Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:53, шпаргалка
БИЛЕТ 1. Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларусии.
БИЛЕТ 2. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в VI—IX века.
БИЛЕТ 3. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй.
1.билет 1.вопрос История первобытного общества на территории Беларуси делится учеными на три периода (взависимостии от того, из каких материалов делались орудия труда); каменный, бронзовый, железный века. Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Европы датируются приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека такого типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции) Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Самые древние поселения людей найдены археологами на берегах рек Припять и Сож около деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 26—23 тыс. лет назад. Здесь найдены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, которые использовались для строительства жилья. Каменный век на территории Беларуси, по предположениям ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют.Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим.Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Затем люди жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок жизни называют матриархатом, или материнским родом. Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. и длился примерно до начала 1-го тысячелетия до н. э. В это время изделия из меди и бронзы с юга попадают на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род — патриархат, или большая патриархальная семья.В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии но соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балтские племена, которые являются предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили по бурому цвету на болоте или почве под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных домницах (печах, построенных из глины) пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, которое стало пашенным. Использовалось деревянное рало с железной нарогой-наконечником. Неумение объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Такие верования называют анимизмом (от латинского anima — душа). Вера человека в духов, которые могут вселяться в отдельные неодушевленные предметы, получила название «фетишизм». Фетиш (идол, амулет) — это предмет, который помогает своему владельцу. Каждый род имел свое священное животное — «тотем». Вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным или растением называется тотемизмом. Анимизм, фетишизм и тотемизм — одни из первых форм религии. Религиозные верования, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на возникновение искусства. Первыми его памятниками стали статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку, орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения — подвески, бусы, лунницы, заколки, музыкальные инструменты — бубен, дудки. |
2.билет 1.вопрос 1. Первые письменные сведения про славян относятся к VI в. В это время славянские племена появились в Среднем Поднепровье. Кривичи возникли в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, которые жили между Припятью и Двиной. Распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, так как в древности территория Припятского Полесья была заболочена. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».
Среди знатных людей славяне избирали предводителя — князя. Первоначально он был только руководителем дружины — отряда вооруженных и специально обученных военному делу людей. С ее помощью князь собирал с подвластного населения дань — натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай. Все важные дела в славянском племени решались на народном собрании — вече. Постепенно постоянное руководство племенем перешло к князю.
Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость обороны от врага. Поэтому города строились на естественных природных укреплениях — возвышенностях и холмах. Внутренняя часть города, укрепленная валами, рвами, стенами, называлась детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом. Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г. Наиболее распространенными ремеслами в городах были кузнецкое — изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство — изготовление глиняной посуды; кожевничество — обработка кожи; бондарство — изготовление бочек; прядение и ткачество — изготовление одежды. Важную роль в городах играла торговля. По территории Беларуси проходил средневековый торговый водный путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (Варяжское) и Чёрное (Русское) моря через реки Западная Двина и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения — волоки, по которым суда перетягивали по земле, подкладывая под них бревна |
3.билет 1.вопрос 1. В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел. Первым исторически известным полоцким князем был Рогволод. В 60—70-х гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями были убиты. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г. В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим киевским князем. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. При Владимире достигло своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киевская Русь, в состав которого, как считают некоторые историки, входила Полоцкая земля. Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, прожившая с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдашним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты здесь не один!». Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном в Полоцкую землю. Здесь для нее был построен город, названный именем сына — Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян. При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, который знал и распространял письменность вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать. Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился при помощи колдовства. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла при нем наивысшего расцвета. Войска в Полоцке состояли из дружины — специально обученного военному делу вооруженного отряда людей, а также народного ополчения, состоявшего из горожан и называвшегося «полком». На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. |
4.билет 1.вопрос Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство с IX по XIII в. существовало вместе с язычеством (многобожием).В Полоцком княжестве развивались знания и письменность. В XI в. на Полоцкой земле появилась кириллица — одна из двух азбук старославянского языка. Об этом свидетельствуют, например, надписи на Борисовых камнях, найденных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодовом камне около Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты найдены археологами в Витебске и Мстиславле.В первой половине XI в. началось летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, в которой помещены сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI в. Туровское евангелие, украшенное заставками — разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент — специально выделанная телячья кожа. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки. "Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — дочь полоцкого князя, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручить ее с княжичем, она выбрала служение Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где постриглась под именем Евфросинии. Позже она основала женский и мужской монастыри. В них переписывались церковные книги, что было в те времена делом очень трудным. Евфросиния стала первой известной нам женщиной-книгописцем. Уже на склоне жизни она совершила религиозный подвиг — отправилась в далекое и тяжелое путешествие в Святую землю (Иерусалим), где и умерла. Евфросиния Полоцкая — одна из первых женщин среди восточных славян, которую православная церковь объявила святой.Выдающимся религиозным просветителем XII в. стал туровский епископ Кирилл. Он на некоторое время замуровался в небольшой монастырской башне, имевшей несколько этажей, и жил пустынником — в изоляции от других людей. Кирилл Туровский не только читал там книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, имеющие характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».Памятником каменного зодчества (строением, возведенным из камней и кирпича, скрепленных раствором) является построенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) Софийский собор. Слово «София» обозначает «Божья мудрость», которая, по представлению верующих, управляла Вселенной. Это был третий храм такого типа, построенный на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий.При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписями красками, разведенными водой, по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных культовых построек. Одной из них была Спасо-Преображенская церковь, построенная по заказу Евфросинии Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся сегодня мощи (останки) святой Евфросинии Полоцкой.В XII в. была построена Каложская (Борисоглебская) церковь в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, которые образуют рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы были хорошо слышны молитва и голос священника.Памятником оборонительного зодчества является пятиярусная, высотой в 30 м, Каменецкая башня, построенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича.5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161г. Крест изготовлен из кипарисовой доки. Его лицевая и оборотная стороны обложены золотыми, а бока — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах помещены изображения святых, выполненные разноцветными эмалями. В кресте находились частички дерева от креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Крест Евфросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью белорусов. |
5.билет 1.вопрос
1. Причинами образования Великого княжества Литовского (ВКЛ) были следующие. Внешнеполитические причины были связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев. Внутриполитические причины требовали преодолеть феодальную раздробленность. Экономические причины были связаны с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению. Процесс образования ВКЛ начался в середине XIII в. вместе с возвышением Новогрудского княжества. Этому способствовали его удаленность от района борьбы с крестоносцами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли. Основные события, положившие начало образованию ВКЛ, разворачивались в верхнем и среднем течении реки Нёман — на территории, охватывающей современные северо-западные земли Беларуси (Гродненская область) и частично восточные земли современной Литовской Республики. В процессах образования государства приняли участие восточнославянское христианское население белорусских земель и бал гское языческое население литовских земель. Согласно предположению некоторых историков именно Новогруд- ское княжество и его местное население сыграли важную роль в объединении белорусских земель и образовании первоначального княжества Литовского. Также существует версия, что определяющую роль в образовании княжества сыграли литовские феодалы, которые захватили белорусские земли. Летопись сообщает о Литве Миндовга, одного из местных балтских князей, вынужденного в результате междоусобной борьбы направиться с остатками своей дружины с балтской территории в соседний Новогрудок. Здесь этот князь-язычник принял христианство и сделал город своей резиденцией. В 1253 г. произошла коронация Миндовга. При великом князе Гедимине в 1316—1341 гг. большая часть современных белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно три четверти населения ВКЛ до середины XIV в. составляли, как считают ученые, представители белорусской народности. Укрепление единовластия в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине. В 1323 г. он основал постоянную столицу государства в Вильно (теперешний Вильнюс — столица Литовской Республики). Принципом государственной жизни при Гедимине было следующее: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он уважительно относился к земельным владениям феодалов и выступал за сохранение исторических традиций населения ВКЛ. При Гедимине возросла роль великого князя как правителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имелись в виду прежде всего жители белорусских земель — Витебской, Брестской, Минской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. В результате государство получило название «Великое княжество Литовское и Русское». Под «Литвой» тогда понималась территория по верхнему и среднему течению Нёмана, а под «Русью» — территория в верховьях Западной Двины и по Днепру. В первой половине XV в., когда была присоединена Жемайтия — западная часть современной Литвы, государство получило полное название «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское». |
6.билет 1.вопрос Политическое развитие ВКЛ было связано с деятельностью великого князя Ольгерда в 1345—1377 гг., который добился расширения границ ВКЛ. В результате удачной битвы на реке Синие Воды в 1363 г. была освобождена от ордынцев территория Украины. Трижды Ольгерд, стремившийся подчинить себе восточнославянские земли, совершал походы на Московское княжество, не желая усиления московского князя Дмитрия Ивановича. После смерти Ольгерда великим князем в 1377—1392 гг. был Ягайло. Он стремился укрепить свою власть в ВКЛ и рассчитывая на поддержку со стороны Польского королевства. Самой Польше также требовалась сильная королевская власть. В 1385 г. была заключена Кревская уния — соглашение об объединении ВКЛ и Польского королевства. Одним из его условий была женитьба великого князя литовского 34-летнего Ягайло на дочери польского короля 13-летней Ядвиге. В результате Ягайло стал польским королем. Он принял католичество и издал привилей — грамоту, которая давала дополнительные права феодалам католического вероисповедания. Привилей не распространялся на православных феодалов. Ягайло, в отличие от своего деда Гедимина, стремился сделать католическую церковь господствующей в ВКЛ, что вызывало недовольство православной части населения. Княжение Витовта в 1392—1430 гг. было связано со стремлением сохранить государственную самостоятельность ВКЛ. Он активно вел борьбу против окатоличивания. Между Ягайло и Витовтом началась борьба, которая завершилась заключением в 1392 г. Островского соглашения о власти в княжестве. Ягайло передал ее Витовту, который стал великим князем литовским. При нем ВКЛ стало одним из крупнейших по своей территории государств в Европе, размещавшимся на просторах от Балтийского до Чёрного моря. В 1430 г. великим князем литовским стал младший сын Ольгерда Свидригайло. Его главной опорой были феодалы православного вероисповедания. Он привлекал их к государственному управлению, раздавал им замки и должности. Это вызвало недовольство других феодалов ВКЛ, которых поддержали крупные польские землевладельцы. Договорившись между собой, они объявили великим князем Сигизмунда Кейстутовича. Произошел временный раскол ВКЛ. Это привело в 1432—1436 гг. к войне за власть между сторонниками Свидригайло и Сигизмунда. Война закончилась победой Сигизмунда, ставшего великим князем. Государственный строй ВКЛ во время Гедимина, Ольгерда и Витовта представлял собой неограниченную монархию — власть одного правителя в государстве. Его обязанностями были оборона страны, издание законов, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, объявление войны и заключение мира, распоряжение государственной казной (денежными средствами), назначение на государственные должности. В
конце XV в. окончательно оформился второй
высший орган государственного управления
в ВКЛ — общий (вальный) сейм, на
заседаниях которого кроме панов-рады
и служебных лиц могли ВКЛ в начале XVI в. постепенно становится сословно- представителъной монархией. Роль панов-рады и вального сейма в государственном управлении делается более значительной, чем роль великого князя. Он оставался первым лицом в государстве, однако уже не был единоличным правителем и подчинялся воле панов-рады. |
7.билет 1.вопрос 1. После смерти Ольгерда великим князем стал Ягайло. Он стремился укрепить свою великокняжескую власть в ВКЛ и рассчитывал на поддержку со стороны Польского королевства, что стало внутриполитической причиной союза с ним. Внешняя угроза со стороны крестоносцев стала внешнеполитической причиной сближения ВКЛ и Польши. 14 августа 1385 г. в Кревском замке была заключена Кревекая уния — соглашение об объединении ВКЛ и Польского королевства во главе с одним правителем. Великий князь литовский Ягайло, женившись на дочери польского короля Ядвиге, присоединил к своему великокняжескому еще и титул польского короля. Одним из условий Кревской унии было принятие Ягайло католичества. Он издал привилей — грамоту, дававшую дополнительные права и вольности феодалам католического вероисповедания. Привилей не распространялся на православных феодалов. Последствиями заключения Кревской унии стало укрепление обороноспособности ВКЛ и вместе с тем усиление позиций католической церкви в ВКЛ. В 1363 г. великий князь Ольгерд разбил трех ордынских ханов на реке Синие Воды (территория современной Украины). В результате этой победы были освобождены украинские земли. 7 сентября 1380 г. князь Андрей Полоцкий участвовал в Куликовской битве против ордынцев на стороне московского князя Дмитрия Ивановича, за победу в битве прозванного Донским. Трагически завершилась для войска ВКЛ во главе с великим князем Витовтом в 1399 г. битва на реке Ворскле (территория современной Украины) с правителями Золотой Орды. Решающее значение в борьбе с крестоносцами имела Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г. между объединенными силами польско-литовско-белорусского войска и Тевтонским орденом. Войска ВКЛ насчитывали 40 хоругвей — боевых отрядов количеством от 60 до 600 копий. Копьем называлась боевая тройка: рыцарь верхом на коне, оруженосец и лучник. Хоругви ВКЛ возглавил великий князь литовский Витовт. Польское королевство выставило 50 хоругвей. Общее управление объединенным войском союзников осуществлял польский король Ягайло. В объединенном войске были хоругви из Украины, русская дружина из Новгорода Великого, отряд из Чехии под руководством будущего героя гуситского движения Яна Жизюси и татарская конница. По подсчетам историков, войско союзников насчитывало около 40 тыс. человек. Поражение Тевтонского ордена означало крах 200-летней агрессии (нападение одного государства на другое) крестоносцев в Европе. Победа над крестоносцами значительно повысила авторитет ВКЛ и Польского королевства среди других стран. Уния 1413 г. подтвердила союз ВКЛ с Польским королевством, но в отличие от Кревской унии 1385 г. власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. При Витовте ВКЛ стало одним из крупнейших государств в Европе, которое простиралось от Балтийского до Чёрного моря. Со второй половины XV в. начинается затяжная военно-политическая борьба ВКЛ с Московским государством за первенство в Восточной Европе. В результате многочисленных войн ВКЛ постепенно утратило главенствующую роль в собирании всех восточнославянских земель.Внешнеполитическая ситуация в ВКЛ была также обусловлена опасностью с юга, которую представляли крымские татары. ВКЛ, чтобы откупиться от их набегов, платило ордынщину. Несмотря на это, земли ВКЛ почти каждый год страдали от татарских набегов. Однако после ряда крупных поражений в начале XVI в. от войск ВКЛ под руководством наивысшего гетмана (главнокомандующего) Константина Острожского татарские нападения постепенно становятся редкими и менее ощутимыми. |
8.билет 1.вопрос 1. Хозяйственная жизнь в ВКЛ была связана с сельским хозяйством. В личной собственности крупных феодалов находились земли, которые можно было продавать, дарить, обменивать. Количество таких земель постоянно росло. Крупных землевладельцев называли панами (современные историки называют их магнатами). Большинство феодалов — средних и мелких землевладельцев — с XVI в. стали называться шляхтичами. Великий князь был крупнейшим владельцем государственных земель. Их количество увеличивалось в результате присоединения к ВКЛ новых территорий. Доходы от этих земель шли в государственную казну, которой распоряжался также князь. За пользование землей феодала крестьяне должны были исполнять барщину — отработку определенного количества дней на земле феодала или платить чинш — денежный налог за пользование земельным наделом. Крестьян, отдававших натуральную дань сельскохозяйственными продуктами за пользование землей феодала, называли данниками. С XV в. они платили чинш. Cуществовал ряд дополнительных повинностей: толоки — совместные сезонные хозяйственные работы, исполнявшиеся всеми крестьянами вместе; гвалты, или сгоны, — общие срочные работы (строительство дорог, мостов и т. д.). В XIV—XV вв. крестьяне из землевладельцев превратились в землепользователей. Крестьяне делились на похожих (свободных), имевших право переходить от одного феодала к другому, и непохожих (крепостных) — тех, кому такой переход был запрещен. В 1447 г. великий князь Казимир издал привилей, обеспечивавший феодалам, в отличие от крестьян, владение землей на правах полной собственности. В 1468 г. был составлен Судебник Казимира — первый сборник законов ВКЛ. Согласно этому документу крестьяне лишались права свободного перехода от одного феодала к другому, следовательно они прикреплялись к земле, на которой жили и которую обрабатывали. Издание Судебника 1468 г. означало юридическое оформление закрепощения крестьян — утраты крестьянами своего права собственности на землю и превращения их в зависимых от феодала. Состояние городов в XIV—XV вв. определялось тем, что около 40 % всех городов находились в частной собственности феодалов. Население таких городов стремилось избавиться от феодальной зависимости. С конца XIV в. великие князья, учитывая это стремление городских жителей, своими грамотами стали даровать городам магдебургское право, или право на самоуправление (его название происходит от немецкого города Магдебурга, который первым в истории в XIII в. получил такое право). Согласно этому праву горожане освобождались от феодальной зависимости и создавали свой орган власти — магистрат и суд, а ремесленники — свои ремесленные объединения. Коренных свободных горожан называли мещанами. Первым из городов ВКЛ магдебургское право получил в 1387 г. город Вильно. Первым вольным городом на территории современной Беларуси стало в 1390 г. Берестье (теперешний Брест). Самый древний город Беларуси Полоцк приобрел магдебургское право в 1498 г. Минск — современная столица Беларуси — получил право на самоуправление в 1499 г. |
9.билет 1.вопрос 1. В XIV — начале XVI вв. жители территории Беларуси выделяли себя среди других народов, находившихся в составе ВКЛ. Название «русины» относилось к населению Подвинья и Поднепровья (Витебская, Могилёвская области), название «литвины» — к жителям Верхнего Понёманья (Гродненская область), а более позднее название «полешуки» — к тем, кто жил на Полесье (Брестская и Гомельская области). После
вхождения белорусских земель в
состав ВКЛ православие было преобладающей
верой среди местных жителей. После заключения
Кревской унии 1385 г. между ВКЛ и Польшей
православная церковь в ВКЛ была ограничена в своих правах,
началось насаждение католичества. Представителем латиноязычной поэзии стал Микола Гусовский — уроженец белорусской земли. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», посвященную описанию сцен охоты на зубров в Беловежской пуще, а также времени правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове. Борьба с внешней угрозой вызвала строительство целого ряда замков, имеющих массивный и суровый вид. Самым древним и крупным является Новогрудский замок, возведение которого происходило поэтапно начиная с X—XI вв. В первой половине XIV в. строятсч замки в Лиде и Крево. Памятником оборонительной архитектуры стал Гродненский замок. В культовом строительстве ярким примером готического оборонного храма является Троицкий костел в д. Ишкольдь (Бзрановичский район), возведенный в 1472 г. Церковь-крепость была возведена в конце XV — начале XVI в. в д. Сынковичи (Зельвенский район). Она выполняла также роль замка. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками — росписями красками, разведенными на воде, по свежей штукатурке. Белорусские художники-живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одно из первых известных сегодня произведений — образ «Матерь Божия Умиление» из Малориты. Выдающимися примерами книжного дела являются рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали изображениями, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно прикрепляли застежки, чтобы книгу можно было закрыть. У современных историков существуют разные версии относительно происхождения названия «Белая Русь». Одни связывают название со стороной света, где находится Беларусь. Другие — с особенностями населения Беларуси, которое носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи — с религиозным положением: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Более вероятным является мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ. |
10.билет 1.вопрос 1.
Новое государство под В 1569 г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. На сейме польской шляхте удалось добиться от короля Польши и великого князя литовского Си- гизмунда Августа значительных территориальных уступок, что осложнило положение ВКЛ в составе Речи Посполитой. Ряд богатейших земель ВКЛ вошел в состав Польши, в результате чего территория ВКЛ значительно уменьшилась. Отдельными в ВКЛ и Польше сохранялись:административный аппарат (государственные должности); законодательство (в ВКЛ оно было представлено Статутом 1588 г.); судебная организация (высшим судебным органом в ВКЛ являлся с 1581 г. Главный Литовский трибунал); войско, основой которого в XVI в. в ВКЛ являлось по- сполитое рушение — всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и военнообязанных мужчин, которых выставлял со своих земельных владений каждый шляхтич;' титул (сохранялись официальные названия государств при существовании общего названгя «Речь Посполитая»); печать с символом государства (в ВКЛ — изображение погони, в Польше — изображение орла);язык официального делопроизводства (старобелорусский — в ВКЛ, польский и латынь — в Польше). Результаты Люблинской унии заключались в том, что ВКЛ вместе с Польшей образовали общую Речь Посполитую. Такое объединение двух соседних стран называется федерацией — государством, состоящим из самостоятельных государственных образований, объединенных на определенных условиях в одну страну. В составе этого шляхетского многонационального государства ВКЛ существовало до конца XVIII в. В 1588 г. с участием канцлера ВКЛ Льва Сапеги был подготовлен и издан Статут ВКЛ. В нем было записано, что занимать государственные должности и получать земли в Великом княжестве могли только граждане ВКЛ. |
11.билет 1.вопрос Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает имя восточнославянского и белорусского гуманиста, первопечатника и просветителя, ученого и писателя, уроженца древнего Полоцка Франциска Скорины (около 1490 — около 1551). Первоначальное образование он получил, как предполагают историки, в Полоцке и Вильно, затем в 16 лет окончил Краковский университет. Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала он получил в Кракове степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем успешно сдал экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете. Его портрет находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах. Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины сочетала в себе опыт европейского книгоиздания и традиции белорусского искусства. 6 августа 1517 г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге печатную книгу Библии — «Псалтырь». Он перевел Библию на церковнославянский язык в белорусской редакции, понятный простым людям. Значимость того, что сделал Ф. Скорина, заключается в напечатанных им 23 книгах Библии (найдено 20), его предисловиях и послесловиях, содержащихся в текстах гравюрах — иллюстрациях. Ф. Скорина трижды напечатал в изданных им книгах собственный портрет. Это единственный случай за всю историю издания Библии в Восточной Европе. На титульном листе Библии отражена, как считают исследователи, своеобразная печать (герб) Скорины как доктора медицины с изображениями Солнца и серпа Луны с человеческими лицами, которые символизируют получение и передачу знаний, физическое и духовное возрождение человека. Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины продолжилась на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал «Малую подорожную книжку» и «Апостол». Гуманист Ф. Скорина оставил нам свой моральный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый ест в серци единого кажпого человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, который содействует распространению письменности. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение — зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина — основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Родине. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають». |
12.билет 1.вопрос 1. Последователем Ф. Скорины в деле книгопечатания считают Сымона Будного. Он в 1562 г. в Несвиже издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке под названием «Катехизис».В 1564 г. в Москве Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали книгу «Апостол», однако из-за преследований духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1569 г. выпустили «Евангелие учительное». Вероятно, в 1570 г. шляхтич Василий Тяпинский на собственные средства издал на церковнославянском и старобелорусском языках «Евангелие». В 1588 г. в Виленской типографии, основанной П. Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Ма- моничей, был издан Статут ВКЛ 1588 г. на старобелорусском языке. В 1619 г. в местечке Евье (территория современной Литвы) была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, которая на протяжении XVII—XVIII вв. служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. По ней учился грамоте великий русский ученый Михаил Ломоносов.В середине XVI в. на белорусские земли начали проникать идеи Реформации. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, чтобы она стала дешевой для прихожан, за богослужение на родном языке, высказывали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических богослужений. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества — в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, потому что хотели обособиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Наиболее ярким представителем реформационного движения в Беларуси стал один из самых знаменитых представителей известного магнатского рода канцлерBKJI Николай Радзивилл Чёрный. Его образно называют «отцом Реформации в ВКЛ».Во всех странах Европы во второй половине XVI в. началось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация (слово «контр» обозначает «против»). Его главными проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые через распространение идей просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси стали униатами.Система образования на территории Беларуси включала начальные школы при православных братствах и протестантских сборах; школы при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинцев; иезуитские коллегиумы, а также первое в ВКЛ высшее учебное заведение — Виленскую иезуитскую академию. Она была создана на базе иезуитского коллегиума, начавшего свою деятельность в 1570 г., и имела статус университета.По решению ЮНЕСКО Мирский замок и архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже внесены в список Всемирного культурного наследия.Замки, которые раньше строились как объекты обороны, начинают перестраиваться, главным образом, в места постоянного жительства магнатов. Для них стали характерны роскошь в оформлении, пышность убранства. Такие черты приобрел, например, замок в Гродно, перестроенный во дворец при короле Речи Посполитой Стефане Батории.При строительстве церквей и костелов в этот период начинают преобладать черты архитектурного стиля барокко, который пришел из Западной Европы. Первым архитектурным памятником этого стиля стал иезуитский костел Божьего Тела в Несвиже. Он был построен по проекту итальянского архитектора Яна Марии Бернардони, который 13 лет работал в Несвиже. Большую площадь под костелом занимает фамильная гробница князей Радзивиллов — своеобразное «царство мертвых». На протяжении нескольких столетий здесь хоронили в саркофагах хозяев Несвижского замка.Распространение реформационного движения в ВКЛ нашло отражение в строительстве кальвинских сборов (церквей). Первый кальвинский сбор с типографией был открыт в Бресте благодаря усилиям Николая Радзивилла Чёрного.В изобразительном искусстве со второй половины XVI в. на белорусских землях получает развитие портретный жанр. В произведениях живописи отражались образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет князя Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах/которого за большой рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Интересным является мемориальный (сделанный в память) портрет жен магната Януша Радзивилла — Ката- жины и Марии, созданный виленским художником Иоганном Шреттером.Наиболее ярким примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного театра — батлейки. Батлейка представляла собой ящик из досок в виде хатки или церкви, внутри которого показывались (водились по специальным горизонтальным рейкам) куклы-персонажи, сделанные из дерева или цветной бумаги. При иезуитских коллегиумах возникли школьные театры, где использовались польский, старобелорусский, а также латинский языки для их прочного усвоения. |
13.билет 1.вопрос 1. В XVI в. в ВКЛ постепенно устанавливается фольва-рочное хозяйство, продукция которого предназначалась для продажи. Фольварк — двор и феодальное хозяйство землевладельца. Переход к фольварочному хозяйству был связан с развитием торговли зерном, которая давала феодалам все большую прибыль. В1557 г. великим князем литовским и королем польским Сигизмундом II Августом был подписан документ под названием «Устава на волоки». Чтобы упорядочить крестьянское землепользование и повинности крестьян, была введена единая стандартная мера земельной площади — волока, равная 21,36 га, с которой от крестьян требовались одинаковые налоги и повинности. Крестьянские хозяйства получили в среднем одну волоку на две семьи. Средний крестьянский надел составлял примерно 10,6 га — полволоки. Лучшие земли отошли под панские фольварки. Раздел земли на волоки получил название «волочная помера». Производство в фольварочном хозяйстве было основано на выполнении работ по обработке земли и сбору урожая крестьянами. Но земля не принадлежала крестьянам. Магнаты и шляхта законодательно оформили свое право на владение землей. Крестьяне вынуждены были обращаться к феодалу, чтобы тот выделил им земельный надел. За пользование наделом крестьяне выполняли повинности. Главными из них являлись барщина — отработка определенного количества дней в неделю на земле феодала (в XVI в. она увеличилась с 1 до 2, а в XVII в. составляла уже 3—4 дня в неделю) и чинш — денежный налог. Введение волоки означало дальнейшее закрепощение крестьян. Юридически оно было закреплено в Статутах ВКЛ 1529,1566,1588 гг. В них были определены сроки поиска и возвращения беглых крестьян. Закрепление
в сельском хозяйстве фольварков,
продукция которых 2. В XVI в. в белорусских городах, где от 25 до 50 % населения занималось ремеслом, возникали цеха — организации мастеров по разным специальностям. Ремесленник, который не входил в такую организацию, не мог продавать свою продукцию на местном рынке. Чтобы добиться звания мастера, нужно было сначала побыть его учеником, потом подмастерьем, сдать экзамен на звание мастера — создать шедевр (оригинальную вещь, которую называли «штукой»), В XVIII в. цеховая организация промышленного производства начинает уступать место мануфактурному производству. Мануфактурами называли предприятия, основанные на ручном грудей широком его разделении. В отличие от цехов на мануфактурах использовался наемный труд (за определенную плату на протяжении определенного рабочего времени) и существовало его разделение. Мануфактуры возникали прежде всего в малых городах и местечках, потому что в крупных городах значительную конкуренцию им составляли цеха. Первые мануфактуры появились в 10—30-е гг. XVIII в. Это Налибокская и Уречская мануфактуры по изготовлению изделий из стекла. Уречская мануфактура стала первым предприятием по изготовлению зеркал во всей Речи Посполитой. Широкую известность имели Слуцкая и Несвижская мануфактуры шелковых поясов, принадлежавшие Радзивиллам. Ткацкая мануфактура в Кореличах славилась своими изделиями — гобеленами (безворсовыми коврами), на которых изображались исторические события, скатертями, полотном для обивки стен, служившим в качестве тогдашних обоев. |
14.билет 1.вопрос 1. Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в. 1. Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси из Европы начинают проникать идеи Просвещения, связанные с приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом становится образованный человек. Во время распространения идей Просвещения особое значение получило развитие образования и науки. Школьное дело на рубеже XVII—XVIII вв. находилось в руках церкви. Школьное образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Виленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579 г. С 1781 г. академия называлась Главной школой ВКЛ. Ее ректором был Мартин Почобут-Одляницкий — ученый-природовед, астроном, который изучал планету Меркурий, определил координаты многочисленных населенных пунктов на территории Беларуси. Высокий уровень образования обеспечивали также иезуитские коллегиумы. С середины XVIII в. начались изменения в школьном образовании. В 1773 г. была создана Адукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), которая за 20 лет своей деятельности открыла 20 школ средней ступени. Благодаря ее усилиям на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство делом образования перешло из рук церковных учреждений к государственным органам. В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории современной Беларуси — «Газета Гродненская» (на польском языке). Среди известных ученых был Казимир Семенович — автор книги «Великое искусство артиллерии», которая была издана в 1650 г. в Амстердаме. Он одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником теории полетов в космическое пространство. Одним из наиболее видных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, ученый, мыслитель и просветитель Симеон Полоцкий. Он был учителем восьмилетнего Петра I, для которого напечатал «Букварь языка славенска». По его инициативе было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинcкая академия. По произведениям Симеона Полоцкого студент этой академии Михаил Ломоносов впервые познакомился со стихосложением. Симеон Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открытого при царском дворе в 1672 г., в котором часть актеров составляли жители Беларуси. Главным делом жизни уроженца Брестчины Казимира Лыщинского стали размышления о человеке и его божьем начале. В своем трактате «О несуществовании Бога» он писал: «Человек — создатель бога, а бог — создание человека. Таким образом, люди — творцы богов, и бог является не настоящей сущностью, а созданием разума...». Он высказал также мысль о том, что наша планета — не центр Вселенной, избранный Богом, а один из немногих населенных объектов. Церковники, в руки которых попала рукопись К. Лыщинского, потребовали смертной казни безбожнику. По приговору суда Речи Посполитой он был обезглавлен и сожжен на костре, а его прах развеян выстрелом из пушки. 3. В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов — в Ружанах, Огинских — в Слониме, Тизенгаузов — в Гродно и др. Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую известность приобрели театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были произведения хозяйки Несвижа писательницы Франтишки Уршули Радзивилл. Театр Михала Казимира Огинского в Слониме был назван «усадьбой муз». В нем происходили грандиозные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на нее на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений. Театр вмещал до 2500 зрителей. В XVIII в. на первый план среди искусств вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов. Автором известного полонеза «Прощание с родиной» является Михал Клеофас Огинский — участник восстания 1794 г., направленного против раздела Речи Посполитой. В живописи популярным оставался портретный жанр. Во второй половине XVIII в. были созданы портреты Михала Казимира Огинского и последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.1920-х - 1930-е гг. |
15.билет 1.вопрос 1. В июне 1812 г. 600-тысячная армия французского императора Наполеона Бонапарта вступила в пределы Российской империи, начав боевые действия на территории Беларуси. Первоначально французская сторона планировала разгромить русские армии в приграничных боях, обосноваться в Вильно и заставить российского императора Александра I пойти на заключение мира. Но этот план не осуществился. Русские армии (1-я — генерала М. Барклая де Толли, штаб находился в Вильно; 2-я — генерала П. Багратиона, штаб — в Волковыске), отступив, объединились под Смоленском. Разбить их на территории Беларуси не удалось.В оборонительных боях под Полоцком отличился один из лучших кавалерийских генералов русской армии Я. Кульнев, отряд которого одержал победу над наполеоновскими войсками. Смертельно раненный ядром, генерал приказал перед смертью снять с себя мундир с боевыми наградами, чтобы противник не узнал о такой большой утрате. Под Могилёвом значительные силы французской армии сдерживал корпус генерала Я. Раевского. Примером героизма для солдат стал поступок самого генерала, который вместе с двумя несовершеннолетними сыновьями поднял своих воинов в атаку. Осознав, что план молниеносного разгрома российской армии провалился, Наполеон склонялся к мысли закончить боевые действия в Витебске и начать здесь мирные переговоры с Александром I. Однако французская армия могла сохранить свою боеспособность только двигаясь вперед. А впереди были Бородинская битва в августе 1812 г., захват Москвы и бегство из нее. Руководство российской армией в это время осуществлял фельдмаршал М. Кутузов. Под его командованием началось изгнание французских захватчиков. Во
время отступления Войска русской армии были укомплектованы рекрутами, набранными также и из белорусских губерний на 20-летний срок службы. Их количество было значительно большим в сравнении с теми жителями Беларуси, которые находились в составе войск Наполеона. В начале войны крестьянство Беларуси с приходом Наполеона связывало надежду на освобождение от крепостной зависимости, потому что в соседней Польше личная зависимость крестьян от помещиков была им ликвидирована. Однако Наполеон не пошел на освобождение белорусских крестьян. Бесконечные реквизиции (принудительное изъятие имущества и скота в пользу армии) и грабеж вызвали массовое сопротивление крестьянства, а также городских жителей. В таких условиях в Беларуси развернулось партизанское движение. Особенную активность в борьбе с французскими войсками проявили жители деревни Жарцы под Полоцком. Некоторые из них были награждены крестами и медалями. |
16.билет 1.вопрос 1. Вхождение земель Беларуси в состав Российской империи 1. В 1772 г. в Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная Беларусь. Причины разделов Речи Посполитой заключались во внутриполитическом положении. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма действовало право «либерум вето». Согласно ему если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. Единогласие являлось главным условием принятия постановления сейма. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Речь Посполитая постепенно стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела. Попыткой спасти государство от гибели стало принятие сеймом 3 мая 1791 г. Конституции Речи Посполитой. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим войском и финансами. Хотя Конституция и заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было уже упущено. 2. В 1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой. Под власть российской императрицы Екатерины II отошла центральная часть белорусских земель. Попыткой сохранить независимость Речи Посполитой в рамках 1772 г. (до первого раздела) стало восстание 1794 г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. Он руководил восстанием на территории Польши. В предшествующий период своей жизни Т. Костюшко семь лет провел в Америке, где активно участвовал в борьбе североамериканских колоний против английского колониального господства. Он был лично знаком с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, дружил с одним из авторов американской «Декларации независимости» Томасом Джефферсоном. Т. Костюшко является национальным героем США и Польши, почетным гражданином Франции. Восстание проходило под лозунгом «Свобода, целостность, независимость». Активное участие в нем приняли патриотическая шляхта, мещанство, духовенство. В BKJ1 во главе восстания стоял полковник Якуб Ясинский. Здесь был создан отдельный от Польши орган руководства восстанием — Наивысшая Литовская рада. Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772 г. нашел отклик только среди магнатов и шляхты ВКЛ. В изданном документе «Полонецкий универсал» Т. Костюшко также обещал освободить от крепостной зависимости тех крестьян, которые участвовали в восстании. В результате отряды повстанцев пополнились косинерами — крестьянами, вооруженными косами. На территории Беларуси они составляли до одной трети от численности участников восстания. Однако достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не удалось. Оно было подавлено царскими войсками. В1795 г. было подписано соглашение о третьем, окончательном разделе Речи Посполитой между Россией, Австрией, Пруссией. К России отошли западнобелорусские земли. |
17.билет 1.вопрос 1. Общественно-политическое положение в Беларусибыло связано с движением за возрождение Речи Посполитой в границах 1772 г. В 1830—1831 гг. произошло шляхетское восстание в Польше. Представители его демократического течения во главе с историком И. Лелевелем добивались расширения восстания на земли бывшего Великого княжества Литовского. Ими был выдвинут лозунг «За нашу и вашу свободу», который стал в будущем символом объединения российских и польских революционеров. После подавления восстания царское правительство взяло курс на ослабление польского влияния в белорусских губерниях. У шляхтичей (участников восстания) конфисковывали (принудительно Отбирали в собственность государства) поместья. Значительное место в политике правительства занимал «разбор шляхты». On представлял собой проверку документов о дворянском происхождении и перевод на этой основе части шляхты в налогооблагаемые сельские и городские сословия. Дворянского титула лишались обычно мелкие шляхтичи, которые были основной движущей силой восстания. В 1831 г. было отменено действие Статута Великого княжества Литовского в Витебской и Могилёвской губерниях, а в 1840 г. — в Минской, Гродненской и Виленской губерниях, где вводилось российское законодательство. В России за борьбу против самодержавия выступили дворянские революционеры-декабристы, которые предприняли попытку поднять вооруженное восстание в декабре 1825 г. (отсюда и название «декабристы»). Их деятельность в Беларуси связана с руководителем Северного общества декабристов Никитой Муравьёвым, который составил «минский вариант» проекта российской конституции. В 1823 г. был разработан так называемый бобруйский план восстания: арест царя и его свиты во время осмотра войск в Бобруйской крепости. Однако он не был осуществлен. Студент Виленской медико-хирургической академии Франц Савич основал в 1836 г. в Вильно Демократическое товарищество. Его участники пропагандировали идеи дружбы народов в борьбе против самодержавия, выступали за освобождение крестьян и наделение их землей. 2. Экономическое положение в первой половине XIX в. характеризовалось существованием фольварочно-барщинной системы и полной личной зависимостью крестьян, от помещиков. Вся пригодная для обработки земля помещиков находилась в пользовании крестьян, которые за это выполняли барщину. В середине XIX в. крестьянским хозяйствам, имевшим надел в одну волоку (мера площади, равная 21,36 га), устанавливалось 12 дней барщины в неделю (по 6 дней мужской и женской). Такие условия труда не вызывали у крестьян материальной заинтересованности. Только в крупных хозяйствах использовали железные плуги, жнейки, молотилки, веялки. Сельскохозяйственный труд продолжал оставаться ручным. Развивалось винокурение — переработка картофеля на спирт. Картофель как техническое сырье, собранный с одной 'десятины, при его переработке на спирт давал помещикам примерно в четыре раза больше дохода, чем урожай ржи с десятины земли. Важным источником доходов помещиков стало льноводство. С конца 30-х гг. XIX в. в помещичьих хозяйствах начали выращивать сахарную свеклу, которую на сахароваренных заводах перерабатывали на сахар. С
целью приспособления существующей
системы хозяйственных |
18.билет 1.вопрос Причины отмены крепостного права заключались в том, что существование феодально-крепостнических отношений тормозило дальнейшее развитие страны. Феодально-крепостнические пережитки проявлялись в отсутствии у крестьян собственности на землю и их личной свободы. Постепенно у российского императора Александра II и членов правительства созрела мысль провести реформу сельского хозяйства «сверху», не ожидая, пока аграрный вопрос будет решен «снизу», т. е. путем крестьянского бунта. При этом предусматривалось сохранить право собственности дворян-помещиков на землю, а крестьянам дать личную свободу, но без наделения их землей. Условия освобождения помещичьих крестьян от крепостной зависимости были определены в Манифесте, подписанном Александром II19 февраля 1861 г. Крестьяне получили личную свободу и определенные гражданские права, которые коренным образом изменили их положение. Получив личную свободу, бывшие помещичьи крестьяне не получили землю. Земля оставалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю по установленной правительством цене. Правила выкупной операции (выплаты крестьянами денег за земельные наделы) были одинаковыми для всех губерний России. 20 % необходимой суммы крестьяне платили непосредственно помещику, а остальные 80 % суммы помещикам давало государство. Крестьяне были обязаны на протяжении 49 лет выплатить государству эту сумму, а также проценты за ее ссуду. Общая сумма, которую крестьяне вынуждены были заплатить за землю, в 3 раза превышала ее рыночную стоимость. До полного выкупа земли крестьяне считались временнообязанными и должны были за пользование наделом земли, как и раньше, отрабатывать барщину или платить помещику чинш (денежный оброк). Таким образом, отработочная форма хозяйства, характерная для феодального строя, сохранялась. 3. В результате аграрной реформы 1861 г. помещики на территории Беларуси оставили в своей собственности более половины всех земель (примерно в 2 раза больше, чем в других губерниях европейской части России). Самые лучшие участки земли отошли к помещикам, что привело к чересполосице, при которой помещичьи и крестьянские наделы (полоски) земли чередовались в зависимости от плодородия почвы. Крестьянские наделы в Беларуси составили только 1/3 всей земли. В Витебской и Могилёвской губерниях, где было широко распространено общинное землепользование, предусматривались нормы крестьянских наделов от 4—5,5 до 1—2 десятин надушу мужского пола. В Виленской, Гродненской, Минской и частично Витебской губерниях, где существовало подворное землепользование, сохранялись земельные наделы, которые крестьяне имели до реформы.Реформа содействовала достаточно медленному развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве по «прусскому пути», связанному с сохранением помещичьей собственности на землю. Получившие личную свободу крестьяне становились вольнонаемной рабочей силой. Многие хозяйства, использовавшие наемный труд, приобретали предпринимательский характер. |
19.билет 1.вопрос 1. Массовое участие в восстании приняла шляхта, которая добивалась возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г., что и было его причиной. Наиболее решительно настроенная часть шляхты связывала осуществление своих целей с подготовкой и проведением вооруженного восстания против самодержавия при поддержке крестьян. Сторонников такой тактики действий называли «красными». Часть крупных помещиков — «белые» — надеялась достигнуть названной цели мирным путем без участия крестьянства.С целью предотвращения участия крестьян в восстании, которое началось в 1863 г. в Польше, царское правительство изменило некоторые положения реформы 1861 г.и упразднило временнообязанное положение крестьян. Были также уменьшены на 20 % выкупные платежи. Это повлияло на участие крестьян в восстании. Среди повстанцев они составили всего 18 %.2. Руководителем «красных» — шляхетских революционеров в Беларуси был Константин (Кастусь) Викентий Калиновский. К революционной деятельности он приобщился во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись в 1861 г. на родину, он создал на Гродненщине революционную организацию. Осенью 1862 г. стал председателем Литовского провинциального комитета в Вильно — центре «красных» в Литве и Беларуси, который возглавил подготовку вооруженного восстания против царских властей.Большую роль в организации восстания сыграло издание с лета 1862 г. К. Калиновским вместе с соратниками первой революционно-демократической газеты в Беларуси «Му- жыцкая праўда». Вышло семь ее номеров. К. Калиновский на страницах газеты пропагандировал идею народной крестьянской революции и сформулировал идею демократического народного государства: «...не народ зроблены для ўрада, а ўрад для народа». Номера газеты он подписывал псевдонимом «Яська — гаспадар з-пад Вільні».Отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, разногласия между участниками восстания, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев под руководством виленского генерал-губернатора М. Муравьёва привели к их поражению. Осенью 1863 г. вооруженная борьба в Беларуси была подавлена.К. Калиновский был арестован. Находясь в тюрьме, он написал и передал на волю три письма, известные под названием «Письма из-под виселицы» («Пісьмы з-пад шыбеніцы»). Из писем следовало, что К. Калиновский не признавал московское или польское правительство для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за свое право... за свою Родину». Уже стоя под виселицей, К. Калиновский после объявления ему смертного приговора, в котором его назвали «дворянином», произнес: «У нас нет дворян — все равные!». |
20.билет 1.вопрос 1. В XIX в. возникло новое научное направление — бело- русоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей, в 1855 г. основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов. Одним из основателей белорусоведения был археолог, этнограф, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археологических находок, обнаруженных в результате раскопок около тысячи курганов, он передал Виленскому музею древностей. Позже для многотомного издания «Живописная Россия» он написал отдельный том, посвященный белорусско-литовскому краю. С позиций теории «западнорусизма» освещал вопросы истории Беларуси Михаил Коялович. Согласно этой теории белорусы рассматривались как составная часть русского этноса. М. Коялович утверждал, что главное направление развития белорусского края связано с возвращением его от польского католичества к русскому православию: 2. Центром образования являлся Виленский университет. В 1817 г. по инициативе студентов университета Тома- ига Зана, Адама Мицкевича, Яна Чечота было создано общество филоматов — любителей наук. Оно занималось исследованиями языка, веры и обычаев белорусов, истории родного края. В 1832 г. Виленский университет был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830—1831 гг. Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность». В 1836 г. преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ. Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилёвской губернии Земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля. В 1864 г. он был закрыт в связи с событиями восстания 1863—1864 гг. После этого получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи. Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища, церковноприходские школы и школы грамоты, а в городах — приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные с изучением математических и природоведческих предметов. В 1887 г. распоряжением министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев. В конце XIX в. количество грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным. Мировую известность получил друг Адама Мицкевича по Виленскому университету, участник общества филоматов Игнат Домейко. После восстания 1830—1831 гг. он оказался в эмиграции в Чили. За достижения в изучении геологии и минералогии на территории этого государства он получил звание почетного гражданина Чили. Он создал в Чили этнографический музей, ввел метрическую систему измерения, написал несколько учебников. Чилийское правительство объявило И. Домейко национальным героем республики. Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю адвеку і маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Почтальон» стало в переводе известной русской песней «Когда я на почте служил ямщиком». Особое место в литературном наследии первой половины XIX в. занимает творчество крестьянского поэта Павлюка Багрима. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошло только один — «Заиграй, заиграй, хлопче малый...». Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» («Шляхціц Завальня-, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»), где использованы белорусские сказки и предания.5. В изобразительном искусстве в жанре исторической живописи работал портретист Валентий Ванькович. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др. |
21.билет 1.вопрос 1. Развитие промышленности Беларуси в начале XX в. было связано с промышленной революцией. Она означала постепенный переход от ручного к машинному труду, формирование и количественный рост промышленной буржуазии и фабричного пролетариата. В 60—80-е гг. XIX в. окончательно определилась специализация белорусской промышленности — переработка местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. В начале XX в. в первую очередь развивалось картонно-бумажиое, спичечное и лесохимическое производство. Продолжался
процесс преимущественного Большую долю в Беларуси составляло ремесленное и мануфактурное мелкое производство. Широкое распространение получили предприятия, где работали 5—15 рабочих и не было парового двигателя. В 1900 г. на одно предприятие в среднем приходилось 39 рабочих. Самым крупным предприятием во всей Беларуси считалась табачная фабрика Шерешевского в Гродно. В начале XX в. начинается процесс объединения капиталов в форме акционерных обществ. В Минске действовало акционерное общество спичечной фабрики «Молния», в Гродно — табачной фабрики «Нёман». Российским и зарубежным акционерным обществам принадлежали льнопрядильная фабрика «Двина», электрическая станция и трамвай в Витебске. Активно велось железнодорожное строительство. В крупные железнодорожные узлы превратились Минск, Витебск, Брест, Барановичи, Гомель. 2. Развитие сельского хозяйства в начале XX в. было связано с проведением аграрной реформы. Она получила название столыпинской по фамилии ее инициатора — премьер- министра России П. А. Столыпина. Ее первоначальным этапом стало разрушение крестьянской общины и закрепление общинных земельных наделов в личную собственность крестьян. Крестьяне могли закрепить землю в собственность в отрубе за счет выделения участка в пределах деревни. Когда крестьянин переселялся из деревни на участок земли за ее пределами, то этот участок называли хутором, а крестьянина — хуторянином. К созданию хуторского хозяйства стремились зажиточные крестьяне, которых называли кулаками. Они стали одним из источников формирования сельской буржуазии — опоры самодержавия в деревне. Подворное землевладение в западных регионах Беларуси (Гродненская, Минская и Виленская губернии) содействовало закреплению хуторского хозяйства, потому что крестьянская община там не существовала. Ее разрушение осуществлялось в Могилёвской и Витебской губерниях, где крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. Для большинства бедняков и середняков завести хуторское хозяйство было невозможно из-за отсутствия или недостатка средств. Главный феодальный пережиток того времени — дворяне - ко-помещичье землевладение — реформой не затрагивался. Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной урожайной земли. Царское правительство предприняло определенные шаги по привлечению крестьян-переселенцев к переезду в азиатскую часть России. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы, обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулись назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни. Особенностью столыпинской реформы в Беларуси стало введение в 1911 г. земств — выборных органов местного самоуправления в трех белорусских (Витебской, Могилёв- ской и Минской) губерниях. В западных губерниях (Гродненской, Виленской и Ковенской) земства не вводились по причине значительного преобладания среди их избирателей католиков, которых относили к полякам и которым царское правительство не доверяло после восстания 1863—1864 гг. |
|