Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

история.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

Значение  Соборного Уложения 1649 г. велико, поскольку данный акт является не только сводом законов, но и реформой, давшей чрезвычайно добросовестный ответ на нужды и запросы того времени.

Соборное  Уложение 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Данный источник законодательства представляет собой свиток длиной 230 м, состоящей из 25 глав, разделенных на 959 рукописных столбцов, напечатанный весной 1649 г. огромным для своего времени тиражом – 2400 экземпляров.

Условно все главы можно объединить в 5 групп (или разделов), соответствующих  главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах.

Источниками при составлении Уложения были:

1) «Правила святых Апостолов» и «Правила святых Отцов»;

2) византийское законодательство (насколько оно было известно на Руси по кормчим и другим церковно-гражданским юридическим сборникам);

3) старые судебники и уставы прежних государей российских;

4) Стоглав;

5) узаконения царя Михаила Федоровича;

6) боярские приговоры;

7) Литовский статут 1588 г.

Соборное  Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства – самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, которая изменила положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда – составили основу административно-полицейских преобразований.

Помимо  понятия «лихое дело» в значении «преступление», Соборное Уложение 1649 г. вводит такие понятия, как «воровство» (соответственно, преступник назывался «вором»), «вина». Под виной понималось определенное отношение преступника к содеянному.

В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.

2. В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчинятся Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик. В августе 1938 г. принимается закон "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды. В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. 
После убийства С.Кирова было принято постановление "О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов", вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования. На показательных процессах над Зиновьевым и Каменевым, потом Радеком и Пятаковым, затем Бухариным и Рыковым соратники Ленина потрясли мир, "сознаваясь" в терроре, шпионаже, в антисоветизме. В июне 1937г. в один день осудили и казнили 8 военачальников. Всего сталинские палачи репрессировали более 40 тыс. командиров, будто в подарок Гитлеру к войне.

 

Билет № 15.

1. Уголовное право. Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы уголовного права. Преступление именуется «лихим делом». Впервые специальную главу составляют преступления против религии, далее шли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким отнесены преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетчество, подделка царских печатей). Подробно описаны воинские, имущественные преступления, преступления против личности.

Разнообразнее стали меры наказания, ярко выраженной целью наказания было устрашение, при этом наказание носило сословный характер. Предусматривалось применение смертной казни, как простой, так и квалифицированной, широко применялось членовредительство, предусматривались тюрьма и ссылка. Штраф занимал незначительное место среди мер наказания. По-прежнему различались две формы процесса – состязательный и разыскной. Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, доносам, жалобам потерпевших, а также непосредственно по указанию царя. Широко применялись повальный обыск и пытка. Регламентировались основания и порядок применения пытки по религиозным, государственным и другим преступлениям. Большинство гражданских дел и некоторые уголовные рассматривались в состязательном процессе.

Развивалась система формальных доказательств. Определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные, главным доказательством  считалось признание обвиняемого  или ответчика. Большое значение имели такие доказательства, как ссылка из виноватых (стороны ссылались на группу свидетелей) и общая ссылка (обе стороны ссылались на одного свидетеля). В качестве доказательства сохранялась присяга – «крестное целование».

 

2. Предпосылки: 20-30-е годы – формирование тоталитарной системы власти (ликвидация оппозиции; запрет фракций). Сращивание партийной власти с властью государственного аппарата: руководство партии одновременно занимает руководящие государственные должности. Ужесточение партийного контроля и реорганизация  его органов: Центральной контрольной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции (ЦКК – РКИ).

     Централизация управления  экономикой. Социалистическая реконструкция  народного хозяйства. Усиление планового начала в экономике: два плана – индустриализации и коллективизации. Коллективизация сельского хозяйства - формы и методы. Административная реформа. Централизация заготовок, (Комитет заготовок  - Комзаг) и создание машино-тракторных станций - МТС. Уставы сельхозартели (1930, 1935гг.). Индустриализация – формы и методы государственного управления. Итоги и результаты.

     Кредитная реформа  – преобразование кредитной системы:  централизация, параллельная с  централизацией системы управления промышленностью.

      Реорганизация управления промышленностью: ликвидация функциональной системы управления экономикой, установление производственно-территориального принципа управления (XVII съезд партии, начало 1934г.).

     Ликвидация во всех  звеньях советского хозяйственного  аппарата специальных секторов проверки исполнения. Контроль возлагается на руководителей советских и хозяйственных органов, часть контролирующих функций у профсоюзов.

Билет № 16.

1. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора(≪по палатам≫) посословно. Напечатанный текст был разослан в приказы и на места. Впервые была предпринята попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется. Источниками Уложения стали судебники, указные книги приказов, царские указы,  думские приговоры, решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора), Стоглав, литовское и византийское законодательство. Уже после 1649 г. в комплекс правовых норм Уложения вошли новоуказные статьи о разбоях и  душегубстве (1669), о поместьях и вотчинах (1677), о торговле (1653

и 1677).

2. С окончанием войны кодификационные работы были возобновлены. Если в 1919–1920 гг. происходило, главным образом, накопление опыта, то 1922–1923 гг. вошли в историю советского права как годы разработки и принятия кодексов..

Кодификационные работы охватили все  сферы жизни и были произведены  с неслыханной быстротой: в июле 1922 г. вводится в действие Уголовный  кодекс, 15 ноября того же года – Кодекс законов о труде, 1 декабря – Земельный кодекс, через месяц (с 1 января 1923 г.) – Гражданский кодекс, с 15 февраля 1923 г. – Уголовно-процессуальный кодекс, с 1 сентября 1923 г. – Гражданско-процессуальный кодекс, наконец, тогда же – Лесной кодекс, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов. В 1926 г. издано Систематическое собрание действующих законов СССР. В 1927 г. началась более широкая кодификационная работа, образовалась комиссия, которая должна была собрать действовавшие на 1 июня 1929 г. законодательные акты в систематизированном виде.

Билет № 17.

1. Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять».

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей».

Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления монарха, который являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов.

Император – фактически глава русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна.

К концу XVII—началу XVIII вв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии:

1) централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. число воевод возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру, а в конце XVII в. были образованы более крупные административные единицы – разряды;

2) в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться земские соборы);

3) был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями);

4) Россия в 1721 г. стала империей, усилились ее экспансионистские устремления;

5) законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий;

6) основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев («шляхетства»);

7) в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»).

Движущие  силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.

2. СССР – федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР.

Система национально-государственного устройства СССР:

1) Союз ССР;

2) равноправные (вначале – суверенные) республики.

Обсуждение  проекта объединения советских  республик (1922 г.) явилось первым этапом образования национально-государственного устройства СССР. Предложения о форме государственного устройства:

1) конфедеративное (В. И. Ленин);

2) унитарное (И. В. Сталин).

В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП из своего состава сформировало специальную комиссию для разработки возможной формы объединения. Таковой была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР).

Специальная комиссия ЦК РКП подготовила проект Договора об образовании СССР. После  длительного обсуждения проекта «Основные пункты Конституции» были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы в республики на обсуждение.

Вторым  этапом образования национально-государственного устройства СССР явилось обсуждение проекта Договора о создании СССР и его подписание. Съезды Советов советских республик приняли решение об образовании СССР и избрали своих полномочных делегатов на I съезд Советов СССР. 23–29 декабря состоялся последний Х Всероссийский съезд Советов, на котором присутствовали делегаты республик I Всесоюзного съезда. Х Всероссийский съезд Советов принял решение о создании СССР и о вхождении в его состав РСФСР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. Он окончательно принял решение об объединении советских социалистических республик в СССР. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, которые позднее послужили основой первой Конституции СССР 1924 г.

Договор о создании СССР первоначально подписали  РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР.

Принцип федеративного устройства СССР: открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик.

Последующее развитие СССР – третий этап образования его национально-государственного устройства. Первоначально Бухарская и Хорезмская не были советскими республиками, потому не вошли в состав СССР. Туркестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов разделили республики на Узбекскую ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УССР в 1926 г.), Киргизскую АССР.

 

Билет № 18.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"