Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:53, шпаргалка
БИЛЕТ 1. Жизнь и занятия первобытных людей на территории Беларусии.
БИЛЕТ 2. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в VI—IX века.
БИЛЕТ 3. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй.
1.билет 1.вопрос История первобытного общества на территории Беларуси делится учеными на три периода (взависимостии от того, из каких материалов делались орудия труда); каленным, бронзовый, железный века. Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Европы датируются приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека такого типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции) Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Самые древние поселения людей найдены археологами на берегах рек Припять и Сож около деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 26—23 тыс. лет назад. Здесь найдены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, которые использовались для строительства жилья.
Каменный век на территории Беларуси, по предположениям ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют.Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим.Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Затем люди жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок жизни называют матриархатом, или материнским родом. Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. и длился примерно до начала 1-го тысячелетия до н. э. В это время изделия из меди и бронзы с юга попадают на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род — патриархат, или большая патриархальная семья.В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии но соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балтские племена, которые являются предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили по бурому цвету на болоте или почве под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных домницах (печах, построенных из глины) пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, которое стало пашенным. Использовалось деревянное рало с железной нарогой-наконечником. Неумение объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Такие верования называют анимизмом (от латинского anima — душа). Вера человека в духов, которые могут вселяться в отдельные неодушевленные предметы, получила название «фетишизм». Фетиш (идол, амулет) — это предмет, который помогает своему владельцу. Каждый род имел свое священное животное — «тотем». Вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным или растением называется тотемизмом. Анимизм, фетишизм и тотемизм — одни из первых форм религии. Религиозные верования, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на возникновение искусства. Первыми его памятниками стали статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку, орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения — подвески, бусы, лунницы, заколки, музыкальные инструменты — бубен, дудки. |
2.билет 1.вопрос 1. Первые письменные сведения про славян относятся к VI в. В это время славянские племена появились в Среднем Поднепровье. В VIII- IX вн. на территории Беларуси сложилось несколько объединений восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, что их название могло образоваться от слова «кровные», что означает «близкие по крови». Кривичи возникли в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, которые жили между Припятью и Двиной. Распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, так как в древности территория Припятского Полесья была заболочена. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».
Среди знатных людей славяне избирали предводителя — князя. Первоначально он был только руководителем дружины — отряда вооруженных и специально обученных военному делу людей. С ее помощью князь собирал с подвластного населения дань — натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай. Все важные дела в славянском племени решались на народном собрании — вече. Постепенно постоянное руководство племенем перешло к князю.
Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость обороны от врага. Поэтому города строились на естественных природных укреплениях — возвышенностях и холмах. Внутренняя часть города, укрепленная валами, рвами, стенами, называлась детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом. Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г. Наиболее распространенными ремеслами в городах были кузнецкое — изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство — изготовление глиняной посуды; кожевничество — обработка кожи; бондарство — изготовление бочек; прядение и ткачество — изготовление одежды. Важную роль в городах играла торговля. По территории Беларуси проходил средневековый торговый водный путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (Варяжское) и Чёрное (Русское) моря через реки Западная Двина и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения — волоки, по которым суда перетягивали по земле, подкладывая под них бревна |
3.билет 1.вопрос 1. В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел. Первым исторически известным полоцким князем был Рогволод. В 60—70-х гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями были убиты. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г. В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим киевским князем. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. При Владимире достигло своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киевская Русь, в состав которого, как считают некоторые историки, входила Полоцкая земля. Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, прожившая с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдашним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты здесь не один!». Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном в Полоцкую землю. Здесь для нее был построен город, названный именем сына — Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян. При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, который знал и распространял письменность вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать.
Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился при помощи колдовства. Неизвестный автор «Слова о походе Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла при нем наивысшего расцвета. Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ на действия Всеслава трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого напали в 1067 г. на пограничный город Полоцкой земли — Менск (нынешний Минск). Город был сожжен, а его жители — меняне — взяты в плен и проданы в рабство.
Войска в Полоцке состояли из дружины — специально обученного военному делу вооруженного отряда людей, а также народного ополчения, состоявшего из горожан и называвшегося «полком». На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. |
4.билет 1.вопрос
|