Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:42, шпаргалка

Краткое описание

Образование Древнерусского государства (VIII-XI вв.). Особенности экономического и социально-политического развития Киевской Руси.
Первые киевские князья (IХ – Х вв.) Принятие христианства
Наивысший расцвет Киевской Руси (ХI – начало ХII вв).

Файлы: 1 файл

История общая - ответы.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

Подведу свой итог его аграрной реформы: никаких плюсов не вижу, а минусов  дохрена

  1. Провал попыток реформ, нарастание застойных явлений в экономической и социальной сфере общества (вторая половина 60-х-начало 1980-х годов).

После смещения Хрущева во главе  страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение  о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин. Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном  свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась  безуспешной. В этом основнаяпричина  неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово- промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно- Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Особенности периода и его этапы

Двадцатилетие от Хрущева до Горбачева  образно называют периодом "застоя", что конечно весьма условно. Определенное развитие продолжалось, но все большее нарастание противоречий. Условно можно выделить три периода: 

вторая половина 60-х гг. – попытки  реформ

первая половина 70-х гг. – победа консервативных тенденций, но еще относительно стабильное состояние; стояние экономики

со второй половины 70-х гг. –  явный упадок экономики, всеобщий развал в т.ч. и в силу потери Брежневым  работоспособности

Значительной спецификой отличается первый этап. В первые годы после смещения Хрущева политика нового руководства отличалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, с самого начала прослеживалось стремление к свертыванию демократических преобразований (начало восхваления Сталина, в 1966 г. – процесс над Даниэлем и Синявским). С другой стороны, состояние экономики требовало проведения хотя бы минимума назревших преобразований. Поэтому в первое время после прихода к руководству Брежнева курс правящих кругов парадоксальным образом сочетал консервативные и реформистские тенденции. Перелом с 1968 г. – после интервенции в Чехословакию – усиление консервативных тенденций, все больший отказ от реформ. На XXIV съезде (1971 г.) было провозглашено вступление СССР в стадию "развитого социализма". Это стало как бы официальной идеологией "застоя": из концепции вытекало, что все основные проблемы уже решены. 

Социально–экономическое развитие 

Промышленность. В сентябре 1965 г. принимается  решение о начале экономической  реформы в промышленности ("косыгинская  реформа"). Сущность – расширение самостоятельности предприятий, переход от показателя валовой продукции к реализованной продукции, – словом допущение элементов рыночной экономики. Первые шаги реформы вселяли надежду, – ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка (1966–1970) оказалась самой удачной за все советские годы. 

Однако по мере нарастания консервативных тенденций реформа сворачивается. Вновь основным в управлении экономикой становятся сверхцентрализация, мелочная регламентация, диктат. В результате темпы экономического роста все более падают, нарастает застой. Уже в десятой пятилетке (1976–1980) – план по промышленности выполнен лишь наполовину и это при условии, что промышленность всегда имела приоритет. СССР все больше отстает в НТП, особенно в электронике – даже в военной сфере, куда бросались основные средства. К середине 80-х гг. в США использовалось около 800 тыс. ЭВМ, а в СССР – 50 тыс. 

Сельское хозяйство. Еще более резко тенденции застоя и кризиса проявились в сельском хозяйстве. В марте 1965 г. была объявлена реформа: расширялась самостоятельность колхозов и совхозов, усиливалось финансирование. При Брежневе в сельское хозяйство было вложено средств больше, чем за все прошлые годы советской власти. Но затем – отказ от реформы, возвращение к диктату. Огромные средства использовались нерационально (строительство животноводческих комплексов, мелиорация). В начале 80-х гг. – резкое ухудшение продовольственного снабжения, введение талонов. И это при условии огромных закупок за рубежом за счет "нефтедолларов".  

Социальная сфера. При Брежневе значительный рост денежных доходов – повышение зарплаты, пенсии колхозникам. Многие люди получили квартиры, купили холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.д. сложился определенный средний стандарт уровня жизни. Но доходы росли быстрее, чем производство, усиливался дефицит как выражение инфляции. Кругом очереди, главная проблема – "достать". Обобщающим показателем деградации экономической системы явилось снижение продолжительности жизни населения, – по этому показателю к середине 80-х гг. страна оказалась отброшенной на 50-е место в мире, отстав даже от многих развивающихся стран.

  1. Причины перестройки и её последствия (1985-1991 гг.).

Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое  экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого.

11 марта 1985 г. Генеральным секретарём  ЦК КПСС был избран самый  молодой член Политбюро Горбачёв  М.С. 
Горбачёв родился 2 марта 1931 г. в с. Привольном Ставропольского края в семье председателя колхоза. В 1950 г. он поступил на юридический факультет МГУ. С 1955 г. находится на комсомольской работе, а с 1962 г. — на партийной работе. В 1970 г. он был назначен 1-м секретарём Ставропольского крайкома КПСС. С 1978 г. он работает секретарём ЦК КПСС по сельскому хозяйству. В 1980 г. он был избран членом Политбюро ЦК КПСС. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Он, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. Дефицит государственного бюджета СССР в 1985 г. был равен 13,9 млрд. рублей. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощью силовых методов — «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По складу личности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.

Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин.

К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга  порождал ряд проблем. Всё трудней  было найти новых кредиторов. Последние  требовали всё более высокие  проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам.

Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства  было резкое падение мировых цен  на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки — около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.

Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым  оценкам ежегодно обходилась экономике  в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике.

В-четвёртых, в 1983 г. президент США  Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической  оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» — космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Таким образом, сложилась ситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.

Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики — планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.

Экономические преобразование эпохи  Горбачёва прошли три этапа.

I этап (1985 — 1986 гг.) — этап «ускорения  социально-экономического развития».  Главная идея состояла в том,  что социализм имеет огромные  неиспользованные ресурсы, необходимо  ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом.

II этап (1987-1989 гг.) — этап либерализации  экономики. Введение элементов  рыночной экономики. Цель —  совместить плановую экономику  с рыночной экономикой.

III этап (1990-1991 гг.) — неудачные попытки  проведения рыночных реформ.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится  в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор».

В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.

Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил  соратник Горбачёва — секретарь  ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.

Антиалкогольная кампания привела  к положительному эффекту. Сократилось  потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в  трудоспособном возрасте, увеличилась  средняя продолжительность жизни. Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"