Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:42, шпаргалка
Образование Древнерусского государства (VIII-XI вв.). Особенности экономического и социально-политического развития Киевской Руси.
Первые киевские князья (IХ – Х вв.) Принятие христианства
Наивысший расцвет Киевской Руси (ХI – начало ХII вв).
34. Россия в 1991 – 2000 г.
1. Последствия перестройки
1.1. Экономическими последствиями р
Непосредственным результатом явилось и падение производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономической ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения.
Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса.
1.2. Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы, политический плюрализм, сформировалась многопартийная система.
2. Начало российской модернизации
2.1. Экономическое развитие в 1991-1993 гг. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.
2.1.1. Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н. Ельциным выдвинули программу экономических реформ на 1992-1993 гг., которая включала в себя:
- свободное ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит);
- либерализацию торговли и затем
Тотальное разрушение монополии государства
на хозяйственную деятельность явилось
главной задачей либерально-
Социальное направление реформ заключалось в создании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.
Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода шоковой терапии выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар.
2.1.2. Ход реформы. С 1 января 1992 г. были отпущены цены на большинство продуктов. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20 % госпредприятий в торговле и сфере услуг. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.
Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. Проводилось сокращение доли общих военных расходов (в 1991 г. - на 67-71%).
2.1.3. Итоги первого этапа. Результаты реформ оказались глубоко противоречивы.
С одной стороны, в России был введен рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой.
С другой стороны, продолжился спад промышленного производства (на 35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа. Цены выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10-15 раз.
В результате освобождения цен денежные средства населения были конфискованы, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию.
В ходе процесса приватизации (продажи
акционированных предприятий) произошло
перераспределение
2.2. Экономическое развитие в 1993-1994 гг.
2.2.1. Новый правительственный кабинет. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В.С. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР).
2.2.2. Корректировка курса реформ. При сохранении общего направления движения в сторону рынка, ставка была сделана на поддержку государственных (в т.ч. убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, вновь получившим от правительства значительные кредиты. Протекционизм также являлся главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия с принципами проведения реформ назначенные в новый кабинет вице-премьером Е.Т. Гайдар и министром финансов Б.Г. Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.
В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.
Главным же направлением реформы стала массовая приватизация государственных предприятий во всех отраслях. Координировал этот процесс один из вице-премьеров А.Б. Чубайс.
2.2.3. Итоги. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. В то же время в условиях коррупции и сверхмонополизации приватизация имела ряд негативных последствий при очевидных успехах в ряде отраслей. В ходе приватизации произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20-30 раз и соответственно стоимости приватизационных чеков. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином остался директор, распоряжающийся доходами.
За первые годы реформ выросло количество частных банков (до 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве доля предприятий с государственной формой собственности составляла не более 15% земельных угодий (24000 колхозов). Остальные превратились в ТОО и АО, но для большинства хозяйств это было единственным изменением.
Спад производства в промышленности продолжился и составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по сравнению с 1992 г. В условиях отсутствия необходимой технико-экономической базы и помощи государства прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.
2.3. Экономическое развитие в 1995-1996 гг.
2.3.1. Попытки стабилизации положения. Правительство В.С. Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных слоев. Поощрялась предпринимательская деятельность граждан, активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций.
Приоритетной задачей на новом этапе вновь была провозглашена жесткая финансовая политика. Для решения задач в этой области и пополнения бюджета была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике. Однако несмотря на это, правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики.
2.3.2. Итоги первого пятилетия реформ. В 1990 г. производительность труда в экономике составляла 19,4 %, в 1995 г. - 13,5 %; рост промышленности в 1990 г. - 24,3 %, в 1995 г. - 16,2 %.; рост сельского хозяйства в 1990 г. - 20,7 %, в 1995 г. - 14,8 %. Значительно сократились ассигнования на науку и образование с 2% до 0,32 %.
Главной причиной процесса дальнейшего свертывания промышленности и сельского хозяйства в российской экономике является убыточность предприятий в мировых ценах, их неконкурентоспособность на мировом рынке. В связи с сокращением доли расходов на нужды АПК (с 15 % в 1991г. до 3,2 % в 1996 г.) и падения общероссийского валового сбора урожая возникла проблема продовольственной безопасности России. На фоне общего спада промышленного производствп произошло усиление сырьевой ориентации отечественной промышленности. Доля этих секторов за 1991-1996 гг. возросла более чем в 2 раза, в то время как доля машиностроения сократилась более чем на 20 %, легкой промышленности на 62 %. Сократилась доля общих военных расходов в структуре ВВП: с 7,6 % в 1990 г. до 3,82 % в 1997 г. В результате Россия потеряла традиционные рынки вооружений.
2.3.3. Иностранные инвестиции в российскую экономику. По расчетам экономистов потребности в инвестициях для структурной перестройки российской экономики на ближайшие 15 лет составляют 800 - 900 млрд. долл. (внутренние резервы России равнялись 400 - 600 млрд. долл.). Иностранные вложения (займы, инвестиции в акции приватизируемых предприятий и др.) в российскую экономику на начало 1996 г. составили 9 млрд. долл. При этом размер внешнего долга России приблизился к 130 млрд. долл. (что составляло 53 % ВВП). Но известно, что и России многие страны должны (долг развивающихся стран России как преемнице СССР равнялся 149 млрд. долл.). Поэтому, чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клуба стран-кредиторов.
2.4. Экономическое развитие в 1997 начале 1998 гг.
2.4.1. Новый состав кабинета
правительства В.С.
2.4.2. В качестве основных направлений деятельности нового правительственного кабинета были названы такие меры, как реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, реформа правительственного аппарата. Важной задачей нового кабинета была объявлена борьба с коррупцией, которая рассматривалась как одна из причин падения авторитета российской власти. В этих целях вводилось декларирование доходов и имущества руководителей, а также членов их семей. Президент поручил даже разработать свод этических правил государственного служащего, а также Кодекс государственной службы.
Новым кабинетом министров было
принято решение об отмене неоправданных
налоговых и таможенных льгот. Каждая
закупка товаров или
Катастрофическая ситуация, сложившаяся в сфере финансов к весне 1997 г., привела к принятию закона о секвестрировании расходов федерального бюджета, то есть сокращении государственных трат на 108 трлн. руб. (в том числе, снижение на 30 % затрат на оборонную промышленность, ВПК, угольные отрасли; на 50 % предусматривалось сокращение всех остальных расходы).
2.4.3. Нарастание кризисных явлений в экономике. В новом 1998 г. правительство Черномырдина предприняло ряд мер в целях выхода из финансового кризиса (был принят новый закон о банкротстве, проведена деноминация рубля). Однако в марте-апреле ситуация продолжала ухудшаться, в том числе в социальной сфере (на 9 апреля была назначена очередная Всероссийская акция протеста). 31 марта указом Президента правительство во главе с В.С.Черномырдиным было отправлено в отставку. После сложных переговоров между Президентом и Государственной думой новым премьер-министром был утвержден С.В.Кириенко.
2.5. Денежно-финансовый кризис 1998 г. Экономическое развитие в 1998-2000 г.
2.5.1. Экономический курс
С.В. Кириенко. В мае-июне месяце
ухудшение ситуация на финансовом рынке
приобрело катастрофический характер,
что было вызвано в том числе падением
мировых цен на сырье (на 30% - на металл
и в два раза на нефть) и на акции российских
компаний. Правительство выступило с заявлением
об ужесточении бюджетной политики, обратившись
одновременно за помощью к главам государств
США и Германии, а также в МВФ. Клинтон
и Коль поддержали деятельность российских
властей, а МВФ предоставил России 700 млн.
долларов очередного кредита. Одновременно
продолжились переговоры о предоставлении
России стабилизационного кредита (в размере
10-15 млрд. долларов) для недопущения девальвации
рубля. Одновременно правительством была
предложена антикризисная (
Главным условием выдачи кредита от
Мирового банка на 1998 г. называлось
дробление естественных монополий.
Поэтому правительство
2.5.2. Августовский социально-
2.5.3. Правительственный
кабинет Е.М.Примакова. 11 сентября
1998 г. новым главой правительства был утвержден
Е.М.Примаков. Главными принципами его
политики стало введение более жесткого
государственного регулирования рынка,
по возможности ограничение денежной
эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию,
борьба против криминализации в сфере
экономики, В правительстве произошло
усиление роли твердых государственников
(Е.Примакова, Ю.Маслюкова (первого
вице-премьера, председателя Мингоскомимущества; В.
2.5.4. В поисках выхода из кризиса. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков. Размер внутреннего и внешнего долга РФ в 1998 г. составил 158,8 млрд. долларов (из которых внешний 143 млрд. долл.). В обстановке финансового кризиса в России, Запад пытается навязать ей ряд выгодных ему условий (требование повысить НДС, сохранить высокие пошлины для российских экспортеров, изменить бюджетное соотношение центр-регионы, затормозить экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза увеличить первичный профицит бюджета, т.е. еще сильней урезать социальную сферу). На этом фоне развернулась борьба в верхних эшелонах власти по проблемам выхода из кризиса. В мае 1999 г. правительство Е.М.Примакова было отправленов отставку. Новым главой кабинета министров стал С.В.Степашин, которого летом 1999 г. сменил В.В.Путин,одновременно публично названный преемником Президента.