществ. Недовольство сельского населения аграрным строем, стремление крестьянства к национализации помещичьих земель, степень проникновения в село эсеровских идей становятся очевидными. В июле августе 1905 года создается Всероссийский крестьянский союз, выражающий те же устремления.

С весны 1905 года резко усилились  аграрные волнения, совпавшие по времени  с другими событиями революции 1905—1907 годов, а также и с заметным неурожаем. Объявленная 5 апреля существенная льгота — облегчение в уплате продовольственных долгов за помощь при неурожаях прошедших лет — не оказала никакого положительного воздействия. Правительство Витте было вынуждено, не дожидаясь завершения работы бесконечно тянувшихся Совещаний по аграрному вопросу, немедленно, не сформулировав определённые направления аграрной политики, отменить выкупные платежи (5 ноября 1905 года). Обстановка в правительстве, искавшем выход из сложившейся революционной ситуации, не позволяла заниматься разработкой долговременных реформ и вынуждала ограничиваться одномоментными мерами.

Летом 1905 года аграрные волнения достигли не виданного ранее размаха. Правительство, занятое борьбой с разного  рода революционными возмущениями, не имело возможности заниматься ничем, кроме как подавлением наиболее опасных из этих волнений. П. А. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, поражённой волнениями более всех других в России.

5 августа 1905 выходит Манифест  об учреждении Государственной Думы, а 17 октября — знаменитый Манифест«Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший основные гражданские свободы и гарантировавший, что ни один закон не будет принят без одобрения Думы.

22 апреля 1906 года С. Ю. Витте уходит в отставку с поста председателя Совета министров, а на его место назначается И. Л. Горемыкин. 26 апреля 1906 года П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел.

4 марта 1906 года учреждаются землеустроительные  комиссии, пока что ещё с очень  небольшими и плохо продуманными  полномочиями. Из указа об учреждении  комиссий видно, что правительство  ещё не вполне продумало свою  аграрную программу.

I Дума открылась 27 апреля 1906 года. Хотя заседания Думы с самого начала приняли резкий антиправительственный тон, правительство предприняло попытку организовать консультации с большинством Думы о назначении думских лидеров на некоторые министерские должности. Главноуправляющий землеустройством и   земледелием Н. Н. Кутлер подготовил правительственный законопроект, предусматривавший (в духе предложений кадетского большинства думы) принудительное отчуждение части помещичьих земель. Все попытки найти общий язык провалились, Дума была распущена через 72 дня, 8 июля. В тот же день П. А. Столыпин был назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним поста министра внутренних дел.

Аграрные волнения с весны 1906 года возобновились с ещё большей  силой, и к моменту роспуска I Думы количество инцидентов достигло исторического  максимума. 1906 год оказался крайне неурожайным. Правительство интенсивно оказывало дорогостоящую продовольственную помощь, которую сельское население, привыкшее считать её обязательным подарком («царёвым пайком»), принимало без благодарности.

Ситуация продолжала оставаться неопределённой. Хотя правительство уже подготовило (или активно готовило) основополагающие документы реформы, последующие  события могли развиваться различными путями. Можно было предположить, что  новая Дума, избранная по тому же закону, окажется столь же радикально настроенной. Что произойдет дальше — роспуск Думы, налаживание работы с Думой, отмена или реформа думской системы — никто ещё не мог представить.

П. А. Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы, по статье 87 Основных законов. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой (а также во время думских каникул), с обязательством внести эти законы в Думу в двухмесячный срок со дня её открытия.

27 августа вышел указ о продаже  крестьянам государственных земель. 5 октября 1906 года был издан  указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», посвящённый улучшению гражданско-правового статуса крестьян. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит. Наконец, 9 ноября 1906 года выходит главный законодательный акт реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.

Реформа, благодаря смелому шагу Столыпина — изданию законов по 87 статье — приобрела необратимый характер. Революционная активность, которую продемонстрировали в 1906 году крестьяне, делала политически невозможной отмену единожды данных им законом прав.

II Дума открылась 20 февраля 1907 года. С самого начала II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства, чем предшествующая Дума. Было очевидно, что любые значимые правительственные законопроекты, в том числе и аграрные, будут отвергнуты Думой, кадетское большинство которой продолжало выступать за предложения в спектре от полной национализации до частичного отчуждения помещичьих земель. Дума была распущена через 102 дня, 3 июня, не успев ни принять, ни отвергнуть какие-либо значимые законы. Избирательное законодательство, с нарушением Основных государственных законов, было изменено таким образом, что правительство получило уверенность в том, что в следующей Думе будет проправительственное большинство («Третьеиюньский переворот»).

Этот день явился окончанием неопределённости, в которой находилось правительство. Первые две Думы (часто называемые «думами народного гнева») придерживались такого курса в разрешении аграрной проблемы, который правительство  Столыпина полагало принципиально  недопустимым. Борьба между Думами и правительством, в которой не нашлось места компромиссу, завершилась  победой правительства. Большинство  в Думе теперь контролировалось партией октябристов (в блоке с умеренными националистами), настроенными на сотрудничество.

III Дума открылась 1 ноября 1907 года, и в неё был сразу же внесён весь пакет правительственных законопроектов аграрной реформы. Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. Дума, как правило, вносила в законопроекты поправки, направленные на их либерализацию, после чего законопроекты попадали в Государственный Совет, который, в силу своей большей консервативности, возвращал законопроект на повторное рассмотрение, назначались согласительные комиссии, после чего процедура рассмотрения и принятия повторялась ещё раз.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа