Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:23, реферат
Столыпин Петр Аркадьевич - государственный деятель, дворянин, родился в 1862 году. Окончив Санкт-Петербургский университет, службу начал в департаменте земледелия и сельской промышленности. В этот период времени занимался также систематизацией сельскохозяйственной литературы, особенно проявлял интерес к трудам о земельной собственности, использования государственных земель, выкупе земель, крестьянском хозяйстве и как высшим его типе - фермерском хозяйстве. Переехав в свое имение Колноберже, расположенное в Литве, интересовался организацией литовского сельского хозяйства, где размеры наделов крестьян были большими, хуторские сельские хозяйства - процветающими с сильными традициями семейного хозяйствования.
Введение
Суть Столыпинской аграрной реформы
Выход крестьян из общины
Крестьянский поземельный банк и реформа
Арендные отношения на селе
Хуторские и отрубные хозяйства
Крестьянская кооперация
Агрокультурные мероприятия
Переселенческая политика
Позитивные уроки Столыпинской аграрной реформы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина
Экономический факультет
Реферат
По истории Украины
По теме: Столыпинская аграрная реформа
Подготовила:
Тымкив Наталия
Проверил:
Семененко В.И.
Харьков-2012
Содержание
Введение
Столыпин Петр Аркадьевич - государственный деятель, дворянин, родился в 1862 году. Окончив Санкт-Петербургский университет, службу начал в департаменте земледелия и сельской промышленности. В этот период времени занимался также систематизацией сельскохозяйственной литературы, особенно проявлял интерес к трудам о земельной собственности, использования государственных земель, выкупе земель, крестьянском хозяйстве и как высшим его типе - фермерском хозяйстве. Переехав в свое имение Колноберже, расположенное в Литве, интересовался организацией литовского сельского хозяйства, где размеры наделов крестьян были большими, хуторские сельские хозяйства - процветающими с сильными традициями семейного хозяйствования.
В период пребывания губернатором города Гродно, активно изучал экономику сельского хозяйства и положил начало ряду реформ экономики Гродненской области через сельское хозяйство. В период службы Саратовским губернатором углубленно изучает состояние дел в сельском хозяйстве, анализирует причины его недостатков. Перед созывом первой Государственной думы в 1903 году П.А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. 1906 год – Председатель Кабинета Министров.
Формирование
аграрно-экономической
Столыпинская аграрная реформа - это завершение реформ, начатых Александром II. Указ от 9 августа 1906 года внес коррективы в законодательство 1861 года, касающиеся общины и общинной собственности.
Суть реформы - ненасильственное разрушение крестьянской поземельной общины, скупка помещичьих земель через Крестьянский банк и продажа их в кредит крестьянам. Столыпинские реформы были нацелены не против крестьянской общины с ее коллективистскими сдерживающими порядками, а направлены на освобождение деревни от скрытой безработицы, на интенсификацию сельского хозяйства и перераспределение рабочей силы в промышленность, которая в ней нуждалась.
Аграрное Столыпинское законодательство представляло собой единый комплекс, отдельные элементы которого были крепко взаимосвязаны между собой. Главных законов было четыре:
Согласно этим Законам Крестьянскому Поземельному Банку переданы 1 млн. 800 тыс. десятин надельных и казенных земель для продажи их крестьянам.
Аграрная реформа предусматривала проведение трех групп мероприятий:
Главнейшее условие – это выход крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность.
Если
до 1906 года община считалась собственником
надельной земли и право
Реализация аграрной реформы должна была быть такой: предоставление крестьянину земельного участка, вырезанного из государственных земель, на первых порах временно, а затем – закрепление его за крестьянином, обеспечив агрокультурными условиями пользования. Таким образом, рядом с общиной появился бы зажиточный крестьянин, устойчивый хозяин земли. Такой эволюционный путь развития крестьянской проблемы сводился к перерастанию сельских хозяйств в высший его тип – фермерский, ориентированный на рынок.
В процессе развития отношений купли-продажи земли являлось неминуемым естественное сокращение помещичьего земельного фонда. Но насильственное отчуждение дворянских земель, ликвидация самого дворянства, по его мысли, означало бы ликвидацию очагов культуры и агрокультуры в крестьянской стране.
Агарный строй в Российской империи П.А. Столыпин видел в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местным самоуправлением.
Предложив реформирование аграрного сектора, которое одновременно предусматривало и важные изменения в политических отношениях на местах, П.А. Столыпин надеялся на поддержку не только трудящихся, в частности крестьян, но и царского двора. Однако придворные круги поняли, что введение реформ означает неизбежный подрыв дворянства и царского правительства. Вследствие этого в лабиринтах императорского двора сразу же начало формироваться негативное отношение к политике реформатора.
Осуществление земельной реформы в украинских селах было возложено на губернские и уездные землеустроительные комитеты. Наиболее активно процесс выхода из села происходил на Правобережье, в частности в Киевской губернии и на юге. Выделение крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность дало значительные позитивные результаты.
Для обеспечения стабильности крестьянских хозяйств, созданных вследствие выхода из общины, с целью предотвращения спекуляций и негативных последствий, правительство предусматривала следующие мероприятия:
- установление граничного размера индивидуального землевладения;
- запрета продажи земли не крестьянам;
- закрепление права крестьянина на выделение земли в одном месте;
- запрещалось закладывать землю в частных банках;
- запрещалось покупать больше семи паев в одном уезде.
Настоящим прорывом был Указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских жителей", вышедший в октябре 1906 года. Крестьянам разрешалось получать паспорт свободно, без согласия общины. Отменялось ограничение в приеме крестьян на работу, разрешалось свободное избрание профессии и места проживания.
В 1915 году выход из общин был прекращен в связи с военным положением.
Значительное место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому Поземельному Банку. В новых условиях реформирования села, укрепление его осуществлялось путем расширения операционных функций банка. На Крестьянский банк возлагалась задача покупки помещичьих землевладений и продажу земельных участков крестьянам по льготным ценам с двадцатилетним кредитом. Кроме того в банк передавалось большинство удельных земель и степных угодий, вследствие чего уменьшались владения царской семьи, земли Сибири и Алтайского округа становились местом обустройства переселенцев.
Значительную часть кредитов брало на себя государство, то есть крестьянину в результате помогали все ветви населения, все плательщики налогов. Банк увеличивал кредиты крестьянам, удешевляя их. Он платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. П.А. Столыпин понимал: чтобы осуществить реформу, нужно привлечь к земле деньги. Крестьянам предоставлялась помощь также для строительства жилья путем льготного и бесплатного предоставления лесоматериалов.
Через банк помещики Украины и России продавали свои земли крестьянам. В результате сужения помещичьих землевладений, преобразование их на более эффективные предприятия, связанные с рынком, потребность в найме рабочей силы на селе снизилась, что привело к выталкиванию слабосильных крестьян за ворота сельскохозяйственного производства.
Крестьяне Украины в период реформы в силу сложившихся отношений продолжали аренду земли. Наиболее активно арендовали земли на юге и левобережье Украины.
В арендный фонд входили не только помещичьи земли, но и часть крестьянских. Некоторые малоземельные крестьяне не имели инвентаря для обработки земли; другие, считая за лучшее сдать свой надел в аренду зажиточным крестьянам, уходили на заработки в города. Оплата за аренду осуществлялась по денежно-отработочной системе или за часть урожая.
Важным мероприятием земельного реформирования было выделение крестьян на хутора и отруба. До 1906 года в украинских губерниях существовали чересполосица, многополосица и сервитуты, что затрудняло эффективное ведение сельскохозяйственных работ. Поэтому ставилась задача – ликвидировать чересполосицу, многополосицу и сервитуты "сверху" под контролем центрального правительства. Такой подход отвечал интересам крестьян, поскольку оно получали право на сведение земель в единое целое – отруб, а также на земельный надел в поле с правом сооружения на нем зданий, то есть на основании хуторского хозяйства.
Исследования Столыпинской реформы свидетельствуют, что в Российской империи происходил переход к частному землевладению, расселению на хутора и отруба по инициативе самих крестьян, без какого-либо давления со стороны правительства.
Раздел земли происходил справедливо. Участки классифицировались по качеству, желающие купить лучшие земли вносили на торгах соответствующие суммы, что потом в порядке компенсации передавались тем, кому доставались худшие земли. Участки среднего качества предоставлялись без доплат. При таком разделе, как правило, лучшие земли доставались зажиточным крестьянам. Практиковался и такой принцип раздела, как увеличение площади участка при условии ее более низкого качества и уменьшение площади лучших участков.
Благодаря выделению крестьян из общин на хутора и отруба расширились посевные площади в Украине, а также Нечерноземном центре России, Северном Кавказе и особенно в Сибири. Повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, выросло поголовье скота. Значительно улучшились способы обработки почвы, широко стала применяться сельскохозяйственная техника. За 2-3 года единоличники провели значительные мелиоративные работы.
Документальные источники свидетельствуют, что годы после принятия основных государственных актов, ставших сутью реформы, характеризуются поднятием сельского хозяйства на чрезвычайно высокий уровень. Например, в период с 1906 по 1913 годы производство зерновых превышало на 28% такое же производстве в США, Аргентине и Канаде вместе взятых. Российская империя стала главным производителем сельскохозяйственной продукции и в Европе и в мире.
Высокая товарность хозяйствования в Украине позволяло ей объемами продажи продукции земледелия на европейском рынке держать первенство среди других земледельческих регионов Российской империи. Вследствие развития зернового хозяйства экспорт зерна в южных степях Украины достиг больших размеров. Из общего экспорта пшеницы, осуществляемого империей, на Украину выпадало 90%. Производство сахара возросло почти в два раза.
В 1913 году впервые в страну были импортированы трактора и другая сельскохозяйственная техника, применение которых также способствовало повышению уровня ведения земледелия и позитивно сказывалось на развитии животноводства.
Столыпинская реформа придала взрывной характер темпам развития сельскохозяйственного производства и одновременно – социально-экономическому прогрессу страны. Рост производительности труда в сельском хозяйстве благоприятствовал созданию излишков рабочей силы на селе, которая нашла себе место на стройках городов, в отраслях промышленности, железнодорожном транспорте.