Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:16, реферат
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.
2. В Конституции 1936 г. закреплялась федеративная система, состоявшая из разнородных субъектов. Полноправными субъектами Федерации являлись только
союзные республики. В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три
союзные республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные республики. Все вновь образованные республики приняли свои конституции, бравшие за основу и образец союзную. Наряду с внутренними национально-территориальными преобразованиями в конце 30-х гг. в состав СССР вошли новые союзные республики. Милитаризация государства и общества, отмеченная в 30-х гг.,
выразилась и во внешней экспансии. Территория СССР расширилась за счет включения в нее бывших независимых республик Прибалтики, а также территорий, аннексированных у Польши, Румынии и Финляндии. 17 сентября 1939 г. Красная армия вступила в Польшу, чтобы оказать помощь украинским и белорусским братьям по крови. В конце сентября 1939 г. советское правительство заключило договор о взаимопомощи с Эстонией, предоставившей Советскому Союзу свои военно-морские базы. Через несколько недель аналогичные договоры были заключены с Литвой и Латвией. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР, мотивируя это решение обращением к нему народных собраний≫ обеих территорий. В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г.
вошедшую в состав РСФСР в качестве автономной республики). В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР (Северная Буковина и несколько уездов Бессарабии) и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Латвии и Литвы в федерацию в качестве союзных республик.
Билет №9.
1. Предпосылками возникновения сословно-
Новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. Создавалась видимость того, что к государственному управлению привлекались не только бояре и дворяне, но и другие слои населения. Первый собор был созван в 1549 г.
В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства, а также выборные от дворянства, верхи посадских людей (торговые люди, крупное купечество).
Продолжительность
заседаний земских соборов
Правовое положение населения. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия: бывшие удельные князья, крупные и средние бояре. Бывшие удельные князья выступали противниками централизации, некоторая же часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть, но в дальнейшем (особенно после введения опричнины) между царем и боярством возник конфликт. Наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство, которые по большей части поддерживали монарха.
Огромные земельные владения продолжали концентрироваться в руках церкви. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения.
В годы опричнины и войн началось массовое бегство крестьян, в связи с чем в 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. В 1597 г. был издан Указ об урочных летах – исковой давности по спорам о беглых крестьянах. Первоначально срок давности равнялся 5 годам, потом он неоднократно увеличивался, пока Соборное Уложение 1649 г. не разрешило искать беглых бессрочно.
Холопы еще сохранялись, их правовое положение оставалось прежним. Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками, они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. К барщине все больше начинают привлекать и крестьян, окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Во второй половине XVI и в XVII вв. продолжался рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивалась численность посадского населения, которое в XVII в. прикреплялось к посаду.
2. В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах. В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата. Происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства. Сложилась четырехзвенная структура органов управления: главк-управление-отдел-сектор. В ходе реорганизации аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор. Было произведено значительное сокращение численности аппарата (как центрального, так и местного). В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным Принципом управления, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали Советы народного хозяйства (совнархозы). Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться. В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший Совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства). В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953—1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены. Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу. Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти. Постановление ЦК КПСС (январь 1957 г.) «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» В 1945 г. в связи с возможной угрозой властям со стороны военных власти приняли меры по усилению идеологической работы в армии и изоляции некоторых высших военных чинов. В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана. В октябре 1952 г. на Девятнадцатом съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах: Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен также состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу же после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат. В марте 1953 г. Верховный Совет СССР объявил амнистию для лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, партработников, хозяйственников и военных. В июле 1948 г. было издано Положение о дисциплинарной ответственности судей. В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре в СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым было предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же были упразднены управления юстиции при областных (краевых) Советах и часть их функций передана соответствующим судам.
Билет № 10.
1. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха. Значение Боярской думы изменилось, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивала монарха, даже введение опричнины принципиально ничего не изменило. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не пошатнула принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, и вся власть временно перешла к Боярской думе («Семибоярщина»). Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Монарх нуждался в земских соборах для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, руководствуясь поддержкой земских соборов, могли через них проводить соответствующую политику даже поперек воли Боярской думы.
2. Изменения в праве. Вносились изменения в институт брака: фактические брачные отношения теряли юридическую силу, устанавливался судебный порядок расторжения брака. В сфере наследственного права расширился круг наследников по закону, устанавилась очередность призвания наследников.Вводилась трудовая мобилизация и трудовая повинность. Самовольный уход рабочих и служащих предприятий военной промышленности с работы приравнивался к дезертирству. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы до 3 ч в день. Отпуска предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Были приняты жесткие нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству, на период войны устанавливался повышенный минимум трудодней в колхозах. Произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным делам: были определены новые составы преступлений. При совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других судебная репрессия усиливалась. Осужденным часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте, широко практиковалась отсрочка исполнения приговоров с направлением в действующую армию.
Билет № 11.
1. Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых Московским великим князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ – частное поручение, а не орган. Но в XVI–XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов».
Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.
Приказ происходит от слова «приказывать». Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.
Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья – глава приказа(боярин).
Система приказной системы управления:
Вся территория Русского государства
в период сословно-представительной
монархии делилась на уезды (наиболее
крупные административно-